canon-rf-600-800mm-f11

Компактные супер-теле-объективы Canon RF 600mm f11 и Canon RF 800mm f11

Летом 2020 года компания Canon выпустила два интересных, специфических и инновационных объектива, это:

  • Canon RF 600mm f/11 IS STM
  • Canon RF 800mm f/11 IS STM

Интересные они ввиду необычной компактности и лёгкости как для такой категории оптики. Объектив 600мм весит всего 930 грамм, а 800мм только 1260грамм.

Вот для сравнения инфографика с Canon EF 600mm f4L против RF 600mm f11:

 

А вот для сравнения инфографика с Canon EF 800mm f5.6L против RF 600mm f11:

Разница ощутимая. Экономия в весе практически в 3 раза! Но надо понимать, что эти объективы хоть и имеют одинаковые фокусные расстояния, но всё же сильно отличаются друг от друга.

В первую очередь они отличаются по светосиле. f4 и f11 — это очень разные вещи. Из-за этого новинки Canon RF 600mm f11 и Canon RF 800mm f11 едва ли стоит рассматривать для профессиональной/сильно увлечённой спортивной фотографии. О назначении поговорим позже.

Второе отличие — новые объективы имеют два положения. Одно — в собранном виде для транспортировки, второе — с выдвинутым тубусом — для съёмки.

canon-rf-600mm-f11

В рабочем состоянии эти объективы становятся длиннее процентов на 30.

Третье отличие новинок Canon RF 600mm f11 и RF 800mm f11 от классических объективов состоит в использовании бесщелевой двухслойной дифракционной оптики (DO).

В линейке объективов Canon не так много DO объективов. Мне сразу вспоминается Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM, выпущенный в 2004 году. Его небольшой вес в 720 грамм как раз и был достигнут за счёт этой самой дифракционной оптики. А по компактности он сопоставим с привычным многим EF 24-105 f4L.  Правда, резкость там была не на высоте.

Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM

Не вникая глубоко в подробности, дифракционная оптика — продукт новых технологий и стала возможной относительно недавно. Компания Canon объявила о разработке многослойных дифракционных объективов в 2000 году, первый прототип от них был продемонстрирован на фотовыставке Photokina в Кёльне в том же 2000 году.

Так отличается обычная линза от дифракционной:

дифракционная оптика

Источник с более подробным описанием. Описание этой технологии на сайте Canon (на английском).

Что в итоге?

В итоге мы имеем два очень длиннофокусных объектива для беззеркальных полнокадровых фотоаппаратов Canon.

Вот так они выглядят в сравнении с Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L II:

Canon-RF-600mm-800mm-F11-IS-100-400

Фокусные расстояния 600мм и 800мм крайне специфические. Я бы не рекомендовал покупать такую оптику просто так, от скуки или любопытства. Даже объектив с фокусным расстоянием 300мм уже очень специфичен. Эти же две модели подразумевают, что вы ещё до покупки будете точно знать, что и где вы собираетесь с ними делать.

Применение для 600мм и 800ммскрытная фотосъёмка птиц, а также мелких или очень диких животных. Они также подойдут для споттинга — слежения за самолётами. Можно было бы сказать об астрофотографии (ведь тут мы имеем практически телескопы), но диафрагма f11 с такими фокусными обязательно подразумевает использование GPS-трекера, без него вообще не стоит и думать об этом.

Выше я упомянул, что такие объективы не подойдут для спортивной фотосъёмки. Причин тут несколько. Диафрагма f11 даже на улице ограничивает применение такой оптики. А для спорта нужны выдержки около 1/1000. Фокусные расстояния слишком дальнобойные. Для того же футбола объективы с диапазоном 100-400мм как правило оптимальны. Оба объектива оснащены STM-моторами, которые уступают по скорости USM-моторам. Скорости может не хватать для динамичных сюжетов.

Особенности использования

Когда вы имеете дело с такими телевиками, надо иметь хорошее зрение, чтобы видеть без объектива то, что вы хотите снять. Даже с 300мм надо приноровиться и привыкнуть. Гораздо проще, когда у вас зум вроде 100-400мм, вы можете смотреть на сцену при 100мм, а потом приблизить то, что нужно к 300-400мм. Здесь же у вас фиксы и вам нужно сразу направить их в нужном направлении. Целиться сложно, особенно, если объект съёмки маленький. С другой стороны, для съёмки птиц такие фокусные очень пригодятся, т.к. 300мм на полном кадре откровенно не хватает для этого.

Ещё один момент — плотность воздуха. Когда вы снимаете на больших расстояниях, особенно в городской черте, на качество будет влиять состав воздуха. Это непривычно для тех, кто не снимал с такими фокусными расстояниями. Но надо знать, что при некоторых условиях, ваши фотки будут откровенно мыльными. И причина не в объективе/фотоаппарате/кривых руках, а в том, что вы будете снимать через плотную атмосферу, сильно преломляющую лучи света. Исправить это можно будет только сменой места съёмки. Идеально — фотографировать над водоёмами, там картинка будет чистой. А вот, если вы попробуете издалека снять какой-то город на 600мм, то получите мыло.

Оптические качества

Подробно об этом я расскажу, если эти объективы попадут мне в руки на обзор.

Пока можете посмотреть тесты здесь.

Альтернативы

Сделать супер-теле-объектив компактным и лёгким — вызов для производителя оптики. С этой же проблемой сталкиваются не только производители фото-техники, но и при создании телескопов. И как раз оттуда есть ещё один более старый вариант — использование зеркальной оптики. К примеру, она использована в объективе Samyang 500 мм f/6.3.

samyang 500mm f6.3

Для фотографов такие объективы имеют больше недостатков, чем преимуществ. Они оптически откровенно слабые. Там специфическое боке с «бубликами» и они все без автофокуса. Зато дешёвые.

Ещё один вариант снимать далеко и оставаться налегке — использовать камеры с меньшими матрицами и добиваться большего приближения за счёт кроп-фактора. Это — частая уловка предпочитателей системы микра 4/3. Проблема в том, что 150мм с двойным кропом — это совсем не то, что даёт объектив с фокусным расстоянием 300мм на полном кадре. Если коротко — картинка будет слабой. Только в этом случае уже не из-за объектива, а из-за небольшой матрицы.

Преимущества новинок

canon-rf-600-800mm-f11

Прелесть новых объективов Canon RF 600mm f11 и Canon RF 800mm f11 в том, что они не только компактные, но и полнокадровые, и автофокусные и относительно недорогие. За это приходится расплачиваться светосилой, но всего и сразу не бывает.

Также читайте:

Nikon Z-fc: наконец-то поворотный экран! Камера для блогов!

Мне эту камеру всё время хочется назвать Nikon KFC, но это Nikon Z-fc. Расшифруем же эти загадочные буквы в названии.

  • Z обозначает принадлежность к беззеркальной линейке;
  • f — fusion. По-русски переводится как «сплав» или «смешение». Имеется ввиду смесь новых технологий и ретро-корпуса;
  • c — casual. То есть, модель для повседневного использования.

На мой взгляд, наиболее революционное и достойное внимания нововведение этой камеры — это полноценный поворотный экран.

Для фотоаппаратов Nikon поворотный экран — большая редкость. Во всех обзорах делают акцент на ретро-дизайне, но экран стоит не меньшего внимания.

Наконец-то Никон представили полноценную блоггерскую камеру. С этим у них были проблемы. Ближайший брат — Nikon Z50 — имеет экран, отворачивающийся вниз. Но полноценно блоггерской модель Z50 я бы не назвал. Такая конструкция отворотного экрана не будет нормально работать со штативом или стедикамом.

nikon zfc vs nikon z50

Nikon Z-fc получила начинку от Nikon Z50:

  • APS-C сенсор на 20,9 мегапикселей (CMOS без обратной засветки)
  • Скорость фотосъёмки до 11к/с (12 бит RAW) и до 9к/с (14бит RAW)
  • режимы видео 4K 30к/с, FullHD до 120к/с
  • Диапазон выдержек от 30 секунд до 1/4000
  • Выдержка синхронизации со вспышками 1/200 (что круто)
  • 209 точек фокусировки с покрытием 87% матрицы
  • Чувствительность АФ в темноте до -4,2 EV (что круче многих полнокадровых камер Sony)
  • Электронный видоискатель 2.36млн точек
  • Яркий экран с диагональю 3.0 дюйма (у Nikon Z50 3.2 дюйма) и разрешением 1 млн точек
  • Nikon Z-FC 445гр с батареей (у Z50 вес 450гр)
  • Дата выпуска Nikon Z-fc июнь 2021, Nikon Z50 октябрь 2019
  • И там и там популярный аккумулятор Nikon EN-EL25

Что поменялось: у Nikon Z50 был разъём microUSB без возможности зарядки, Nikon Z-fc получила USB-type C с возможностью зарядки и питания камеры.

У Nikon Z50 была встроенная вспышка, у KFC — извините — Z-Fc встроенную вспышку убрали.

