Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

История появления цифровых зеркалок

Несмотря на то, что последнее время наблюдается тренд в пользу системных беззеркальных камер, цифровые зеркалки — наиболее популярные и востребованные типы фотоаппаратов сегодня. В этой статье я сделаю краткий исторический экскурс об их появлении.

  • В далёком 1981 году компанией Sony была выпущена камера Mavica. Камера могла похвастаться возможностью использования сменной оптикой и разрешением 570 на 490 пикселей! Строго говоря, это был не совсем фотоаппарат и не совсем цифровой. Так как работала она по принципу видеокамеры, дающей отдельные статичные изображения в аналоговой записи по одному из стандартов цветного ТВ.
  • Electro-Optic CameraВ 1988 году было выпущено устройство «Electro-Optic Camera». Проектировался сей девайс фирмой Kodac на основе фотоаппарата Canon New F-1. В камере использовалась чёрно-белая ПЗС матрица с разрешением в 1 мегапиксель. При чём матрица располагалась на съёмном блоке, как это сейчас делают со среднеформатными цифровыми фотоаппаратами. Этот фотоаппарат можно считать самой первой цифровой зеркалкой, хотя и несерийной. До начала распространения цифровых зеркалок было ещё очень очень далеко.
  • Canon EOS D2000В марте 1998 года был выпущен фотоаппарат Canon EOS D2000 (или Kodak DCS 520). Разработан он был на базе плёночного фотоаппарата Canon EOS-1N, имел разрешение 2 мегапикселя, производил серийную съёмку со скоростью 3,6 кадра в секунду, весил 1650 грамм и стоил около 15 000 долларов. Хоть его и считают первым пригодным к практическому использованию цифровой зеркальный фотоаппарат, но цена явно была непрактичной.
  • В декабре 1998 года была выпущена модель Canon EOS D6000 (или Kodak DCS 560). Фотоаппарат имел следующие характеристики: разрешение 6МП, скорость серийной съёмки 1 кадр в секунду, ISO 80-200 и стоил каких-то жалких 28 500 долларов.
  • В 2000 году Canon представила свой первый, разработанный независимо от Kodak, фотоаппарат Canon D30.
  • В 2001 году появился профессиональный фотоаппарат Canon 1D. Его ключевые параметры:

canon 1dКроп фактор 1,26
Разрешение 4,1МП
Диапазон выдержек 30—1/16000 сек.
Зоны фокусировки: 45-точечная система автофокусировки.
Серийная съемка: 8,3 кадров в секунду.
Диапазон ISO: 200—3200.
2-дюймовый TFT-экран.
Вес ? 1250 г

  • Выпущеный в 2002 году фотоаппарат Canon 1Ds стал первым в мире полнокадровым цифровым зеркальным фотоаппаратом. Его некоторые характеристики:

 Разрешение: 11,4 млн пикселей
Диапазон выдержек: 1/8000 — 30с
Зоны фокусировки: 45-точечная система автофокусировки
Серийная съёмка: 3 кадра в секунду
Диапазон ISO 100—1250
TFT экран 2,0 дюйма на 120 000 пикселов

  • canon 300dПо-настоящему доступными цифровые зеркалки стали с конца 2003 года, когда был выпущен фотоаппарат Canon 300D, коим я снимал довольно длительное время. Разрешение 6,3 МП, скорость съёмки 2,5 кадра в секунду, кроп 1.6, и стоимость до 1000 долларов. По сути, с этого времени и начался коммерческий бум цифровых зеркалок…и пошло поехало.

Зачем нужна бленда на объектив?

Многие начинающие фотографы задаются вопросом для чего нужна бленда?

Википедия нам даёт практически исчерпывающий ответ:

Бленда (от нем. blenden — заслонять) — дополнительный аксессуар к объективу или его часть, предназначенная для борьбы с бликами или паразитной засветкой при съёмке в сложных условиях освещения.

Для чего нужно одевать бленду на объектив?

У бленды есть две важных функции:
1) защита от бликов и засветов
2) защита передней линзы от царапин и других механических повреждений

По первому пункту. Чаще всего бленда нужна при съёмках на ярком солнце. Её использование помогает избежать попадания лишних косых лучей света в объектив, что делает изображение контрастней. Такую же функцию бленда может выполнять и внутри помещения, к примеру, если вы снимаете на концерте или дискотеке, где есть множество неконтролируемых источником освещения.

По второму пункту. Не менее важная функция бленды состоит в физической защите передней линзы объектива. Зачастую, как с объективом Canon 50 1.4, бленда позволяет обходиться без защитных фильтров. В отличии от фильтров, бленда никогда не ухудшит качества изображения. Некоторые фотографы носят объективы вовсе без крышек и фильтров — только с блендами. Зависит от конструкции объектива и типа бленды.

Каких типов бывают бленды?

Различаются между собой бленды по следующим параметрам: материалу изготовления, форме, креплению, цвету и цене.

Материал

Бленды делают из следующих материалов:

  • Пластик. Пластиковые наиболее распространённые и универсальные. пластиковая бленда
  • Резина. Резиновые бленды имеют преимущество в компактности. Их можно сворачивать, не снимая с объектива, таким образом они совсем не занимают места. Но и минусы имеются. Резиновые бленды не долговечны. Рано или поздно они рвутся. Кроме того, из-за своей мягкости, они слабо защищают стекло объектива от повреждений.

пример резиновой бленды

  • Метал. Металлические бленды встречаются в основном на старых объективах. По сути, они не дают никаких преимуществ перед пластиковыми.металическая бленда пример

Форма

Бленды бывают лепесткообразные и конусообразные.

Лепестковые бленды используются на широкоугольных фикс объективах или зум объективах имеющих широкий угол съёмки (вроде Canon 24-70 2.8).

Конусообразные, или я бы ещё сказал — цилиндрообразные, бленды используются на телеобъективах. По сути, на всех начиная с 50мм.

Мы не будем здесь останавливаться на том, почему их выпускают в таких формах. Важно понимать, что нельзя одевать конусообразную бленду на широкоугольный объектив — это чревато ощутимым виньетированием.

Крепление

Существует несколько креплений для бленд:

  • Крепление на корпусе объектива с вкручиванием (Canon 24-70 2.8). Такое крепление предпочтительно. Бленда поворачивается приблизительно на 90 градусов до щелчка и крепко сидит на своём месте.

бленда на canon 24-70 2.8

  • Крепление на корпусе объектива с защёлкой (Canon 85 1.8). Не самое надёжное крепление. Я предпочёл на этот же объектив одевать ввинчиваемую бленду.

бленда на canon 85 1.8

  • Крепление на выдвигающемся конце объектива с защёлкой (Canon 24-70 2.8 II). Хороший вариант, если это предусмотрено конструкцией объектива. Хотя, мне лично не нравится выезжающая бленда.

canon 24-70 2.8 II бленда

  • Ввинчивание в резьбу передней линзы — по принципу светофильтра. Так поставить бленду можно абсолютно на любой объектив. Плюс в универсальности. Неудобно для лепестковых бленд, т.к. вы не можете чётко зафиксировать положение бленды по вертикали. Не рекомендуется так делать с объективами с вращающейся передней линзой.

ввинчиваемая бленда

Цвет

Как правило, все бленды чёрные. Исключения — белые бленды для L телеобъективов от Canon. К слову, бленду ради забавы можно самостоятельно раскрасить в любой цвет.
бленда на canon 400mm f2.8l

Цена

Бленды бывают оригинальные и китайские с ибея. Разницы в эксплуатации никакой. Разница в цене в несколько раз. Оригинальные стоят около 20-30 долларов, китайские 3-5 долларов. При покупке неродной бленды важно понимать, на какой объектив вы покупаете бленду. Впрочем, китайские аналоги часто идут с маркировкой под оригинальные объективы.

О производителях объективов

Canon в этом плане традиционно не уважает покупателей-нищебродов и продаёт с блендами в комплекте только L объективы. Sigma со всеми своими новыми объективами поставляет бленды в комплекте, чем доставляет удовольствие многим создателям техно-обзоров. Факт в том, что это НЕ важно. Как выше было написано, на e-bay бленды стоят совсем недорого.

Нужно ли покупать бленду?

Вот мы и подошли к главному вопросу. Ответ: да, нужно. С другой стороны, если вы снимаете и вам и так нормально — можно и не покупать:)

Обзор Canon EF 24-70mm f/2.8L USM

Canon EF 24-70mm f/2.8L USM — шикарный объектив. У меня он уже более 10 лет и расставаться с ним не хочется. Обзор получится длинным. Об этом объективе я уже упоминал в следующих статьях:

В этом обзоре опишу Canon EF 24-70mm f/2.8L USM детальней.

Для чего он нужен?

По сути, для всего. На 24-70 f2.8 можно снимать:

  • портреты
  • репортаж
  • архитектуру
  • предметку и макро

О качестве изображения

Этот L зум выдаёт замечательную картинку. Главное — цветопередача. Она сочная и тёплая. Всё познаётся в сравнении. Какое-то время я снимал на фотоаппарат Canon 300d имея в распоряжении китовый объектив Canon EF-S 18-55mm f3.5-5.6 и этот замечательный зум. В глаза сразу же бросалась разница по контрасту, объёму и цвету изображения. Кстати, с резкостью была проблема, но об этом позже. По сравнению с китовым изображение просто оживало. По сравнению с этим кит даёт блеклую и плоскую картинку. А боке на f2.8 и 70мм продолжает радовать даже на фоне фикс объективов. Конечно, 24-70 даёт меньшее размытие фона, чем Canon 50 1.4 или Canon 85 1.8, но сам рисунок боке очень приятный. Боке этого объектива кардинально отличается от его L аналогов с f4 (там его по сути нет).

О резкости

На открытой диафрагме f2.8 объектив демонстрирует очень неплохую резкость. На f5.6 объектив бритвенно резкий. Разрешающая способность немного уступает Canon 50 1.4 или другим резким фиксам, но на практике это малозаметно.  Интересно, что когда я снимал на Canon 300d, китовый Canon EF-S 18-55mm f3.5-5. давал более резкое изображение по сравнению с Canon EF 24-70mm f/2.8L USM! Ситуация прояснилась, когда я одел этот объектив на Canon 5D Mark II. Дело оказалось в юстировке: настройка на -8 сделала снимки идеально резкими. После юстировки резкость на 2.8 очень и очень радует. Диафрагма f2.8 стала полностью  рабочей.

Тестовые кадры в полном разрешении на разных диафрагмах можно посмотреть по этой ссылке.

Угол зрения

Хочу сразу сказать, это — объектив для полного кадра. 24мм на кропе это не широкий угол. На фотоаппаратах с неполным кадром 24-70мм превращается в приблизительный эквивалент 38-112мм на полном. 38мм — фокусное подходящее для работы с людьми, но в небольшом помещении с ним уже тесно. 112мм и f2.8 очень неплохо для портретов, учитывая отличное боке объектива. Но для многофункционального зума отсутствие широкого угла не позволительно. Да и вообще, я считаю нецелесообразным покупку на кроп камеру объектива, который дороже самой камеры. Другое дело, полный кадр. Здесь 24мм даёт вам шикарный обзор. Тесно не будет нигде. В тоже время, 70мм остаётся портретным фокусным расстоянием.

Макро

Очень приятная особенность этой модели — минимальная дистанция фокусировки 38см. На 70мм это позволяет снимать довольно крупным планом. Не полноценное макро, но очень удобно для предметной фотосъёмки. К примеру, фикс Canon 50 1.4 и, тем более Canon 85 1.8, не позволяет снимать так крупно.

О недостатках

Главные недостатки этого объектива — его вес и цена. Весит он 950 грамм. Объектив однозначно не для путешествий. Целый день снимать на него тяжело, хоть он и заменяет по функционалу 3-4 фикс объектива. По цене опять же, за эти деньги можно купить около 3 неплохих фикс объективов. Нерезкая f2.8 тоже немного портит ощущения, хотя для портретов, опять же, отличная.

Брать или не брать?

Если вам нужен репортажный зум с достойным качеством изображения, красивым боке и возможностями макросъёмки, а вторая версия 24-70 вам не по карману, это — отличный вариант. От зум объектива нельзя требовать идеального качества как от фиксов. Этот объектив близок к этому, поэтому и стоит своих денег. Кстати, я не упомянул раньше о фокусировке. Она идеальная — очень быстрая, цепкая и точная.

Об аналогах

Неродные аналоги. Немного порывшись в сети, я сделал вот такой список аналогов по фокусному и светосиле:

  • Tamron AF SP 24-70mm f/2.8 DI WC USD
  • Tamron AF 28-75mm f/2.8 SP XR Di LD Aspherical (IF)
  • Sigma AF 24-70mm f/2.8 IF EX DG HSM
  • Tokina AF 28-70mm f/2.8 AT-X 287 PRO SV
  • Tokina AF 28-80mm f/2.8 AT-X Pro

Вот мой совет — забудьте об этом барахле. То, что там 24-70 и 2.8, не делает этот хлам аналогами отличного L объектива от Canon. Сторонние производители играют на цене и очевидных параметрах объективов. Только родные стёкла от Canon недаром стоят своих денег. Это и цветопередача (которая просто никакая у Сигм, Тамронов и прочего) и отменная фокусировка и множество других параметров. Желание сэкономить выходит только боком. Лучше обойтись недорогим полтинником от Canon, чем иметь на свадебном фото в ЗАГСе невесту с зелёным лицом или нерезкие групповые фото. Неродные зум объективы можно покупать только в качестве затычек для байонета.

Аналоги от Canon. У Canon есть следующие аналоги:

  • Canon EF 24-70mm f/4L IS USM

Об этом объективе я уже писал в этой статье. Стоит он так же, как и Canon EF 24-70mm f/2.8L USM, только боке у него нет как такового. С другой стороны, он маленький и лёгкий. Цена на него, по моему мнению, завышенная.

  • Canon EF 24-105 f/4L IS USM

Этот объектив привлекателен из-за диапазона фокусных расстояний. Но по картинке 24-70 f2.8 уступает. Зато дешевле.

  • Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

О второй версии Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Он лишен недостатков первой версии, а именно: не совсем резкой диафрагмы f2.8 и чрезмерного веса. На закрытых диафрагмах они очень похожи. Полностью рабочая f2.8 это приятно. Хотя на фоне светосильных фиксов, f2.8 это не густо. Так или иначе, этот объектив их все равно не заменит. А вот непомерный ценник отталкивает. Ведь за эти деньги можно купить 24-70 первой версии + Samyang 14мм + Canon 85мм 1.8 (в сумме это будет очень интересный набор). Моё мнение, Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM — объектив для тех, для кого вопрос цены просто не важен.

И ещё видео обзор Canon EF 24-105 f4L IS USM:

Если же вопрос стоимости объектива стоит остро, советую обратить внимание на следующий объектив: Canon Ef 24-85mm f3.5-4.5 USM.

Зачем чистить матрицу и нужно ли это делать?

Какой бы ни был у вас фотоаппарат, рано или поздно в нём появится пыль внутри. При чём, пыль оседает не только на матрице, но и на всём механизме затвора внутри. Пыль со временем становится заметной и в видоискателе.

Нужно ли чистить фотоаппарат от пыли?

На самом деле, ответ не однозначен. Нужно ответить на вопрос для себя: мешает ли это вам? Кроме того, всё зависит от того, что вы чаще всего снимаете. Портретный фотограф может вообще не ощущать для себя последствия запылённой матрицы. Другое дело, если вы снимаете дневные пейзажи или занимаетесь предметной фотографией. Итак, если о пыли на матрице вы узнаете лишь умозрительно из статей в интернете — можете оставить все как есть. Если же вы видите, что вам она мешает и этот вопрос вас действительно гложет — надо чистить фотоаппарат.

Как определить запылённость фотоаппарата?

Самая явная пыль — на видоискателе. Каждый раз, когда вы в него смотрите, пыль будет отчетливо видна. Это никак не влияет на качество фотографий, но может доставлять дискомфорт. Опять же, всё индивидуально. Кто-то к этому привык и так и снимает. Меня лично это раздражает и отвлекает.

Пыль на матрице не так заметна. Для того, чтобы точно определить запыленность вашей матрицы, нужно сфотографировать ясное небо в безоблачный день с диафрагмой f8-f11 на широкоугольный объектив. Чаще всего пыль скапливается по углам. Так или иначе, уже при 100% приближении вы увидите, всё ли у вас в порядке. Опять же, как я писал выше, при съемке портретов на открытых диафрагмах вы вообще не будете замечать пыли.

Как чистить матрицу и фотоаппарат?

Есть два варианта: чистить самостоятельно или отдать на чистку. При чём, оба варианта рискованные. Поэтому раньше я и писал, что важно понимать — оно вам надо или не надо.

Самостоятельная чистка — удовольствие во-первых недешёвое. Наборы для чистки стоят около 50 долларов и их хватает на ограниченное количество раз. При чём, нужно понимать, какие можно брать, а какие нельзя. Дело в том, что неудачно купленная щетка для чистки матрицы может её навсегда поцарапать. Итак, вам понадобятся щёточки, шваброчки, мини салфетки, карандаши для чистки — в общем много всяких девайсов. Я не буду останавливаться на их особенностях, но суть в том, что чем-то одним вам не обойтись. Технология грамотной чистки матрицы подразумевает использование всех инструментов в правильной последовательности. Лично я пользуюсь только грушей для продувки. Если возникает необходимость в полноценной чистке, обращаюсь к проверенному мастеру.

Чистка в сервисе — дело тоже опасное. Очень редко в наших сервисах относятся к работе ответственно. В большинстве случаев вам просто повазякают шваброчкой и на этом дело закончится. После такого «вазяканья» на матрице остаются разводы, которые не лучше пыли. Вам также могут поцарапать матрицу дешёвой китайской щёткой. И ещё один неприятный момент: для этого у вас заберут фотоаппарат на недели две. С чем я ещё столкнулся, обзванивая фирмы в интернете, так это с любопытным ценообразованием. Звонишь куда-то, поднимает девочка трубку и спрашивает «какой у вас фотоаппарат?». Меня этот вопрос уже раздражает. Ведь работа по чистке не зависит от модели фотоаппарата. Зато для них это повод снять с вас больше денег, если у вас дорогой фотоаппарат. Я не удивлюсь, если там ещё и бумажку подсунут, где вы распишитесь, что если что претензий от вас к ним не будет. В общем, если обращаться в сервис, то только в проверенный и по рекомендациям. В Киеве я могу посоветовать этого мастера. В других городах — ищите и обрящите.

К слову, пыль в фотоаппарате может появится и не от времени. Достаточно провести съёмку в неблагоприятном месте, таком как пустыня или пляж. Я с этим столкнулся во время этой фотосессии. Также, проблемы появятся, если вы поснимаете езду на квадроциклах или мотоциклах по пересечённой местности.

На тему чистки фотоаппарата от пыли мне вспомнился анекдот про новых русских:

Встречаются два новых русских в автосалоне. Один покупает шестисотый мерс, а другой его спрашивает:
— Слушай, ты ж неделю назад такой же купил, что разбил?
— Да нет, просто пепельница забилась.

Так же и с чисткой матрицы. Если она запылилась, значит пора покупать новый фотоаппарат:)

Читайте ещё про ремонт фотоаппаратов/объективов

Можно ли заработать на фотографии?

Учитывая популярность фотографии и объемы продаж фотоаппаратов, вопрос о заработке на фотографии сегодня очень распространён. В интернете часто задают такие вопросы как: сколько можно заработать на фотографии?, как заработать на фотографии?, где получить заказы фотографу?, как начать зарабатывать фотографу?, вакансии фотографа Киев и т.д.. В этой статье я в первую очередь отвечу на вопрос: можно ли вообще зарабатывать на фотографии?. Чтобы не ходить вокруг да около, я буду отталкиваться от статистических данных. Ведь, как говорится, статистика — наука, которая не терпит приблизительности. Вот и в этой статье будет максимум конкретики.

Итак, вы — фотограф. Вы купили фотоаппарат, выбрали объектив, научились фотографировать и думаете, что пора с кого-то брать за это деньги.

Вакансии для фотографов в Киеве

Чтобы посмотреть вакансии для фотографов, достаточно зайти на первый попавшийся сайт по трудоустройству. Что мы видим:

работа для фотографа
работа для фотографа
работа для фотографа

На сайте work.ua я нашёл 6 вакансий за 30 дней. Средняя ЗП 3000-4000грн за работу на полный день. Стоит заметить, что за эти деньги от фотографа требуются наличие опыта, хорошего портфолио и различных навыков: цветокоррекция, ретушь, дизайн, рисование, видесъёмка, танцы с бубном и т.д. Предпочитают мужчин-не-студентов.

Работа фотографом на фрилансе

Фотограф — птица вольная, в офисной клетке сидеть не хочет. Поэтому удалённая работа на фрилансе по принципу «принимаю заказы на фотосессии» является самой распространённой. И тут мы подходим к самому интересному. К той самой статистике. Я рассмотрю статистику спроса и предложения на фотоуслуги в замечательном городе Киеве.

Вот что нам говорит об этом Яндекс (статистика Google аналогичная):

спрос на фотографов в киеве

Имеем около 1450 запросов в месяц для многомиллионного города на тему фотографа в Киеве. Запросы, в том числе, включают в себя: курсы фотографов, работа и вакансии для фотографов. Вот история запросов за год:

история запросов на тему фотографии

Здесь мы видим неутешительный тренд по снижению спроса на услуги фотографа в Киеве. Но дело даже не в этом. В исторические максимумы популярность этой группы ключевых слов не превышала 2800 запросов в месяц — речь о периоде с июля по август 2014, то есть свадебный сезон.

Теперь давайте посмотрим на объём предложения услуг фотографов в интернете.

предложение услуг фотографов

Google нам выдаёт около 690 000 результатов поиска по запросу «фотограф Киев«. Если начать листать глубже первой страницы, можно убедиться в крайне высокой релевантности поисковой выдачи. То есть, сколько бы вы ни листали поисковые страницы, везде будут сайты фотографов. А теперь давайте поделим 690 000 на 1468. Мы получим цифру 470. Что она означает? Это — оценка соотношения спроса и предложения. Грубо говоря, это значит, что в месяц на один робкий запрос о фотографе приходится 470 желающих предоставить свои услуги. Картина в целом ясна.

Кроме объёма предложения, на вышеприведённом скриншоте видно ещё и цены на фотоуслуги. Итак, за день свадебной фотосъёмки хотят целых 900грн — даже в прошлом году я таких цифр не видел. Конечно, это не нормальная цена за такую работу. Но перед глазами клиентов маячат такие цифры — и они к этому привыкают. Насколько качественные услуги вы бы не предлагали, у людей в памяти будет всплывать «а я где-то тоже самое видел за 900грн». Это частичный ответ на вопрос: сколько можно заработать на фотосъемке свадеб?

Кстати, непосредственно услуги фотографа в Киеве за прошедший месяц запрашивали аж 31 раз!

услуги фотографа в киеве

Фотограф бесплатно

фотограф бесплатно

Здесь мы видим, что чаще всего в Киеве фотографу платить вообще не хотят. Потом хотят узнать стоимость работы. А потом, естественно нужно, чтоб он брал недорого. При чём, на практике под словом недорого подразумевается за еду или такси — иногда в буквальном смысле, я не преувеличиваю.

Фотограф TFP

В наших реалиях, TFP означает на халяву. Изначально, в этот термин вкладывался несколько иной смысл. Но на деле, на TFP условиях люди хотят, чтоб вы им снимали предметную фотосъёмку для каталогов, свадьбы, фото беременных, love story, всевозможные репортажи — да вообще всё подряд, лишь бы бесплатно.

И даже по TFP имеется нешуточная конкуренция. Заглянем Вконтактик:
tfp киев
Мы видим 111 групп, где предлагают бесплатную фотографию. Справедливости ради стоит отметить, что большинство TFP фотографов хочет снимать именно голых молодых девушек (творческое НЮ). Но здесь ситуация такая же, как и со свадьбой за 900грн — люди привыкают видеть слово «TFP», так же как и словосочетание «бесплатный фотограф».

Раз уж зашла речь о вконтакте, давайте посмотрим на количество фотографов в Киеве и Украине. Здесь я беру и количество фотографов по Украине, т.к. рынок по сути один. На нормальную свадьбу в Киеве (не за 900грн) с радостью приедет фотограф из любого другого региона.

количество фотографов в украине
сколько фотографов в киеве
Подавляющее большинство этих групп является персональными и посвящены свадебной фотографии. Мы имеем приблизительно 19000 фотографов по Украине и 1450 по Киеву. Это только подсчет групп фотографов, а есть ещё огромное количество людей со статусами «принимаю заявки на фотосессии«.

Откуда берутся фотографы?

Напоследок немного статистики о продажах фотоаппаратов в Украине:

  • В 2011 году было продано около 800 тыс. фотоаппаратов, при увеличении спроса на зеркалки на 40% (источник)
  • в 2012 году в Украине было продано почти миллион(!) фотоаппаратов, из которых 140 000 зеркалок (источник)
  • В 2013 году фототехники было продано на 1.2 млрд.грн — количество я не нашёл (источник)
  • В 2014 году объём реализации фототехники упал на 37%, что ожидаемо ввиду ситуации в стране. Тем не менее, демонстрируют рост системные камеры со сменной оптикой.

От себя добавлю, что рынок б/у фототехники, несмотря на кризис, очень оживлённый.

Напоследок, парочка распространённых портретов коммерческих фотографов.

типичный коммерческий фотографтипичный коммерческий фотограф

Ответ на вопрос можно ли сегодня зарабатывать на фотографии? Я оставлю на усмотрение читателя.

Март 2015

P.S. В этой статье приведена исключительно количественная оценка рынка фотографии. Понятно, что есть такое понятие, как качество. Но цифры, приведённые выше, говорят сами за себя.

Также рекомендую статьи: