Секреты мастерства фотографа: включаем фотовспышку

Как показывают мои наблюдения, владельцы цифровых фотоаппаратов, довольно редко задумываются о том, в каком режиме работает встроенная в камеру фотовспышка. Как правило – это автоматическое определение включения подсветки фотовспышкой. В большинстве случаев это оправданно: недостаточная освещенность объекта съёмки, автоматика фотоаппарата включает вспышку для «вытягивания» экспозиции кадра. Тем не менее, существуют некоторые условия съёмки, при которых полезно включить фотовспышку.

Вспышка отключена. Принудительное включение вспышки

Представьте, ясный солнечный летний день, Вы собираетесь сделать портретный снимок, но условия съёмки таковы, что солнце находится за спиной объекта съемки, то есть светит Вам в объектив. Причём, оговорюсь, прямых лучей солнца, попавших в объектив, может и не быть. Вы делаете снимок, смотрите, что получилось и что же Вы видите? Тёмная фигура на светлом фоне. Вспышка, включенная в авторежиме, не сработала, поскольку замер фотоэлемента показал, что света достаточно. Автоматике невдомёк, что вы снимаете. Она делает замер количества попавшего света на фотоэлемент. В ручном режиме установки экспозиции можно увеличить время выдержки. Но тогда при достаточном освещении натуры окажется, что фон пересвечен и потерял полутени… Что же делать? Как быть? Включаем фотовспышку в принудительный режим! Не забываем установить баланс белого в режим использования вспышки. Делаем снимок. Теперь всё на своих местах! Натура освещена вспышкой, а фон естественным светом. Красота!

Хочу рассказать несколько особенностей съёмки при использовании встроенной фотовспышки. Помните, что направленная вспышка делает изображение плоским, выбеленным, и чем ближе объект съёмки, тем сильнее эффект.

При фотографировании удаленных объектов с приближением (увеличением фокусного расстояния) zoom-ом, эффективность фотовспышки уменьшается, и зачастую Вы получаете на снимках красные лица с «горящими» как у вампиров глазами. Кстати, о эффекте «красных глаз». Это бич встроенных фотовспышек. Дело в том, что лампа фотовспышки находится в непосредственной близости от оптической оси объектива, и её отражение от сетчатки глаз попадает в кадр. К слову, обратите внимание, насколько далеко от объектива расположены лампы профессиональных фотовспышек, они вынесены за счет высокого корпуса. В фотостудиях, вспышки ещё более удалены от фотоаппарата. Всё это помогает избегать не только эффекта «красных глаз», но и появления бликов – тоже неприятной вещи для фотографа.

Вообще говоря, свет фотовспышки крайне желательно рассеивать. У профессиональных фотовспышек рассеивание света добиваются либо дополнительными насадками, либо направлением потока света на светлые отражающие поверхности (стены, потолок) или на «визитку» — специальную пластину на самой вспышке. Но как же быть со встроенными вспышками, если они бьют светом прямо в лицо Вашим моделям? Ничего не поделаешь, приходится мириться. Попробуйте использовать режим защиты от эффекта «красных глаз». В этом случае перед срабатыванием затвора, лампа делает несколько коротких срабатываний, благодаря которым зрачки глаз рефлекторно сужаются и количество «красных глаз» на снимке уменьшается.

Блики от вспышки

Так же следует помнить, что в кадр может попасть отраженный блик от вспышки. Это происходит, если перед Вами находятся хорошо отражающие поверхности: витрины магазинов, гладкие металлические или прочие предметы, картины за стеклом, зеркала. Кстати последние можно с успехом использовать для боковой подсветки: если поставить модель у зеркала, а самим находиться так, чтобы не видеть своё отражение — часть света от вспышки отразится и»прорисует»модель сбоку.

Тень от вспышки

Неприятный эффект резкой тени появляется, когда модель находится вблизи ровной светлой поверхности (стены и т. п.). Особенно если Вы делаете вертикальный кадр. Подсветка вспышкой, в этом случае, осуществляется сбоку, что и влечёт появление резких теней.

Особенностей использования вспышек превеликое множество. Вы узнали лишь о немногих из них. Но даже они помогут Вам полнее и шире использовать возможности фотовспышки, получая относительно более качественные снимки.

Также читайте про накамерные вспышки Godox