У обеих камер нет фильтров низких частот, что даёт запредельную, даже — на мой взгляд — иногда излишнюю резкость как фото, так и видео. Зато муар эти Никоны ловят будь здоров как. В моём обзоре на Z50 я это показывал.

Важное преимущество Nikon Z50 в гораздо более удобном хвате. Nikon Z-fc по сути лишён рукоятки.

Nikon Zfc vs Z50

Для видео блоггера поворотный экран важнее, чем рукоятка. А вот для комфортной фотосъёмки с различной оптикой хват очень важен. С лёгкой оптикой вроде штатного Nikon Z 28mm f2.8 будет комфортно и без ручки. Неудобно становится с тяжёлыми объективами. Но можно прикупить накладную ручку и отчасти исправить эту проблему.

Совместимые объективы

Никон ругают за небольшой ассортимент беззеркальной оптики. Но это не совсем так.

Главная критика в том, что на кроп беззеркалки у Nikon только 3 объектива:

  • Nikon NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR
  • Nikon NIKKOR Z DX 18-140mm f/3.5-6.3 VR
  • Nikon NIKKOR Z DX 50-250mm f/4.5-6.3 VR

Но к ним нужно добавить почти 30 полнокадровых объективов на Z-mount.

объективы на nikon z mount

Ещё к этому надо добавить объективы Viltrox для Z-mount с хорошей картинкой и привлекательными ценами. Там уже есть 24мм f1.8, 35мм f1.8, 50мм f1.8, 85мм f1.8. Полный набор стандартных фиксов на все случаи жизни.

И, конечно же, через адаптер Nikon FTZ (Nikon F to Nikon Z) — можно использовать все объективы NIKKOR с байонетом F-mount, которых на Nikon сотни.

Поэтому, говорить о том, что для Nikon Kfc/Z50 нет выбора объективов, — неверно.

В качестве китов предлагаются 16-50mm f/3.5-6.3 VR или Z 28mm f2.8. Но я бы брал 16-50мм и NIKKOR Z 40mm f/2.0 S.

Про ретро дизайн

Дизайн Nikon Z-Fc повторяет легендарную модель Nikon FM2, выпущенную в 1983 году. Разница во времени между ними почти 40 лет! Вот так выглядят эти модели бок о бок.

Nikon FM2 — полнокадровая плёночная репортажная камера из прошлого тысячелетия. Камера Nikon FM2 запомнилась тем, что была неубиваемой. Это — своего рода автомат Калашникова среди фотоаппаратов. Простой и оттого надёжный.

Nikon Z-fc немного ругают за отсутствие резинок пыле-влагозащиты. Это мелочь, на самом деле. Nikon FM2 могла работать вообще без батарей. Полная механика, никакой электроники. Вернее, батарея всё же была — для работы экспозамера. Но можно было снимать и без него, в полностью ручном режиме. Никакая беззеркалка не похвастается такой надёжностью, сколько бы пыле-влагозащиты туда не совали.

Если посмотреть сверху, обе камеры похожи, но FM2 несколько пузатее. Не стоит забывать, что слева — полный кадр с зеркалом, справа — кроп без зеркала.

nikon zfc vs nikon fm2

Вес Nikon Z-Fc 445гр с батареей. Вес Nikon FM2 540гр.

Ретро дизайн — штука на любителя. С практической точки зрения, это устаревший и менее эргономичный дизайн. Но в нём есть свой шарм.

Заметка для бывалых никонистов

Некоторые никонисты со старыми камерами задавали мне на канале вопросы про Z50, Z-fc. Вопросы похожие и звучат примерно как:

  • стоит ли менять старые зеркалки (вроде Nikon d3000) на новые беззеркалки Nikon?
  • правда ли, что новые кроп беззеркалки снимают как полный кадр?

Новые кропы не снимают принципиально красивее и лучше старых кропов. Красивость фотографии на 90% зависит от объекта съёмки и качества освещения.

С другой стороны, новые камеры позволяют снимать на более высоких ISO, там лучше цветопередача (смотря с чем сравнивать), удобнее автофокус, они легче и компактнее, там лучше возможности по видеосъёмке. Поэтому апгрейдиться стоит конечно. Но вот полным кадром они никак не становятся от того, что эти модели новее и там убрали зеркало.

Относительно Fujifilm

Когда заходит речь о современных ретро камерах, сразу же на ум приходят беззеркалки от Fujifilm. В западных обзорах этот никон сравнивают с Fuji X-T4 или X-T30 II. Предыдущей X-T3 для тех обзорщиков уже не существует…хотя это та же Х-Т4 с минимальными отличиями.

