Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Фишай или 14мм?

В этой статье я хочу показать разницу между сверхширокоугольным Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC и фишаем Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC.
samyang 8mm t3.8 vs 14mm f2.8Ниже фотографии сделаны на 14мм на полном кадре и на кроп-фишай 8мм (сбоку подписи):

Охват у фишая, как можно заметить, значительно больше. Поле зрения у Samyang 14m составляет примерно 115 градусов, в то время как фишай Samyang 8mm даёт обзор в 167 градусов на кропе х1,6. Сколько градусов поле зрения на полном кадре сказать сложно, но ощутимо больше.

И даже на кропе поле зрения у фишая 8мм будет больше, чем у объектива 14мм на полном кадре:

samyang 14mm vs 8mm
Фишай на кропе и 14мм на полном кадре по углу обзора довольно похожи, но разница есть. Ещё одна интересная особенность: объектив 14мм больше тянет углы, чем фишай.

Резюмируя

В целом, оба объектива дают очень интересную перспективу. К обоим надо приноровиться. Поначалу фокусное расстояние 14мм кажется очень специфическим, но это пока вы в руки не возьмете фишай. С fisheye 8мм нужно быть очень осторожным и думать о том, что и как снимать. Конечно, это же касается и сверхширокого угла 14мм. Так или иначе, оба объектива открывают широкие просторы для творчества. Каждый для себя сам должен решить, что ему больше по душе (или снимать и на тот и другой:).

Особенности портретной свадебной фотографии

Особенность портретной фотосъёмки заключается не просто в том, чтобы передать то, как человек выглядит. Внешний вид это ещё не всё. Фотоснимок должен передавать зрителю характер человека и его эмоции. Таким образом на фото можно раскрыть определённые аспекты личности.

Достигается этот эффект чаще всего при непринуждённой фотосъёмке без постановочных элементов. Но, говоря о свадьбе, нужно учитывать, что свадебная фотография сочетает как репортаж, так и постановку. На свадебной прогулке вполне нормально, когда фотограф показывает молодожёнам как им стать и где и как лучше фотографироваться. Тем не менее, даже при постановочной съёмке проявляется характер людей. Есть позы, которые людям более удобны, и которые они неосознанно принимают. Когда позирует пара, по таким нюансам виден характер их отношений. Задача фотографа словить красивые моменты и сакцентировать внимание на них.

Во время репортажа эмоции людей также проявляются очень сильно. Главное — их видеть. Если фотограф видит такие детали, они будут заметны на фото. Возьмём для примера церемонию регистрации в ЗАГСе. Она длится каких-то 10 минут. А сколько можно за это время сфотографировать. На лицах влюблённых за считанные минуты проигрывается такое количество эмоций!

Что ещё можно сказать о свадебной портретной фотографии?

Чтобы люди на фото выглядели непринуждённо, они должны находиться в соответствующей обстановке. Свадебная кутерьма, не всегда к этому располагает. Бывают случаи, когда будущие молодожёны забывают паспорта дома. Приходится возвращаться из ЗАГСа, чтобы их забрать. Вообще в целом, момент расслабления происходит по окончанию церемонии регистрации брака. Поэтому на прогулку все уже отправляются с лёгкой душой. Но распорядок дня — это не всё. Фотограф должен всегда быть приятным собеседником. Ведь при всех описанных стрессах угрюмый и неразговорчивый фотограф едва ли поспособствует расслабленной атмосфере. Личный контакт в этом деле очень важен. Сложно проявлять эмоции перед человеком, не ощущающим праздничной атмосферы свадебного торжества и полностью замкнутом в себе (а такие встречаются нередко).

Поэтому профессиональный фотограф это ещё и психолог. Для съёмки хорошего портрета, будь это свадьба или индивидуальная фотосессия, необходим элементарный человеческий контакт. Только когда всем легко друг с другом общаться, и на фотографиях будет сплошной позитив.

