Охват у фишая, как можно заметить, значительно больше. Поле зрения у Samyang 14m составляет примерно 115 градусов, в то время как фишай Samyang 8mm даёт обзор в 167 градусов на кропе х1,6. Сколько градусов поле зрения на полном кадре сказать сложно, но ощутимо больше.
И даже на кропе поле зрения у фишая 8мм будет больше, чем у объектива 14мм на полном кадре:
Фишай на кропе и 14мм на полном кадре по углу обзора довольно похожи, но разница есть. Ещё одна интересная особенность: объектив 14мм больше тянет углы, чем фишай.
Резюмируя
В целом, оба объектива дают очень интересную перспективу. К обоим надо приноровиться. Поначалу фокусное расстояние 14мм кажется очень специфическим, но это пока вы в руки не возьмете фишай. С fisheye 8мм нужно быть очень осторожным и думать о том, что и как снимать. Конечно, это же касается и сверхширокого угла 14мм. Так или иначе, оба объектива открывают широкие просторы для творчества. Каждый для себя сам должен решить, что ему больше по душе (или снимать и на тот и другой:).
Особенность портретной фотосъёмки заключается не просто в том, чтобы передать то, как человек выглядит. Внешний вид это ещё не всё. Фотоснимок должен передавать зрителю характер человека и его эмоции. Таким образом на фото можно раскрыть определённые аспекты личности.
Достигается этот эффект чаще всего при непринуждённой фотосъёмке без постановочных элементов. Но, говоря о свадьбе, нужно учитывать, что свадебная фотография сочетает как репортаж, так и постановку. На свадебной прогулке вполне нормально, когда фотограф показывает молодожёнам как им стать и где и как лучше фотографироваться. Тем не менее, даже при постановочной съёмке проявляется характер людей. Есть позы, которые людям более удобны, и которые они неосознанно принимают. Когда позирует пара, по таким нюансам виден характер их отношений. Задача фотографа словить красивые моменты и сакцентировать внимание на них.
Во время репортажа эмоции людей также проявляются очень сильно. Главное — их видеть. Если фотограф видит такие детали, они будут заметны на фото. Возьмём для примера церемонию регистрации в ЗАГСе. Она длится каких-то 10 минут. А сколько можно за это время сфотографировать. На лицах влюблённых за считанные минуты проигрывается такое количество эмоций!
Что ещё можно сказать о свадебной портретной фотографии?
Чтобы люди на фото выглядели непринуждённо, они должны находиться в соответствующей обстановке. Свадебная кутерьма, не всегда к этому располагает. Бывают случаи, когда будущие молодожёны забывают паспорта дома. Приходится возвращаться из ЗАГСа, чтобы их забрать. Вообще в целом, момент расслабления происходит по окончанию церемонии регистрации брака. Поэтому на прогулку все уже отправляются с лёгкой душой. Но распорядок дня — это не всё. Фотограф должен всегда быть приятным собеседником. Ведь при всех описанных стрессах угрюмый и неразговорчивый фотограф едва ли поспособствует расслабленной атмосфере. Личный контакт в этом деле очень важен. Сложно проявлять эмоции перед человеком, не ощущающим праздничной атмосферы свадебного торжества и полностью замкнутом в себе (а такие встречаются нередко).
Поэтому профессиональный фотограф это ещё и психолог. Для съёмки хорошего портрета, будь это свадьба или индивидуальная фотосессия, необходим элементарный человеческий контакт. Только когда всем легко друг с другом общаться, и на фотографиях будет сплошной позитив.
При всём вышеописанном, фотограф не должен забывать и о технических аспектах съёмки. Ему нужно видеть, как и откуда падает свет, выбирать оптимальные ракурсы для фотографии и, естественно, дружить со своей техникой. При большом опыте, эти технические нюансы отходят на второй план и выполняются на автомате. На первый план выходит общение с клиентом и создание подходящей атмосферы для получения самых естественных и красивых снимков.
В 2015 году компания Yongnuo всех порадовала двумя очень недорогими объективами: Yongnuo 35mm f/2.0 и Yongnuo 50mm f/1.8.
Yongnuo 50mm f/1.8 — это практически идентичная копия Canon 50mm f/1.8, но за меньшие деньги. Если Canon стоит целых 100 долларов, то Yongnuo всего 50$. Это небольшая сумма за автофокусный светосильный объектив.
Напрашивается вопрос: настолько ли он плох? Забегая наперёд, скажу что отнюдь. Объектив неплохой.
Качество сборки
Убожество конструкции ничем не хуже и не лучше, чем у полтинника от Canon. Они оба ужасные: хлипкий пластиковый корпус, пластиковый байонет, миниатюрное кольцо фокусировки с очень малым ходом вращения. Впрочем, это может быть не принципиальным для людей, у которых фотография это хобби.
Автофокус
Второй недостаток этого объектива — автофокус. Фокусируется он медленно и не всегда точно. По ощущениям примерно тоже самое что и с Canon 50mm f1.8.
Качество изображения
Это — сильная сторона Yongnuo 50mm f/1.8. По резкости он ничем не хуже оригинального объектива. Диафрагма f1.8 рабочая. По центру изображение вполне резкое, края немного мылит. С прикрытием диафрагмы, как можно и ожидать, картинка становится немного чётче.
У меня почти нет претензий к качеству изображений. А вот ненадёжный автофокус — другое дело. Мне были непривычны такие частые промахи. Особенно учитывая, что ничего динамичного я не снимал.
На открытой диафрагме объектив даёт ощутимое виньетирование, которое в отличии от объектива Canon 50mm f1.8, нельзя убирать сразу же при съёмке в настройках фотоаппарата. Этот недостаток касается всех неродных объективов, будь это Yongnuo, Sigma или Tamron. Лично мне это очень не нравится.
Боке
Боке приятное и годное. Отличий от Canon я не вижу.
Видеообзор от Olegasphoto:
Итого
Изначально я с некоторым недоверием отнёсся к этой модели. Немного поснимав, могу сказать, что своих небольших денег он стоит. Отличия от Canon 50mm f1.8 минимальные. Оба объектива не годятся для профессионального использования из-за слабого автофокуса и конструкции. С другой стороны, изображение хорошее. Для новичков этот объектив в полной мере себя оправдывает. Это — светосильный фикс, дающий хорошее боке и позволяющий снимать при плохом освещении за смешные деньги. Если хочется чего-то большего, стоит смотреть в сторону Canon 50mm f1.4.
T-stop — это параметр, показывающий, сколько света пропускает объектив. В отличии от f-stop (величины диафрагмы), t-stop непосредственно указывает на то, насколько в реальности светосилен объектив.
Всем привычный параметр f-stop говорит о лишь размере относительного отверстия объектива, через которое попадает свет на матрицу фотоаппарата. Но чтобы определить эффективную светосилу, нужно также учитывать сколько света поглощается линзами объектива. Величина t-stop указывает на эффективное количество света, которое пропускает тот или иной объектив.
Маркировка t-stop встречается на объективах, рассчитанный на съёмку видео. Эти модели имеют плавный ход диафрагмы без ступеней, к которым все привыкли в фотообъективах. Так, к примеру, Samyang 8mm f3.5 — это фотообъектив, а Samyang 8mm t3.8 больше предназначен для видео.
Параметр t-stop объясняет, почему разные объективы на абсолютно идентичных диафрагмах дают разное по свету изображение. Объективы с максимальной диафрагмой f4 будут давать заведомо более тёмное изображение по сравнению с более светосильными (к примеру с f2) на идентично установленных диафрагмах.
Ещё t-stop показывает разницу между объективами с одинаковыми на первый взгляд параметрами. Ниже будут приведены таблицы с сайта dxomark.com, демонстрирующие этот факт.
На скриншоте выше видно, почему Canon 24-70 f4 IS интересней, чем более старая модель Canon 24-105 f4 IS. Без этого теста сложно понять, почему надо платить больше за объектив с такой же максимальной диафрагмой, но меньшим зум-диапазоном.
Эта таблица показывает, что копеечный Canon EF-S 24mm f2.8 STM выигрывает по светопропускающей способности у Canon 24-70mm f2.8L, стоящего в разы больше (впрочем, на этом его оптические преимущества заканчиваются).
Отличия между f-stop и t-stop не заканчиваются на тестовых таблицах. В реальных условиях невооружённым глазом сразу видно, где более светосильный объектив. Это проявляется в лучшей проработке теней и в целом более воздушной картинке. Поэтому фиксы настолько интересней зумов. Исключение из правила — объектив Canon 24-70mm f2.8L II, который имеет высокий t-stop (t2.9) и изумительную цветопередачу.
Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II — первый фишай, который мне попал в руки для обзора. Это — объектив, дающий полноценный фишай эффект на кроп-камерах. Его так же можно использовать и на полном кадре и он будет давать эффект почти полноценного кругового фишая.
Вот так выглядит изображение на полном кадре (рамочкой я выделил зону кропа):
На кроп-камере изображение будет занимать весь кадр без чёрного виньетирования:
В целом этот объектив позиционируется как объектив для фотоаппаратов с кроп матрицей, но его можно смело использовать как на кропе, так и на фул фрейме. На полном кадре можно с лёгкостью обрезать чёрные поля и получить ту же самую фишай картинку во весь кадр, как и на кропе (как показано выше). А можно и не обрезать, если вам нужен такой специфический почти диагональный фишай.
Поле зрения объектива на кропе составляет 167 градусов. Нужно быть осторожным, чтобы в кадр не попадали ваши ноги или руки. Техника съёмки чем-то похожа на работу с 14мм, но всё же отличается. К нему надо привыкнуть.
Примеры фото на Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II на полном кадре:
Модель объектива, которую я рассматриваю, имеет маркировку II. Главное преимущество второй версии в съёмной бленде. Если вы оденете этот объектив на полный кадр вместе с блендой, изображение потеряет круговую форму и будет нуждаться в обрезке полей.
картинка на полном кадре с одетой блендой
картинка на полном кадре без бленды
Что такое T3.8?
Не все знакомы с обозначением «Т», поэтому я немного на этом остановлюсь. Все привыкли к обозначению максимальной диафрагмы в фотообъективах в виде f-стопов. Это число показывает максимально открытую диафрагму на объективе. T-стопы же применяются в видеообъективах. Это показатель светопропускающей способности объектива. Если показатель диафрагмы f/ говорит нам о ширине отверстия, которое пропускает свет, то t-стоп измеряет непосредственно количество света, попадающего на матрицу объектива. Значение T-stop всегда больше или равно F-stop. Если объектив имеет t3.8, то это примерно соответствует f3.5. Таким образом, этот объектив довольно тёмный как для фикса.
Ночные снимки выше я делал со следующими настройками T3.8 1/30 ISO 8000 (на 5D Mark III). На кропе снимать в помещении на него будет проблематично.
Внешние особенности
Внешне этот объектив очень гармоничен. Он сделан из прочного пластика, он небольшой и нетяжелый. Внешне чуть меньше, чем Samyang 14mm f2.8. Должен сказать, что последний даже больше похож на фишай из-за огромной выступающей линзы. Вот так выглядят два объектива бок о бок.
слева фишай 8мм, справа широкоугольник 14мм
Автофокус и настройка диафрагмы полностью ручные. Это не доставляет неудобств, учитывая практически бесконечную глубину резкости у фишай объективов. Кольцо фокусировки можно просто не трогать. Я рассматриваю версию объектива для видеосъёмки. Настройка диафрагмы здесь происходит посредством плавного вращения кольца без щелчков, фиксирующих конкретные значения диафрагмы.
О качестве изображения
В плане резкости изображения он далеко не идеален. На максимально открытой диафрагме он нерезкий. При том, что f4 и так пропускает немного света. Чтобы получить резкое изображение, диафрагму нужно прикрывать. Хорошие результаты можно получить на t5.6-t8.
Объектив настолько специфичен, что ему можно простить этот недостаток. Главное в нём — тот сумасшедший угол зрения, который он даёт. Некоторая потеря резкости допустима, учитывая, что это объектив далеко не на каждый день.
О стоимости
Не стоит забывать, что это один из самых дешёвых доступных фишаев. Если хочется идеального качества, нужно смотреть на Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye USM, который стоит более 1000 долларов.
В бюджетной ценовой категории существуют такие объективы как Пеленг 8мм и Зенитар 16мм. О Зенитаре я наслышан, что резкость там совсем страдает. Тем более, что Зенитар не будет давать полноценного фишай эффекта на кроп камерах. Пеленг же на полном кадре даёт полноценный диагональный фишай, а на кропе по углам оставляет небольшое чёрное виньетирование.
О применении
Я бы сказал, что это объектив последней необходимости. Первая необходимость фотографа — стандартный объектив вроде 24-70мм или 35мм. Вторая — портретник 85мм или 135мм. Потом широкоугольник вроде 14мм (или 10-18мм для кропа), а уже потом в самом конце можно прикупить фишай. Его удел — несколько сумасшедших кадров, которые разнообразят общее портфолио. Он может лежать в сумке ради 2-3 кадров за весь день. Но эти кадры будут уникальными и драйвовыми, если его использовать с умом.
Пример фото с корпоратива на фишай (кропнуто с полного кадра):
Резюмируя обзор
Советовать покупать или не покупать фишай нельзя. Это настолько специфический инструмент, что каждый должен для себя сам определить, надо ли ему такое счастье. Как я уже писал, это объектив далеко не первой необходимости.
Объектив Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II имеет недостатки в виде слабой светосилы и отсутствия резкости на открытой диафрагме.
Я у себя заменил этот объектив на Samyang 8mm f2.8 fish-eye X-mount + Samyang 12mm f2, то есть ширики на систему фуджи. Сравнение этих двух линз смотрите в этом видео: