Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Киевская сахара — оригинальное место для фотоcессий в Киеве

Это место стоит упоминания в отдельной статье. Киевской сахарой называют песчаную пустошь, расположенную в 20 минутах ходьбы от метро Позняки.

Пустыня образовалась на этом месте во время постройки жилых массивов на левом берегу.

Находится сразу за супермаркетом «Метро». Карта как её найти:

киевская пустыня как проехать

Неотъемлемой особенностью ландшафта являются старые трубы, выглядящие на общем фоне довольно пост-апокалиптично. Встречаются также кустарники и небольшие деревья.

 

Видео фотосессии:

Обзор объектива Гелиос 81Н 2/50 МС

Начну с того, что я горжусь отечественным производителем. Приятно держать в руках этот объектив киевского производства! Он производился на киевском заводе Арсенал в качестве штатного объектива к зеркальным фотоаппаратам «Киев-17», «Киев-19», «Киев-20».

гелиос 81н с адаптером под canonОбъектив Гелиос-81Н (или ARSAT H 2/50) имеет байонет типа Н (то же самое, что и Nikon F). Это значит, что его можно без переходника одевать на современные тушки от Никона. Но , так как у меня фотоаппарат Canon, я купил переходник (стоимостью в половину этого объектива). На фото справа — объектив с одетым переходником. К слову, установка переходника не мешает фокусировке на бесконечность, как это иногда бывает в таких случаях. Мало того, благодаря чипу, возможна съёмка в режиме Av и работает подтверждение фокусировки (очень удобно).

объектив helios 81nОбъектив очень порадовал. Чем? Первые ощущения — его приятно держать в руках. Он очень компактный и в то же время ощущается солидно из-за металлического корпуса.

Во-вторых, конечно, же качество изображения. Несмотря на то, что я приобрел экземпляр с царапинами, он резкий по всему полю начиная с открытой и дает контрастную картинку с высоким разрешением. Пример изображения в полном разрешении.

Фокусировка

К ручной фокусировке нужно привыкнуть. Снимать движущихся людей крайне сложно. Эти два фактора увеличивают количества брака. Даже используя фокусировку через live view, можно получить не резкие кадры. Это — объектив для вдумчивой творческой съемки. Не для репортажа — это точно. На него легко снимать пейзажи — фокусировка в таком случае не нужна в принципе. Он компактен, его можно брать в путешествие. Но даже на художественной модельной фотосессии в ручной фокусировке есть недостатки. Бывает, просто упускаешь интересные моменты за счет длительного процесса фокусировки. Должен упомянуть, что кольцо фокусировки имеет очень плавный и длинный ход. Это плюс, если нужно фокусироваться на деталях и снимать относительно неподвижный объект. Но если нужно резко сменить фокус с ближнего объекта на дальний — это будет непросто.

Ещё из недостатков: он плохо справляется с контровым изображением. С этим нужно быть осторожным.

Качество изображения

Теперь подробней о качестве изображения и боке. Собственно, из-за боке я и покупал этот объектив. Серия фотографий без обработки и с обработкой.

Боке мне напоминает конфетти — очень радует. Гуглу даже часто задают запрос «как закрутить боке на гелиосе» — что уже говорит о красоте и востребованности этого рисунка.  Это тот случай, когда можно сказать, что объектив рисует. Например, Canon 24-70 2.8L дает отличную картинку и приятное боке. Но такой художественности не даёт. Дорогущий современный зум уступает в художественности дешевому советскому объективу.

Конечно, фото на Гелиос 81Н требуют куда больше цветокоррекции, чем фото на родные объективы от Canon. Гелиос более капризный, дает намного больше мыльных фото или фото с засветами. Но те кадры, которые получаются, зачастую не уступают современным объективам по качеству и, тем более, художественности.