При всём вышеописанном, фотограф не должен забывать и о технических аспектах съёмки. Ему нужно видеть, как и откуда падает свет, выбирать оптимальные ракурсы для фотографии и, естественно, дружить со своей техникой. При большом опыте, эти технические нюансы отходят на второй план и выполняются на автомате. На первый план выходит общение с клиентом и создание подходящей атмосферы для получения самых естественных и красивых снимков.

Подробней о свадебных фотосессиях от Olegasphoto

Тест объектива Yongnuo 50mm f/1.8

yongnuo 50mm 1.8В 2015 году компания Yongnuo всех порадовала двумя очень недорогими объективами: Yongnuo 35mm f/2.0 и Yongnuo 50mm f/1.8.

Yongnuo 50mm f/1.8 — это практически идентичная копия Canon 50mm f/1.8, но за меньшие деньги. Если Canon стоит целых 100 долларов, то Yongnuo всего 50$. Это небольшая сумма за автофокусный светосильный объектив.

Напрашивается вопрос: настолько ли он плох? Забегая наперёд, скажу что отнюдь. Объектив неплохой.

Качество сборки

yongnuo 50mm 1.8 сзадиУбожество конструкции ничем не хуже и не лучше, чем у полтинника от Canon. Они оба ужасные: хлипкий пластиковый корпус, пластиковый байонет, миниатюрное кольцо фокусировки с очень малым ходом вращения. Впрочем, это может быть не принципиальным для людей, у которых фотография это хобби.

Автофокус

Второй недостаток этого объектива — автофокус. Фокусируется он медленно и не всегда точно. По ощущениям примерно тоже самое что и с Canon 50mm f1.8.

Качество изображения

Это — сильная сторона Yongnuo 50mm f/1.8. По резкости он ничем не хуже оригинального объектива. Диафрагма f1.8 рабочая. По центру изображение вполне резкое, края немного мылит. С прикрытием диафрагмы, как можно и ожидать, картинка становится немного чётче.

У меня почти нет претензий к качеству изображений. А вот ненадёжный автофокус — другое дело. Мне были непривычны такие частые промахи. Особенно учитывая, что ничего динамичного я не снимал.

На открытой диафрагме объектив даёт ощутимое виньетирование, которое в отличии от объектива Canon 50mm f1.8, нельзя убирать сразу же при съёмке в настройках фотоаппарата. Этот недостаток касается всех неродных объективов, будь это Yongnuo, Sigma или Tamron. Лично мне это очень не нравится.

Боке

Боке приятное и годное. Отличий от Canon я не вижу.

yongnuo 50 1.8 test bokeh
Видеообзор от Olegasphoto:

Итого

Изначально я с некоторым недоверием отнёсся к этой модели. Немного поснимав, могу сказать, что своих небольших денег он стоит. Отличия от Canon 50mm f1.8 минимальные. Оба объектива не годятся для профессионального использования из-за слабого автофокуса и конструкции. С другой стороны, изображение хорошее. Для новичков этот объектив в полной мере себя оправдывает. Это — светосильный фикс, дающий хорошее боке и позволяющий снимать при плохом освещении за смешные деньги. Если хочется чего-то большего, стоит смотреть в сторону Canon 50mm f1.4.

Кстати, я написал ещё одну заметку про этот объектив.

Недорого купить Yongnuo 50mm f/1.8 можно здесь.

Что такое t-stop?

T-stop — это параметр, показывающий, сколько света пропускает объектив. В отличии от f-stop (величины диафрагмы), t-stop непосредственно указывает на то, насколько в реальности светосилен объектив.

Всем привычный параметр f-stop говорит о лишь размере относительного отверстия объектива, через которое попадает свет на матрицу фотоаппарата. Но чтобы определить эффективную светосилу, нужно также учитывать сколько света поглощается линзами объектива. Величина t-stop указывает на эффективное количество света, которое пропускает тот или иной объектив.

Маркировка t-stop встречается на объективах, рассчитанный на съёмку видео. Эти модели имеют плавный ход диафрагмы без ступеней, к которым все привыкли в фотообъективах. Так, к примеру, Samyang 8mm f3.5 — это фотообъектив, а Samyang 8mm t3.8 больше предназначен для видео.

Параметр t-stop объясняет, почему разные объективы на абсолютно идентичных диафрагмах дают разное по свету изображение. Объективы с максимальной диафрагмой f4 будут давать заведомо более тёмное изображение по сравнению с более светосильными  (к примеру с f2) на идентично установленных диафрагмах.

Ещё t-stop показывает разницу между объективами с одинаковыми на первый взгляд параметрами. Ниже будут приведены таблицы с сайта dxomark.com,  демонстрирующие этот факт.

сравнение canon 24-105 f4 is и canon 24-70 f4 is

На скриншоте выше видно, почему Canon 24-70 f4 IS интересней, чем более старая модель Canon 24-105 f4 IS. Без этого теста сложно понять, почему надо платить больше за объектив с такой же максимальной диафрагмой, но меньшим зум-диапазоном.

Ниже сравним Canon 24-70mm f2.8L с фиксами.

canon 24-70mm f2.8L vs canon 24mm f2.8

 

Эта таблица показывает, что копеечный Canon EF-S 24mm f2.8 STM выигрывает по светопропускающей способности у Canon 24-70mm f2.8L, стоящего в разы больше (впрочем, на этом его оптические преимущества заканчиваются).

Отличия между f-stop и t-stop не заканчиваются на тестовых таблицах. В реальных условиях невооружённым глазом сразу видно, где более светосильный объектив. Это проявляется в лучшей проработке теней и в целом более воздушной картинке. Поэтому фиксы настолько интересней зумов. Исключение из правила — объектив Canon 24-70mm f2.8L II, который имеет высокий t-stop (t2.9) и изумительную цветопередачу.

Также читайте: Что такое диафрагма в фотоаппарате и телефоне?

Обзор объектива Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II

samyang 8mm t3.8 внешний видSamyang 8mm T3.8 AS IF UMC II — первый фишай, который мне попал в руки для обзора. Это — объектив, дающий полноценный фишай эффект на кроп-камерах. Его так же можно использовать и на полном кадре и он будет давать эффект почти полноценного кругового фишая.

Вот так выглядит изображение на полном кадре (рамочкой я выделил зону кропа):

samyang 8mm t3.8 пример фото

На кроп-камере изображение будет занимать весь кадр без чёрного виньетирования:

 samyang 8mm t3.8

В целом этот объектив позиционируется как объектив для фотоаппаратов с кроп матрицей, но его можно смело использовать как на кропе, так и на фул фрейме. На полном кадре можно с лёгкостью обрезать чёрные поля и получить ту же самую фишай картинку во весь кадр, как и на кропе (как показано выше). А можно и не обрезать, если вам нужен такой специфический почти диагональный фишай.

Поле зрения объектива на кропе составляет 167 градусов. Нужно быть осторожным, чтобы в кадр не попадали ваши ноги или руки. Техника съёмки чем-то похожа на работу с 14мм, но всё же отличается. К нему надо привыкнуть.

Примеры фото на Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II на полном кадре:

Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II

Модель объектива, которую я рассматриваю, имеет маркировку II. Главное преимущество второй версии в съёмной бленде. Если вы оденете этот объектив на полный кадр вместе с блендой, изображение потеряет круговую форму и будет нуждаться в обрезке полей.

картинка на полном кадре с одетой блендойкартинка на полном кадре с одетой блендой

картинка на полном кадре без бленды

картинка на полном кадре без бленды

Что такое T3.8?

Не все знакомы с обозначением «Т», поэтому я немного на этом остановлюсь. Все привыкли к обозначению максимальной диафрагмы в фотообъективах в виде f-стопов. Это число показывает максимально открытую диафрагму на объективе. T-стопы же применяются в видеообъективах. Это показатель светопропускающей способности объектива. Если показатель диафрагмы f/ говорит нам о ширине отверстия, которое пропускает свет, то t-стоп измеряет непосредственно количество света, попадающего на матрицу объектива. Значение T-stop всегда больше или равно F-stop. Если объектив имеет t3.8, то это примерно соответствует f3.5. Таким образом, этот объектив довольно тёмный как для фикса.

Ночные снимки выше я делал со следующими настройками T3.8 1/30  ISO 8000 (на 5D Mark III). На кропе снимать в помещении на него будет проблематично.

Внешние особенности

Внешне этот объектив очень гармоничен. Он сделан из прочного пластика, он небольшой и нетяжелый. Внешне чуть меньше, чем Samyang 14mm f2.8. Должен сказать, что последний даже больше похож на фишай из-за огромной выступающей линзы. Вот так выглядят два объектива бок о бок.

samyang 8mm t3.8 vs 14mm f2.8 слева фишай 8мм, справа широкоугольник 14мм

Автофокус и настройка диафрагмы полностью ручные. Это не доставляет неудобств, учитывая практически бесконечную глубину резкости у фишай объективов. Кольцо фокусировки можно просто не трогать. Я рассматриваю версию объектива для видеосъёмки. Настройка диафрагмы здесь происходит посредством плавного вращения кольца без щелчков, фиксирующих конкретные значения диафрагмы.

самьянг 8мм т3.8 фото

О качестве изображения

В плане резкости изображения он далеко не идеален. На максимально открытой диафрагме он нерезкий. При том, что  f4 и так пропускает немного света. Чтобы получить резкое изображение, диафрагму нужно прикрывать. Хорошие результаты можно получить на t5.6-t8.

Объектив настолько специфичен, что ему можно простить этот недостаток. Главное в нём — тот сумасшедший угол зрения, который он даёт. Некоторая потеря резкости допустима, учитывая, что это объектив далеко не на каждый день.

О стоимости

Не стоит забывать, что это один из самых дешёвых доступных фишаев. Если хочется идеального качества, нужно смотреть на Canon EF 8-15mm f/4.0L Fisheye USM, который стоит более 1000 долларов.

В бюджетной ценовой категории существуют такие объективы как Пеленг 8мм и Зенитар 16мм. О Зенитаре я наслышан, что резкость там совсем страдает. Тем более, что Зенитар не будет давать полноценного фишай эффекта на кроп камерах. Пеленг же на полном кадре даёт полноценный диагональный фишай, а на кропе по углам оставляет небольшое чёрное виньетирование.

О применении

Я бы сказал, что это объектив последней необходимости. Первая необходимость фотографа — стандартный объектив вроде 24-70мм или 35мм. Вторая — портретник 85мм или 135мм. Потом широкоугольник вроде 14мм (или 10-18мм для кропа), а уже потом в самом конце можно прикупить фишай. Его удел — несколько сумасшедших кадров, которые разнообразят общее портфолио. Он может лежать в сумке ради 2-3 кадров за весь день. Но эти кадры будут уникальными и драйвовыми, если его использовать с умом.

Пример фото с корпоратива на фишай (кропнуто с полного кадра):

фото на корпоратив фишай

фото на корпоратив фишай

пример фото на фишай

Резюмируя обзор

Советовать покупать или не покупать фишай нельзя. Это настолько специфический инструмент, что каждый должен для себя сам определить, надо ли ему такое счастье. Как я уже писал, это объектив далеко не первой необходимости.

Объектив Samyang 8mm T3.8 AS IF UMC II имеет недостатки в виде слабой светосилы и отсутствия резкости на открытой диафрагме.

Я у себя заменил этот объектив на Samyang 8mm f2.8 fish-eye X-mount + Samyang 12mm f2, то есть ширики на систему фуджи. Сравнение этих двух линз смотрите в этом видео:

Также  смотрите тест Samyang 14mm f/2.8 против Samyang 8mm T3.8