Я же считаю, что Z-fc ближе всего в X-T30 (первая, вторая — не важно). По весу и размерам Z-fc (445гр) находится где-то между X-T30 (383гр) и X-T3 (539гр). Но по разрешению экрана и видоискателя, а также по видео-наворотам Nikon Z-fc всё же ближе к младшим моделям Fuijifilm. Кстати, у X-T30 экран нельзя отворачивать на себя.

Nikon-Z-fc-vs-Fujifilm-X-T30

У X-T3/X-T4 более крутые экран с видоискателем и эти камеры весят больше. Это — более продвинутые модели. Как внешне, так и по характеристикам. У Nikon Z-fc, в отличии от старших Fujifilm, нет 4K 60к/с, Log-профиля, записи в 10бит 4:2:2 и дурацкого матричного стаба от Х-Т4.

Ещё я не тестировал Nikon Z-fc на перегрев в 4К, но у Fujifilm X-T30 он происходит довольно быстро. Видео очень резкое и там и там.

Но объединяют все эти камеры КРУТИЛКИ на верхней панели. Дизайн похожий.

Резюмируя

Я считаю, Nikon выпустили интересную и конкурентную камеру. Повторю, с чего начинал, поворотный экран — сила.

Жаль, что у Nikon как всегда, паршиво с маркетингом. Они выпустили действительно хорошую блоггерскую камеру и просто стильный фотоаппарат.

Но заголовки обзоров в интернете довольно обезличенные:

  • Обзор беззеркальной камеры Nikon Z fc с сенсором APS-C
  • Обзор ретро-беззеркалки Nikon Z fc
  • Обзор и тест беззеркальной камеры Nikon Z fc
  • Обзор Nikon Z fc камеры APS-C с ретро дизайном

Из таких заголовков ясно, что это — беззеркалка и у неё ретро дизайн. Всё. В это же время, Sony всюду раструбили про свой очередной обрубок Sony ZV-E10, что это ЛУЧШАЯ КАМЕРА для блогов в 2021/2022. Просто самая самая лучшая и всё. По факту — мусор, но реклама-то какая! У Никон — наоборот.

Nikon Z fc — весьма достойная камера для широкого круга задач, а обзоры про неё уныло-пресные. Никакого вам хайпа и «лучшей камеры для блоггеров». Такие дела.

Дата написания — апрель 2022

выбираем камеру для свадеб

Бюджетная камера для съёмки свадеб в 2022 году

Задавая вопрос, какую камеру купить для свадеб, люди полагают, что в камере сосредоточено всё качество изображения. Достаточно выбрать камеру и она сделает всё за вас. Достаточно купить камеру и молодожёны уже готовы платить за съёмку. Это очень наивные представления. Любые современные фотоаппараты дают предостаточное качество изображения как на фото, так и на видео. Если вы берёте ЛЮБУЮ камеру 2018 года и новее, можете быть уверенными, она уже всё достаточно умеет. Другое дело, что сегодня одного наличия какой-угодно крутой камеры уже недостаточно для того, чтобы вам платили за съёмки. Но в этой статье мы поговорим всё же о камере.

Для фотографии свадеб сгодится вообще любой фотоаппарат со сменной оптикой (о ужас, даже выпущенный до 2018 года, — вообще любой). Отличие более новых моделей — в большем комфорте съёмки. У них более удобная система фокусировки, более лёгкий корпус, лучше управление.

Более новые камеры покупаются не для принципиально лучшей картинки, а для эргономики и удобства использования. Поэтому я крайне не рекомендую любые модели камер Sony. Если говорить более конкретно, то для свадебной фотографии из бюджетных моделей я бы рекомендовал Canon RP. Но это не принципиально, можно Nikon, можно Fujifilm, можно полный кадр, можно кроп.

Более подробно я хочу поговорить о видеосъёмке. Свадебная видеосъёмка более капризна по требованиям к технике.

Что вам нужно от камеры для видеосъёмки свадеб?

  • хороший автофокус
  • удобное управление
  • желательно высокие рабочие ISO
  • длительная работа аккумуляторов
  • хороший скинтон и точный баланс белого
  • качественное FullHD

По совокупности характеристик среди бюджетных моделей я буду рекомендовать Canon m50.

canon m50 спереди

Лучший автофокус на видео сейчас у беззеркальных камер Canon, Sony, Nikon. У Canon m50 с автофокусом всё хорошо.

Про управление. У камеры обязательно должен быть экран, который вы хорошо будете видеть при любых условиях — не только в помещении, но и на ярком солнце. Это одна из причин, почему я категорически не рекомендую камеры Sony. При солнечном освещении у подавляющего количества моделей Sony вы ничего не будете видеть на экране. Для свадеб это катастрофа. Нет нормальной видимости экрана — нет контроля за съёмкой. Также важно, чтобы вы могли быстро переключать ключевые функции и они были под рукой. На свадьбе нужно быстро реагировать на происходящее, это — репортажная съёмка. Там нет времени копаться в бесконечном меню и искать нужный параметр. Комфортное управление критично важно, иначе вы можете упустить массу важных моментов.

ISO. Съёмка свадеб происходит при каких-угодно условиях освещения — как на ярком солнце во время прогулки, так и в полумраке подъездов, загсов и банкетных залов. Конечно, желательно, чтобы у камеры были высокие рабочие ISO. В этом плане Canon m50 — относительно слабая камера. Но надо понимать, что не всё упирается в ISO. Достаточно надеть на m50 блинчик Canon EF-M 22mm f2 или недорогой светосильный Viltrox 23mm f1.4 и вы снимете на эту камеру без шумов при любых условиях — обряд домашнего очага, конкурсы в полутьме и так далее.

canon efm 22mm f2

Чего вы не сможете делать на m50, так это стать в одной точке банкетного зала и снимать оттуда на тёмный зум типа Canon EF-S 18-135mm f3.5-5.6 STM. Для таких задач идеально подходит Canon C100. Но сейчас больше тренд идёт в съёмку с движением камеры на стедикаме, поэтому m50 с компактным фиксом будет гораздо удобнее тяжёлой видеокамеры.

Время автономной работы у Canon m50 очень неплохое в своём классе. Камера выдерживает порядка полутора часов FullHD видеозаписи.

Хорошая цветопередача. Все камеры Canon славятся хорошим скинтоном и приятной цветопередачей. Что немаловажно, что такие камеры это делают на автомате без сложных настроек. Когда вы снимаете репортаж в динамичных условиях, важно, чтобы камера умела сама подстраиваться под условия съёмки. Например, у камер Fujifilm и Sony с этим есть проблемы. Из них можно выжать хороший цвет, но это хорошо получается в контролируемых условиях и если вы знаете, как их правильно настраивать.

Качественное FullHD. Canon m50 обеспечивает приемлемое качество в FullHD формате. Видео уже резкое, совсем не такое мыло, как это было на более ранних фотоаппаратах Canon (800D и ранее). К слову, на кропах Sony самое низкокачественное FullHD. Шеститысячная серия у сони хорошо пишет 4К, но выдаёт просто отвратительное FullHD. Есть люди, которые страдают тем, что пишут свадьбы в 4К, а потом уменьшают до FullHD, чтобы отдать клиентам. Лучше не страдать. Для своего же комфорта лучше сразу писать в нормальном FullHD, который по-прежнему остаётся стандартным форматом для таких съёмок.

Также рекомендую статью о выборе объективов для Canon m50. Хотя с объективом Canon EF-M 22mm f2.0 можно снять всё и не переживать вообще.

А что если выйдет новая камера и Canon M снимут с производства?

Один из частых страхов по поводу системы Canon EF-M, которая довольно вяло обновляется последние годы. Смотрите, тут важно определиться с подходом. Даже, если это произойдёт, это вообще для вас не будет критично.

Если вы выбираете инструмент для работы, а не игрушку, вас не должно волновать, что там дальше выйдет/не выйдет. Canon m50 стоит недорого и свою задачу выполняет. Вы покупаете камеру с 1-2 объективами и стедикамом и всё. Этот набор должен быстро окупиться и просто зарабатывать деньги. Новая камера, какой бы она ни была, будет стоить ощутимо дороже и на ваш коммерческий результат никак не повлияет. Избавляйтесь от глупости, что люди платят больше за более дорогую камеру в руках оператора.

Ещё продолжение — а что, если купленная оптика на EF-M обесценится? Поймите, вы не покупаете туда чемодан дорогущих объективов на кучу тысяч долларов. Сумма инвестиций — несколько сотен долларов. Да плевать на выход новых моделей и удешевление этой оптики. Вы и так берёте самое дешёвое, что только есть. И эта покупка вам должна быстро окупиться. Любая другая система будет бессмысленно дороже.

Кстати, Canon возможно планирует выпустить новую камеру Canon M. Сразу отвечаю — не надо её ждать. Если вы хотите покорять свадебный рынок, надо брать что есть, и бомбить и бомбить до потери пульса и сознания.

Видео по теме

Интервью с человеком, снимающим свадьбы на Canon m50

Объективы для Canon m50

Чем отличается Canon M50 mark II от первой Canon M50

Статья — преимущества кропов Canon

У меня также можно заказать консультацию по выбору техники