Сравнение с современными объективами

Ниже я приведу фото для сравнения современных фиксов от Canon и Sigma с Гелиосом 81Н. Все фото без обработки, только размер уменьшен.

sigma vs helios

Разница в цене этих объективов где-то в 25 раз. Эти кадры заставляют задуматься о том «навіщо платити більше?». Но эти фото, так сказать, вырваны из контекста. Сигма будет давать резкие, контрастные снимки в 99% случаев. В случае с Гелиосом 81Н, я бы сказал 70/30. Здесь съёмка проводилась при удачном освещении, поэтому об кадра удались. Появись тут боковой или контровый свет, Гелиос бы давал много бракованных фото с засветами (бленда к этому объективу обязательна). В следующих сравнениях с Canon будет хорошо видна разница в цветопередаче.

Кроме того, сделать этот кадр на Сигму занимает секунды 2-3. Пока я снимаю модель на Гелиос, она успевает заскучать. Я пропускаю массу эмоций на её лице, пока с Гелиосом ловлю фокус в live view. А если я буду фокусироваться без него, процент брака будет больше.

По ссылкам фоторепортажи с Майдана на Гелиос 81Н и на Sigma 35 1.4. Все фото можно посмотреть в полном размере.

canon vs helios

Здесь сцены немного разные. Но видно главное преимущество Canon (не говоря о молниеносном и точном автофокусе) — отличная цветопередача. Все снимки на Гелиос нуждаются в существенной цветокоррекции. Фото на Canon дают контрастные, и в то же время, естественные цвета. На этих фото также видно и отличие в боке: у Canon плавное и равномерное размытие, у Гелиоса же свой фирменный рисунок. Canon также лучше прорабатывает полутона и тени.

canon против гелиоса

Одна из причин, по которой я не могу полностью проводить фотосессию на Гелиос — это его цветопередача, о которой я уже писал выше. Фото однозначно нуждается в коррекции. В то время, как кадр на Canon практически готов к употреблению. Зато боке не перестает радовать. Но тут есть ещё один нюанс. Для того, чтоб снять этот портрет на 50мм, мне пришлось подойти довольно близко. На нижнем кадре видно, что нос у модели зрительно больше, чем на верхнем снимке. Тут другой ракурс, но это лишь потому, что в анфас нос получался ещё хуже — поэтому я выбрал этот угол зрения. Что я хочу сказать: на 50мм лицевые портреты снимать нехорошо. Во-первых, в силу искажений на лице (что бы там ни говорили про то, что 50мм это фокусное расстояние, которое ничего не искажает) и, во-вторых, чисто психологического фактора, когда приходится стоять с моделью нос к носу (для некоторых моделей это может быть дискомфортно). Лицевые портреты надо снимать на телевик.

Резкость у Гелиоса феноменальная, несмотря на царапины на моем экземпляре. Вот полноразмерные тестовые снимки на закрытой диафрагме (f5.6) для сравнения на Гелиос 81Н и на Canon 85mm 1.8. По деревьям в центре кадра видно, насколько хуже Гелиос справляется с контровым светом, чем Canon. По резкости же назвать победителя сложно (на полнокадровой матрице в 21мп).

Ещё раз о габаритах

В начале я упоминал о его габаритах. Остановлюсь на этом подробней. Какое-то время назад я хотел приобрести блинчик Canon EF 40mm f2.8 STM. Ради компактности, чтоб иметь объектив для путешествий. Раньше у меня были Canon 28 2.8 и Canon 28 1.8, но купив Sigma 35 1.4 я с ними попрощался. Тем самым потеряв в мобильности. С Сигмой весь день таскаться конечно можно, но не очень приятно. Это тяжелый объектив, который еще и привлекает к себе внимание из-за размеров. Он хорош для коммерческих съемок, но иногда нужен просто маленький туристический объектив для себя.

helios 81n vs canon 85 vs sigma 35В этом плане Гелиос 81Н приходится очень кстати. Если вы никуда не спешите, гуляете, автофокусом можно и пожертвовать. Снимки не нужно отдавать клиентам, поэтому можно согласиться с определенным количеством брака. Ещё один важный фактор — держа этот объектив в руках есть ощущение того, что прикасаешься к истории. Ведь десятилетиями на них раньше снимали в СССР, это — винтаж.

Видео обзор и тесты
Новый обзор:

Старый обзор:

Подводя итог

Для чего стоит купить такой объектив? Я однозначно считаю, что его предназначение — как раз художественная съемка. Неспешная и вдумчивая. Просто брать как штатник, потому что дешёвый — я думаю — не вариант. Лучше уж родной Canon или Nikon. Автофокус всё-таки штука нужная.

Так же как и Samyang 14mm 2.8, это  — не объектив первой необходимости. В нем нужно почувствовать потребность. У меня приоритетное направление работы — художественная фотосъемка, так что необходимость и потребность в такого рода оптике я почувствовал давно. Если же кому-то нужно снимать всё подряд, то лучше обратить внимание на что-то ещё.

Этот Гелиос я сейчас беру с собой на все фотосессии. Он компактный, так что носить его в дополнение к стандартному набору не проблема. На коммерческие съемки он у меня идет в дополнение к другим фиксам. Как штатник я его могу использовать разве что для личных целей. Большая вероятность брака настораживает, поэтому полностью полагаться на него я не могу. Но, с другой стороны, есть сцены, в которых я чувствую, что мне нужен именно он. Очень удобно иметь набор из фиксов на 35мм, 50мм и 85мм. Каждый из них подходит под конкретную ситуацию.  Это довольно тонкий момент, зависящий от стиля работы и творческого видения фотографа. Кого-то может устраивать везде ходить только с 50мм, я лично раньше предпочитал 85мм, а для съемок в помещении вообще идеален 35мм.

Напоследок

Гелиос 81Н — объектив, дарующий редкое и от того ещё более приятное чувство гордости за отечественного производителя. Он даёт контрастное изображение, насыщенные и яркие цвета, интересный рисунок боке, резкий начиная с открытой диафрагмы f2, легкий и компактный, и в то же время имеет крепкий металлический корпус. Но это все же полностью мануальный объектив, что делает его прихотливым в использовании.

Обзоры других полтинников:

Также читайте: Зеркалки vs беззеркалки. Делюсь опытом.

Обзор Samyang 14mm f2.8 IF ED MC Aspherical

Перед покупкой этого объектива, как всегда, я перечитал массу обзоров и отзывов, просмотрел кучу тестовых фото и хочу сказать, что не прогадал. Это — хороший объектив.

У каждого объектива есть своя фишка. Особенно, если мы говорим о фиксах. В случае с Samyang 14mm f2.8 IF ED MC Aspherical, это конечно же сверхширокий угол. Это то, ради чего он покупается. Самый широкий угол на полном кадре перед фишаем. Он очень интересен и необычен. И к нему нужно привыкнуть.

Снимая на 14мм стоит всегда думать о 2 вещах: горизонте и переднем плане. Горизонт падает неимоверно быстро и непринужденно. Горизонт, конечно, можно заваливать сознательно и играть с этим — это другое дело. Отсутствие переднего плана делает фото скучными и неинтересными.

 

Репортажные фото в ночном клубе:

Сравнение 24мм и 14мм.

фото интерьера на 24мм:

фотосъёмка квартиры

фото интерьера на 14мм:

фотосъёмка квартиры

Объектив открывает широкие перспективы для экспериментов и фототворчества.

Качество изображения

Резкость. На высоте. Это следующий выдающийся параметр этого объектива. Он необыкновенно резок по всему полю. Фото в полном разрешении. На полном кадре с 21 мегапикселями придраться не к чему. Незначительное падение резкости по самым самым краям картину не портит.

Цветопередача. Нормальная. Здесь я бы поставил четверочку. Она не плохая, вполне нормальная. Но нормальная — это не волшебная. Фиксы от Canon, даже недорогие, дают волшебные, яркие, контрастные цвета. Здесь они просто нормальные. Это не плохо. Но я понимаю, что дорогой Canon 14mm 2.8 своих денег стоит.

Бокэ. Применительно к этому фокусному расстоянию это не совсем уместный параметр для оценки. Боке на 95% фото на этот объектив просто не видно:) Чтоб увидеть выраженную зону нерезкости, нужно снимать с расстояния 30см на f2.8. Например:

боке на 14мм

Что значит мануальный объектив?

Сверхширокий угол по доступной цене — вот из-за чего определенно стоит купить этот объектив. Но как быть с ручной фокусировкой и экспозицией?

Фокусировка. В случае с данным объективом, это совершенно не проблемно. Фокусироваться в большинстве случаев просто не нужно. Ставим на 3 метра по шкале, диафрагма f4 и снимаем что и где угодно — кроме совсем уже близких предметов. В таком случае, нужно прокрутить фокусировку на дистанцию 1м. Смотреть в видоискатель или пользоваться liveview при этом необязательно. Широкий угол дают очень большую глубину резкости. С фокусом промахнуться сложно. Коротко говоря, у меня 2 режима фокусировки с этим объективом: близко/далеко. Больше можно не заморачиваться.

Экспозиция. Объектив полностью мануальный. Это значит, что и диафрагму на нём нужно устанавливать вручную, а выдержку подбирать на фотоаппарате в режиме М. При наличии опыта съемки на зеркалку, это не сложно. На видео я показал, как это происходит (с 20 секунды). Можно поставить на объектив чип (одуванчик Лушникова) — это даст возможность снимать в режиме Av с одним (!) значением диафрагмы. Насколько это имеет смысл — не могу сказать. Думаю, скорее не имеет смысла. В плане фокусировки — тем более.

Конструктивные особенности

Samyang 14mm f2.8 IF ED MCЯ никогда не фокусировал внимание на том, из какого пластика/металла сделан объектив и насколько он прочен. Понятно, что есть модели вроде китового 18-55 или ширпотребовского 50 1.8, которые в руках рассыпаются, если их неудачно взять. Но любой качественный объектив более 300у.е. таких проблем не имеет — мое мнение. Не исключение и этот Самьянг. Более того, он очень крепок и прочен, т.к. сделан целиком из металла. Для кого-то это плюс, но мне больше по нраву легкий Canon 85мм 1.8, который за счет пластикового корпуса ощущается значительно легче 425г против 552г у Самьянга. Вроде бы 125грамм, а уже чувствуется. Хотя, в целом, его тяжелым тоже не назовешь. Скорее что-то среднее. И в руке чувствуется и носить можно с собой. Та же Сигма 35 1.4 уже точно ощущается тяжелой, не говоря уже о монстре вроде 24-70 f2.8. Так что по весу для путешествий он вполне годен, другое дело, специфический угол зрения.

Тестовое видео Samyang 14mm f2.8 IF ED MC Aspherical

Для чего он нужен?

Это очень интересный и качественный объектив. У него отличное соотношение цена/качество. Для чего его стоит покупать — не могу дать однозначного ответа. Мне он очень нравится в интерьерной фотосъемке, хотя с геометрическими искажениями нужно быть очень очень осторожным. Он интересен в ландшафтной фотографии, можно найти ему применение и для фотографии людей. Ключевое слово — интересный. Но я бы не сказал, что это объектив на каждый день. Он не универсален. У него очень специфический угол зрения, к которому нужно привыкнуть и который накладывает свои ограничения. К примеру, можно ли его рассматривать как туристический объектив? Я б сказал — да, но он должен быть не единственным в сумке. Если на 28мм можно снимать все подряд, при том, что это довольно широкий угол, то на 14мм над каждым снимком нужно задумываться. К примеру, здесь я снимал на 14мм+85мм. При этом, я считаю, 85мм был более удобным и функциональным. Всё это субъективно, для кого-то может оказаться и наоборот. Но это моё мнение.

Резюмируя

Стоит ли покупать Samyang 14mm f2.8 IF ED MC Aspherical? Если вы чувствуете в себе нужду в таком широком угле — то да, стоит. Качественная картинка, адекватная цена — эти параметры на 5+. Я считаю, что такая линза должна покупаться в третью очередь. Опять же, моё мнение. В первую очередь — штатник в виде ширика 28мм или 35мм, во вторую портретник 85мм или 135мм, в третью — сверхширик для экспериментов.

Как всегда, нужно понимать, ради чего покупается объектив. Обдуманное приобретение всегда будет и целесообразным и приятным.

Смотрите тест Samyang 14mm f/2.8 против Samyang 8mm T3.8

P.S. Все мои ощущения, описанные выше, основываются на том, что я работаю с полным кадром. Если надеть 14мм на кроп, ширина угла потеряется и, вместе с тем, и смысл 14 миллиметров. Ведь это уже будут не 14мм, а около 22мм в полнокадровом эквиваленте. Если хочется чего то пошире на кропе, стоит подумать о Canon EF-S 10-18mm f4.5-5.6 STM. Хотя он и темнее, но даст реально широкий угол на кропе. Ведь такие объективы покупаются ради угла. А если темно — нужен штатив.

Смотрите, как ведёт себя Samyang 14mm f2.8 на фотоаппарате микро 4/3 с переходником (Panasonic G7).

Дата написания: апрель 2014 года

Обновление из 2022 года. Сейчас я бы для себя точно не брал такой объектив. Он очень резкий, недорогой и у него нет хроматики. Это хорошо. Но дисторсия до конце не корректируется НИКОГДА. Этот Samyang 14mm f2.8 по-прежнему популярен ввиду копеечной стоимости. Имейте ввиду, что сейчас есть масса объективов, которые снимают гораздо лучше. У этой же компании Samyang вышли более новые модели с 14мм и они лучше. Но мне лично очень нравится LAOWA 14mm f4 для беззеркальных камер. Это — небо и земля по сравнению с древним самьянгом. Если пожертвовать 2мм, то есть очень неплохой Canon RF 16mm f2.8. Короче, я много лет снимал на тот самьянг и видеть эти кривые горизонты/стены/что-угодно больше не могу. Плюс, он относительно тяжёлый.

Уже даже Yongnuo разразились на автофокусный клон Canon EF 14mm f2.8.

Место для весенних фотосессий в Киеве

Ранней весной, в марте — начале апреля, приходится избирательно подходить к выбору места для фотосессии на улице. Ведь ещё нет зелени в парках, бот садах и других живописных местах для фотосессий в тёплое время года. Поэтому стоит выбирать места с интересными архитектурными особенностями и особыми фактурами. Хорошо для этого подходит Киевская крепость (или Новая Печерская крепость). Построенная в 1844 году, это вторая по величине в мире и самая большая земляная крепость Европы. Не сделав ни одного выстрела, она в свое время разрушила половину города; из-за ее строительства пришлось выселять жителей целого района.

Здесь хорошо фотографироваться как весной, так и летом и осенью.

 

Киевская крепость примечательна тем, что там можно проводить фотосессии как на открытом пространстве (сверху открывается отличный вид на Олимпийский стадион), так и внутри этого крепостного сооружения.

Пример фотосессии весной.

Также для этого времени года актуальны локации, перечисленные в этом материале.

Идеи для фотосессий девушек весной на природе

Весна — время, когда можно запечатлеть скоротечный переход от холодной зимы к теплому времени года. Пробуждение природы происходит постепенно, поэтому стоит различать подход к съёмке ранней и поздней весной. Кроме того, конечно же стоит обращать внимание на погоду. В частности, именно весной можно наблюдать самые красивые облака. С другой стороны, облачное освещение в принципе даёт лучшие тона при фотографии людей.

Ранняя весна

Фотосессии на природе в марте похожи на зимние фотосессии. С одним важным отличием — обычно такого красивого и живописного как зимой снега уже нет. Зелени в это время нет, так что пейзажи ещё не столь живы как в конце апреля или мае. Поэтому при выборе локаций вне помещений стоит делать упор не на природу, а на архитектуру и особенности местности в целом. Плюсы этого времени года в том, что на улице уже теплее. Ведь зимой, даже при наличии красивого белого пушистого снега, долго на улице снимать не получится.

Поздняя весна

Во второй половине весны с местом для проведения съёмки куда проще. В вашем распоряжении все возможные места для фотосессий. Поэтому просторы для реализаций творческих идей просто безграничные. Что будет на первом месте при реализации идеи — обстановка или модель, стоит решать индивидуально. Вот некоторые наброски:

Фотосессия в саду

Для того, чтобы грамотно провести фотосессию в саду, следует в первую очередь подобрать образ модели так, чтоб он соответствовал палитре окружающей природы. С выбранным местом в модели должно перекликаться все: одежда, обувь, макияж, аксессуары. Что будет смотреться хорошо?

  • одежда светлых тонов (все оттенки зелёного, нежно-фиолетовый, алый, бежевый), хорошо — легкие парящие ткани
  • прическа – струящиеся распущенные волосы, можно косички, увенчанные цветами
  • макияж ненавязчивый, лёгкий

В этой статье есть подробное описание что стоит одевать на фотосессию.

Заходящее солнце на фоне голубого весенного неба в сочетании с цветущими деревьями и свежей листвой посреди живописного сада, модель, прогуливающая в элегантном легком платье — что может быть прекрасней!

Фотосессия в городе

Выбор идеи и места для фотосессии в городе очень индивидуальны. Кому-то по душе посетить развалины с обшарпанными стенами или оказаться посреди транспортного потока чтоб запечатлеть жизнь и движение города на фотографии. Для кого-то может быть интересным прогуляться по шпалам или провести фотосессию на крыше здания. Впрочем, просто фотопрогулка по красивым улицам города может оказаться очень увлекательной. Так или иначе, лучше выбирать места на открытом воздухе, ведь весна — прекрасное время года.

Фотосессия у реки

В нашем славном городе Киев есть замечательная река Днепр, что делает фотосессию у реки легко реализуемой идеей. Но возникает следующий вопрос — где именно лучше проводить такую фотосессию? В этом плане есть несколько хороших мест: обновленная набережная рядом с почтовой площадью, оболонская набережная и пляж на Трухановом острове (хотя в теплое время года обилие отдыхающих может несколько затруднять работу).

Чтобы фотосессию у реки сделать более индивидуальной, стоит подумать об аксессуарах, которые помогут показать вас глубже на фото. Это может быть что-то вроде мягкой игрушки, велосипеда, гитары или даже мотоцикла. А можно создать романтическую атмосферу, организовав пикник с горячим кофе у реки на природе.

Фотосессия в лесу

Фотографии на дикой природе вне городских парков и ботанических садов имеют свой шарм. Весна – время оттепели. Где, как не в лесу можно полюбоваться и запечатлеть себя на фоне бегущих ручейков и мерцающей росы? В таких условиях можно воплотить образы лесной колдуньи, заблудившейся девочки, феи, или, скажем, женщины-воина.

Важно при этом продумать образ заранее, так чтобы перед реализацией фотосессии четко знать, что вы хотите видеть на фотографиях.

 

Где бы не проходила фотосессия, залогом отличных фотографий являются мастерство фотографа и желание модели раскрыть свой потенциал. Только совместные усилия и увлечённая работа дадут непревзойденные результаты.

Продолжение: Идеи для летних фотосессий на природе