Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Фокусное расстояние 50мм — не поле зрения человека

Только что попал на очередную статью с распространённой ересью о том, что 50мм соответствует углу человеческого зрения.

Часто полтинник позиционируется как стандартный объектив. Его можно, конечно, использовать как стандартный. Но угол зрения объектива 50мм совершенно не соответствует человеческому зрению.

что такое штатный объектив

Давайте подумаем о то, как видит человек, чтобы окончательно разобраться в этом вопросе.

Википедия нам сообщает, что человек двумя глазами видит перед собой примерно на 190 градусов во всех направлениях. Угол зрения объектива 50мм на полном кадре примерно соответствует 50-55 градусам. Соответственно, чтобы полтинник соответствовал углу зрения человека, человек должен будет одеть на себя шоры. Тогда это будет справедливо.

Картинка ниже примерно иллюстрирует человеческое поле зрения.

угол зрения человекаЧтобы объектив соответствовал нашему полю зрения он должен быть широкоугольным. Если брать полный охват периферического зрения, то это должен быть объектив с фокусным расстоянием примерно 14мм. Если же говорить о зоне комфортного зрения, то фокусное расстояние должно быть примерно 28мм. Но никак на 50мм. Полтинник — это объектив, который существенно сужает видимую область перед собой. Этим можно и нужно пользоваться, но не стоит говорить о полном поле зрения человека.

Если нужен объектив, чтобы ходить и счёлкать перед собой всё «как есть», нужен именно ширик. Недаром камеры во всех смартфонах снабжаются объективом около 30мм.

Есть другой важный нюанс.

Полтинник действительно соответствует человеческому зрению в плане передачи перспективы.

  • Если одеть объектив с фокусным расстоянием меньше 50мм, перспектива в кадре будет расширятся. Дальние объекты будут выглядеть дальше, чем мы их видим своими глазами.
  • Если же мы будем использовать телеобъектив, то есть с фокусным расстояниям более 50мм, то объекты вдалеке будут казаться ближе, чем они есть.
  • И именно 50мм — это золотая середина, которая даёт нам правильную трёхмерную картину в плане перспективы.

Перспектива и угол зрения — разные вещи и не нужно их путать.

Мысли о полтиннике как портретном объективе

Обзор Canon EF 50mm f1.8 II (в сравнении с Canon EF 50mm f1.4 USM)

canon 50mm f1.8 iiCanon EF 50mm f1.8 — крайне популярный объектив среди новичков или фотографов-любителей. Причина такой народной любви заключается в двух факторах:

  • он очень дешёвый
  • он даёт боке

Действительно, после китового Canon EF 18-55mm f3.5-5.6 это стекло будет иметь wooow-эффект. Боке на открытой весьма приятное, не поспоришь. Воистину, родной фикс объектив от Canon за примерно 100 долларов — это круто. Ещё и портретник, как его любят позиционировать.

Важное замечание: сейчас уже вышел Canon EF 50mm f1.8 STM, аналогичный по стоимости, но более интересный по конструктиву и автофокусу.

Давайте начнём по порядку.

Внешние особенности

Обычно я не заостряю внимание на конструктиве объективов. Этот объектив — исключение. Начинать его обзор стоит именно с конструктива. Он ужасен.

Хлипкая пластиковая конструкция, которая вот вот развалится в руках, — такие ощущения возникают, когда берёшь это в руки. Кстати, это недалеко от истины. У одного моего товарища жена случайно взяла фотоаппарат не за тушку, а за одетый объектив Canon EF 50mm f1.8 — и он разломался на части.

Байонет пластиковый. Непривычно и неприятно. Даже у новых китайских объективов Yongnuo байонет металлический…

Фокусировочное кольцо маленькое и с очень коротким ходом вращения в примерно 90 градусов. Для съёмки видео я бы ни в коем случае его не рекомендовал. Шкалы расстояний нет.

Для сравнения Canon EF 50mm f1.4 USM ощущается приятней. Хотя его конструктив у меня тоже вызывает нарекания. Выезжающий хоботок при фокусировке — это зло. Но сам корпус у него такой же крепкий и качественный, как и у Canon EF 85mm f1.8 USM.

Автофокус

Фокусируется Canon EF 50mm f1.8 II громко и неспеша. Впрочем, в этом объективе отраден сам факт, что он фокусируется. Для портретов при хорошем свете его автофокуса вполне достаточно. При плохом освещении и, тем более, при съёмке движущихся объектов, объектив тормозит и какое-то время ищет точку фокусировки.

У Canon EF 50mm f1.4 USM автофокус не бесшумный и не поражает скоростью. Но всё же разница между ними хорошо ощущается. Очень важно, что Canon EF 50mm f1.4 USM хоть и уступает по скорости автофокуса другим объективам Canon, но цепкость у него хорошая. Снимать в темноте на него вполне возможно, он не рыщет, а сразу наводится на резкость.

Боке

Размытие заднего плана у Canon 50mm f1.8 на открытой диафрагме приятное. Действительно, на кропе этот объектив можно с горем пополам использовать как портретник.

А вот прикрывая диафрагму, фотограф в боке получает некрасивые гайки ввиду малого количества лепестков диафрагмы. Поэтому для круглого боке этот объектив нужно использовать на открытой.

Разница между боке на 1.4 и 1.8 однозначно заметна, если сопоставлять объективы бок о бок. Но если пользоваться объективами по отдельности, то можно об этом не думать. Плюс Canon 50 f1.4 в том, что боке на прикрытых диафрагмах вроде f2 или f2.8 там хоть и не идеально круглое, но всё же намного приятней, чем у Canon 50mm f1.8.

К слову, идеально круглое боке на ЛЮБЫХ диафрагмах я наблюдал у Sigma 35mm f1.4 и Canon 24-70mm f2.8L.

Качество изображения и резкость

Как я писал в начале статьи, как правило, Canon 50mm f1.8 приобретается после китового Canon EF 18-55mm f3.5-5.6. Скачок в качестве будет хорошо заметен. В этом плане, конечно, объектив стоит покупки. Но если сравнивать его с более дорогим фиксом Canon EF 50mm f1.4 USM, то по резкости он ему проигрывает на любых диафрагмах в любых частях кадра. Экземпляр, который попался мне, имел какое-то странное размытие в левом верхнем углу. Скорее всего, это дефект конкретного экземпляра.

В интернете есть много обзоров со сравнениями Canon EF 50mm f1.8 и Canon Ef 50mm f1.4 USM. Там часто можно услышать, что различия в качестве касаются открытых диафрагм, в то время как на f5.6 объективы одинаково резкие. Я лично убедился в том, что Canon EF 50mm f1.8 уступает более светосильному объективу по резкости на ЛЮБЫХ диафрагмах. Разница может быть не критичной, но она есть.

Посмотреть и скачать тестовые кадры в полном разрешении можно здесь:

Детальное сравнение резкости можно посмотреть на видео в конце статьи.

Особенностью Canon 50mm f1.4 является характерное свечение на открытой диафрагме. Вокруг контрастных линих появляются ореолы. Видно это при большом приближении. Резкость же на f1.4 очень хорошая. 

Выводы

Я соглашаюсь с тем, что младший полтинник 50mm f1.8 в серии от Canon является хорошим выбором для начинающих фотографов. Он дешёвый, светосильный, даёт хорошее боке. Для пробы конечно стоит его купить, чтобы понять для себя что такое фикс, малая глубина резкости и большая светосила. Может быть, он приживётся и потребности в более дорогой модели даже не будет. Качество, которое он даёт, в любом случае на порядок выше, чем у любого бюджетного зума.

С другой стороны, мне лично он сразу не понравился. Это не объектив для профессионалного использования. Сколько его корпус прослужит при активном использовании — большой вопрос. Автофокус для репортажа проблематичный, для видеоъёмки ужасное кольцо фокусировки. И, опять же, качество полтинника Canon EF 50mm f1.4 USM выше по всем параметрам.

Если вам не жалко в три раза переплатить, лучше брать версию f1.4. Но если вы фотографируете для себя и время от времени, то может быть в этом и нет смысла, так как и на Canon EF 50mm f1.8 вполне можно делать хорошие фотографии.

Видеообзор Canon EF 50mm f1.8 и Canon EF 50mm f1.4 USM

Также читайте обзоры:

Обзор объектива Yongnuo EF 35mm f2 (vs Canon EF 35mm f2 IS)

Сегодня я делаю обзор нового интересного объектива от известного китайского производителей вспышек и прочей мелкой дребедени для фотоаппаратов. С недавних пор фирма Yongnuo также производит недорогие объективы. В первом квартале 2015 года был выпущен объектив Yongnuo EF 35mm f2, по сути являющийся копией старенького Canon EF 35mm f2.

Первые впечатления

Yongnuo EF 35mm f2 фотоВнешне он очень похож на Canon EF 28mm f2.8 или Canon EF 50mm f1.8. Конструктив у него пластиковый и хлипкий. С этим объективом нужно обращаться осторожно, дабы не поломать в процессе эксплуатации. Впрочем, за эти деньги большего ожидать не стоило.

Порадовал металлический байонет. В этом плане объектив выигрывает у Canon EF 50mm f1.8 с убогим пластиковым креплением.

Фокусировка

Автофокусировка громкая с характерным жужжанием. При фокусировке выдвигается передний элемент. Скорость автофокуса нормальная. Не быстрая, но и не медленная.

Кольцо фокусировки маленькое и неудобное с очень коротким ходом движения. Шкалы расстояния до объекта съёмки нет.

Качество изображения

Качество изображение неплохое. Я проводил его сравнение с имеющимся у меня Canon EF 35mm f2 IS. Это объектив из другой ценовой категории, поэтому сравнение не совсем честное. Тем не менее, на тестовых снимках видно, что Yongnuo неплохо справляется и вполне достоин внимания.

Смотрим центр изображения при диафрагме f2 на обоих объективах:

кроп сравнение на ф2

Разницы практически не видно. По центру на открытой оба объектива очень резкие, что очень радует.

По углам на f2 картина не столь радостная:

по углам

Изображение на Canon остаётся четким, Yongnuo же демонстрирует потерю резкости и появление свечения.

Очень важный момент, на который хочу обратить внимание — хроматические аберрации. Сейчас мы смотрим середину кадра на f2 на обоих объективах:

хроматические аберрации

Yongnuo имеет большие проблемы с хроматическими аберрациями. На этом примере хорошо видно синее свечение по контуру веточек. Это — беда этого объектива. На практике это особенно проявляется если вы снимаете днём на ярком фоне. Например, невеста в белом платье у вас всегда будет иметь вот такую синюю окантовку. Это можно вылечить в Лайтрум, но это очень неприятно. Особенно при съёмке видео, где это вылечить очень сложно. У Canon этой проблемы нет.

Давайте теперь сравним качество на прикрытой диафрагме f5,6 (центр изображения).

f5,6

Видно, что Yongnuo стал резче, но он по прежнему уступает Canon. Это неудивительно, учитывая огромную разницу в цене и производителе. Впрочем, если не сравнивать с отменным фиксом от Canon, а смотреть более объективно, учитывая стоимость этого объектива, результат очень неплохой.

Вот что мы видим на f5,6 по краям:

кроп 5.6 по краям

Yongnuo по прежнему проигрывает Canon. У объектива Canon 35mm f2 IS  изображение идеальное в любом участке кадра при любом приближении. Yongnuo естественно отстаёт, но резкость всеравно очень приличная.

Исходные кадры в полном разрешении можно посмотреть и скачать здесь:

Боке

По этому параметру я не могу назвать победителя. Боке практически идентичное. Во время этого теста я много раз путал, где боке на один объектив, а где на другой. Вот как это выглядит:

yongnuo 35mm bokeh

Что приятно порадовало, так это минимальная дистанция фокусировки. Оба объектива позволяют снимать близко (МДФ около 25см). Таким образом можно делать интересные кадры с ощутимым размытием фона несмотря на то, что 35мм — это широкоугольник. Для сравнения у хвалёной Sigma 35 f1.4 art расстояние фокусировки более 30см и это мне было иногда неудобно.

Выводы

Можно ли рекомендовать этот объектив к покупке? Как и с любым объективом, всё зависит от того, для чего он вам нужен и от характера вашей работы. Однозначно могу его рекомендовать фотолюбителям. Он недорогой и даёт неплохое качество изображения. Автофокус хоть и громкий, но цепкий и надёжный. Боке приятное.

Широкоугольный светосильный объектив по цене чуть более 100 долларов — это очень очень удачная покупка, дешёво и выгодно. Можно поздравить Yongnuo с выпуском удачного объектива по соотношению цена/качество.

С другой стороны, я бы не советовал Yongnuo EF 35mm f2 для профессионального использования. Это касается как его конструкции, так и качества изображения. Хлипкая конструкция с внешним движущимся элементом это очень плохо. Мне это не нравится в полтиннике 1.4, а здесь же ситуация ещё хуже. Объектив не рассчитан на интенсивное пользование в различных условиях. С ним нужно быть очень бережным и то, я не знаю, сколько он сам по себе прослужит. Впрочем, учитывая его цену, это очевидно.

➡️ Цены на Yongnuo 35mm f2 (Canon EF):

➡️ Цены на Canon 35mm f2 IS USM:

Также рекомендую посмотреть мой видеообзор со сравнением Yongnuo EF 35mm f2 и Canon EF 35mm f2 IS:

Читайте обзор Yongnuo 50mm f/1.8

Дата написания: 2015 год

Обзор объектива Canon 100mm F2.8 Macro USM

Сегодня у меня появилась возможность подержать в руках и потестировать объектив Canon 100mm F2.8 Macro USM. Я являюсь фанатом фиксов от Canon, поэтому, конечно было очень интересно.

Стоит ли говорить, что резкость у не отменная по всему полю на всех диафрагмах? Это само собой разумеется. Что на f2.8, что на f5.6 изображение отличное. На открытой диафрагме присутствует виньетирование, но это нормально и совсем не страшно.

Вот здесь можно скачать исходные файлы в полном разрешении.

Субъективно резкость аналогична Canon EF 85mm f1.8 USM. Вообще эти объективы похожи. Похожи по габаритам, по фокусным расстояниям, по боке. Ключевая разница в дистанции фокусировки (31см против 85см) и светосиле (f2.8 против f1.8). Я предпочитаю 85мм f1.8, т.к. светосила для меня важнее.

Возможности для макросъёмки. Из названия объектива следует, что он предназначен для макросъёмки. На примере фото каштана видно, насколько близко он позволяет снимать. Это — максимальный масштаб (1:1). На закрытых диафрагмах разница в резкости между 100mm f2.8 Macro и EF 24-70mm f2.8L практически незаметна. Только на открытой f2.8 объектив Canon 100mm F2.8 Macro USM опережает 24-70 f2.8L по уровню детализации.

Любителям поснимать букашек крупным планом всё равно придётся накручивать макрокольца. Сфотографировать муравья, крупинку риса или другой микрообъект во весь кадр на этот объектив без макроколец не выйдет. Конечно, само фокусное расстояние 100мм более удобно для макро, чем 70мм. Если бы я хотел объектив для макро и у меня не было 24-70, Canon 100mm F2.8 Macro заслуживал бы внимания.

Автофокус у него замечательный, другого и ожидать не стоило.

Боке приятное. На это объектив можно приятно и комфортно снимать портреты. Его вполне можно покупать для использования в качестве портретника. Хотя я, опять же, предпочёл бы Canon EF 100mm f2 USM. Если уж говорить о фокусном расстоянии 100мм.

Сверхрезкости, из-за которой макрообъективы прямо-таки не годятся для портретной съёмки, я не ощутил. Он очень резкий. Но лидером по резкости из всего, что я тестировал, является Canon EF 135mm f2L. Он конечно резче. Хочу уточнить, что эта разница не имеет смысла. Они все дают качественную картинку.

Вот мой оптимистичный видеообзор Canon 100mm F2.8 Macro USM:

Резюмируя

Обзор получился довольно противоречивым. Это — очень хороший и качественный объектив. Но мне он не нужен. Впрочем, только из-за того, что у меня есть другие линзы, выполняющие те же самые функции.

На свадьбах Canon 100mm F2.8 Macro USM можно использовать для портретных фото при проведении свадебной прогулки и для макросъёмки колец и других свадебных аксессуаров. Хотя я с кольцами вполне обхожусь 35мм. Почти все эти фото колец крупным планом сделаны на 35мм.

Вообще, если мне нужно макро, я надеваю на 24-70 макрокольцо и получаю любой уровень приближения.

Также смотрите видео-сравнение с участием героя обзора:

Рекомендую недорогой, но очень удачный, макро-объектив для кроп-беззеркалок TTartisan 40mm f2.8 Macro.

6 частых ошибок начинающих фотографов

Цифровая фототехника нового поколения позволила сделать фотосъемку вполне доступной практически для каждого человека. Камеры различного уровня можно встретить повсюду, начиная от профессиональных полнокадровых зеркальных фотоаппаратов и заканчивая простыми и доступными бытовыми решениями в Вашем смартфоне или планшете. Современный цифровой фотоаппарат максимально удобен и обеспечивает предельную простоту во время эксплуатации. Многие процессы съемки автоматизированы и не требуют серьезного вмешательства пользователя во время фотографирования.

Стоит отдельно заметить, что даже при таких обширных возможностях качественные и удачные снимки у начинающих фотолюбителей получаются далеко не всегда. Далее мы намерены детально разобраться с теми основными моментами и нюансами, которые необходимо знать каждому новичку для достижения наилучших результатов, которые часто не позволяют ему получить фотоснимки высокого качества и постараемся развенчать некоторые мифы.

1. Бюджетная фотокамера

Одна из самых распространенных ошибок начинающих фотолюбителей заключается в ошибочном мнении, что дешевые цифровые фотокамеры позволяют снимать пейзажи или делать портреты исключительно на бытовом уровне. Причиной тому является как сильно ограниченный функционал и аппаратная начинка такой камеры, так и слабая оптика.

Перед покупкой стоит внимательно изучить возможности и основные характеристики фотоаппарата. Не стоит ожидать от доступных цифровых  моделей за 200 у.е. профессионального качества снимков. Если Вы не уверены в том, что сможете сделать выбор камеры самостоятельно, тогда лучше обратиться за сторонней помощью. Но среди дешевых фотокамер можно выбрать модели камер, которые будут давать достойное качество изображения.

2. Использование вспышки

Вспышка является незаменимым инструментом в арсенале любого фотографа. Обратите внимание, что фотоаппараты начального и среднего уровня имеют встроенную вспышку, но она рассчитана исключительно на получение бытовых снимков любительского качества. Профессиональные фотокамеры не имеют встроенной вспышки, так как автоматически подразумевается использование высококлассного внешнего решения.

Не забывайте о том, что получить качественный снимок в условиях недостаточного освещения заметно сложнее сравнительно с фотографированием при нормальном естественном источнике света. К выбору внешней фотовспышки нужно подходить со всей ответственностью, ведь даже наличие таковой далеко не всегда является залогом успешных снимков. Помните, что работа с дополнительным освещением требует специальных навыков и знаний.

3. Процесс кадрирования

Времена устаревших видоискателей давно прошли, а наличие LCD-дисплея теперь позволяет сразу оценить готовый фотоснимок. Однако некоторые фотолюбители на раннем этапе знакомства с искусством фотографии не только забывают о фундаментальном правиле третей, но и очень часто допускают другие ошибки во время кадрирования. Многие стремятся убрать из кадра все лишнее, а итоговые результаты сильно хромают. Никогда не забывайте про постобработку, которая необходима цифровой фотографии в 95% случаев для получения качественного результата.

Кадрировать и обрезать все лишнее, а также глубоко редактировать снимки лучше на ПК. Для такой задачи существует множество приложений, наиболее популярным из которых является программа Фотошоп. Изначально старайтесь захватить в кадр как можно больше пространства. Ненужное Вы потом уберете, а нужные детали и объекты гарантированно попадут в кадр.

4. Использование цифрового зума

Начинающий фотограф очень часто в качестве первой камеры использует простой цифровой аппарат начального уровня. Опция программного зума обязательно оказывается в списке доступных инструментов и позволяет девайсу «приблизить» нужные детали. Помните, что в отличие отоптического зума, использование цифрового зума дает не особо качественный результат как на самом фотоаппарате, так и при последующем применении такой опции на компьютере. Для достижения  высоких результатов камера должна иметь оптический зум, а если его на Вашем аппарате нет, то лучше самостоятельно приблизится к объекту съемки.

5. Особенности настройки фотоаппарата

Если Вы не до конца разобрались с настройками камеры, то лучшим решением будет использование настроек по умолчанию. Фотокамера может иметь несколько режимов съемки, но рациональнее будет использовать полностью автоматический на начальном этапе. Вторым важным шагом в процессе первичной настройки камеры становится выбор сохранения фотографий в максимально доступном по размеру и качеству формате. Для полностью цифровых камер это самый большой размер файлов в формате JPEG, а для зеркальных фотоаппаратов лучшим выбором станет опция одновременного сохранения снимков в формате RAW/TIFF + JPEG. Стоит учесть, что наиболее качественные форматы потребуют намного больше места на карте памяти, так что стоит побеспокоиться о наличии такой карты достаточного объема заблаговременно.

6. Не использование всех возможностей камеры

Цифровые камеры предполагают использование множества аксессуаров — внешних вспышек, бленд для объектива, макроколец, отражателей, светофильтров (защитных, ультрафиолетовых, ТВ — нейтральных), а также еще массы недорогих аксессуаров, которые можно купить в магазине infoto.com.ua с доставкой по Украине.

Подведем итоги:

Вполне очевидно, что серьезные занятия фотографией требуют постоянной и регулярной практики. Но активная фотосъемка в данном вопросе еще далеко не все. Для получения качественных результатов необходимо детально изучить теорию, общие правила фотосъемки, досконально разобраться с настройками и техническими возможностями Вашей камеры и т.д. Игнорирование подобных рекомендаций приводит к малоэффективному и очень медленному обучению в процессе съемки методом собственных проб и ошибок. Такой подход обязательно отнимет у Вас огромное количество времени и неизбежно обернется сотнями снимков нижайшего качества.

Добиться быстрого и заметного прогресса Вам поможет исключительно обладание специальными знаниями, которые затем можно будет качественно применить в процессе съемки. За консультациями по подбору аксессуаров для вашего фотоаппарата или просто по каким-то нюансам фотосъемки вы можете обращаться к консультантам магазина infoto.com.ua.