Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Всё о предметной фотосъёмке — как снимать,какой объектив нужен и т.д.

На этой странице я сделаю подборку видео с моего ютюб-канала о предметной фотографии.

Нередко вижу в комментариях вопросы вроде:

  • какую камеру купить для фотосъёмки предметов?
  • какой объектив нужен для предметки?
  • какой фотоаппарат подходит лучше?
  • стоит ли брать макрообъектив? если брать, то какой лучше?

Проблема в том, что думая о том, как снять предметку, люди не хотят думать об освещении.

Предметная фотосъёмка — это не про фотоаппарат и не про объектив. Когда я говорю, что любой китовый объектив просто идеален для предметной фотографии, мне не верят и все равно пытаются выпытать, какой же объектив — самый подходящий. Это бред, товарищи. НУЖНО ДУМАТЬ ПРО ОСВЕЩЕНИЕ.

Ниже я публикую видео, где подробно описываю тонкости съёмки предметов (от простых до довольно сложных).

Базовые ролики:

Более продвинутые:

🔥 Предметный стол — необходимая вещь для предметки

У меня можно заказать индивидуальную консультацию/обучение по съёмке или выбору техники. Подробности тут.

фото птицы на 300мм f4.5

Объектив для съёмки птиц: выбираем оптику Canon

Как-то мне на канале задали вопрос, подойдёт ли объектив с фокусным расстоянием 85мм для съёмки птиц? Скажу сразу — однозначно нет.

В этой статье мы рассмотрим различные фокусные расстояния и различные модели объективов, которые могут рассматриваться для фотографии птиц и, возможно, других животных на расстоянии.

Объектив на 85мм по дальности съёмки может подойти только для съёмки попугайчика в клетке. Необходимую крупность с таким фокусным вы получите, если птица от вас будет на расстоянии вытянутой руки. Но есть ещё одна проблема. Фикс-объективы на 85мм, как правило, имеют минимальную дистанцию фокусировки в районе 85-90см. С этого расстояния такой небольшой объект съёмки, как птица, будет занимать очень мало места в кадре.

Исключение — Canon RF 85mm f2 IS Macro, который может снимать действительно близко. Но, так или иначе, про фокусное в 85мм для съёмки птиц не стоит даже и думать. Это — удобный портретник для съёмки людей.

При выборе объектива для птиц, нам нужно учитывать два главных параметра:

  • фокусное расстояние
  • минимальная дистанция фокусировки и коэффициент приближения (они взаимосвязаны)

На первом месте, конечно же, дальнобойность оптики. Обычно птиц фотографируют не в клетках, а на ветках деревьев. Поэтому, необходим объектив с хорошим приближением и, соответственно, длинным фокусным расстоянием.

Надо понимать, что птицы не только находятся далеко, они ещё и мелкие. Звучит банально, но большинство из нас привыкли к стандартному объекту съёмки — человеку. Чтобы снять человека в полный рост на 135мм, нужно отойти метров на 10. Чтобы снять птичку во весь кадр на 135мм, нужно быть от неё менее, чем в двух метрах. Почувствуйте разницу.

Поэтому, выбирая фокусное расстояние для фотосъёмки птиц нужно учитывать, с какого расстояния у вас будет возможность их снимать и какого размера эти птицы будут.

Переходим к главному:

так какое же всё таки фокусное расстояние?

Ответ: Не менее 300мм на полном кадре. Лучше 400мм и больше. Про 70-200мм забудьте.

Съёмка птиц — то самое направление, ради которого покупают сумасшедшие объективы вроде Sigma AF 150-600mm f/5-6,3 DG OS HSM C, Canon RF 600mm f11/800mm f11, Nikon Z 800mm f6.3 и другие супер-телевики.

Из оптимальных вариантов по соотношению цена/вес/функционал я бы рекомендовал Canon EF 400mm f5.6L IS USM. Сейчас такую оптику можно купить очень недорого б/у. Это старый объектив из проф.серии. Снимает отлично. Не верьте в эту чушь, что только новые RF-объективы хорошо фотографируют.

canon ef 400mm f5.6l usm

На момент написания статьи, в моём распоряжении есть похожий Canon EF 300mm f4L USM.

canon ef 300mm f4l usm

Он хороший, но фокусного расстояния всё же маловато для съёмки таких небольших объектов, как птицы, на расстоянии. Фото на этот объектив с небольшим кропом:

птичка на 300mm f4l is

У Canon EF 300mm f4L USM есть две особенности:

  • во-первых, для птиц хочется более длинного фокусного расстояния
  • во-вторых, минимальная дистанция фокусировки (МДФ) у этого объектива 2,5 метра.

Чтобы не спугнуть птицу, вам нужно держать некоторое расстояние от неё. Чем длиннее объектив, тем лучше. Но даже, если у вас получится снять птицу с минимального расстояния фокусировки в 2,5 метра, то мелкая птичка не будет занимать весь кадр. Ближе, чем 2,5 метра от вас, этот объектив не фокусируется. МДФ можно исправить макро-кольцами, но для птиц эта идея так себе, это больше для жуков.

фотография птички

Неплохо, но хотелось бы крупнее. Это фото я сделал примерно с расстояния 3-х метров, что довольно близко. Чаще вы будете снимать с бОльших дистанций. Следующее фото я сделал на 300мм стоя под деревом, птица была на верхних ветках:

фото птиц на 300мм

Таким образом, даже с 300мм объективом на полном кадре, вы будете вынуждены подкрадываться довольно близко к птицам. А это далеко не всегда возможно.

Пример фотографии крупным планом на 300мм:

фотография совы на 300мм

О расстоянии до птички можно судить по тому,что сова смотрит прямо в объектив. Дистанция около 3х метров. Эта встреча была неожиданной как для меня, так и для совы, которая быстро улетела. Такие кадры — скорее редкость.

С объективом в 300мм уже можно заниматься фотосъёмкой птиц, но фотографии приходится постоянно обрезать для большего приближения, что не очень хорошо.

Объектив с фокусным в 400мм — лучше. Но я бы не сказал, что и его будет всегда достаточно. Для мелких птиц более уместны такие экстремальные фокусные вроде 600мм или даже 800мм.

Относительно бюджетным вариантом будет использовать фикс Canon EF 400mm f5.6L на кроп-камере. Ещё более бюджетный вариант — Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM.

Кстати, у Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM есть одно приятное преимущество — минимальная дистанция фокусировки 0.85м. Если вы помимо птичек захотите поснимать жучков и цветочки, то это вполне реально с кропнутым 55-250мм. Два кадра одного цветка на минимальной дистанции фокусировки:

mdf 55-250 vs 300mm f4l is

Объектив Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM позволяет снимать значительно крупнее, чем Canon EF 300mm f4L USM с МДФ в 2,5 метра. Стоит отметить, что у меня более старая версия 300mm f4L без стабилизатора. После него был выпущен аналогичный Canon EF 300mm f4L IS USM, у которого помимо добавления стабилизатора, ещё сократили МДФ до 1,5 метра.

Также существует Tamron DI SP 70-300mm F4.5-6.3 VC USD II и другие похожие бюджетные объективы. Про супер-зумы типа Tamron 18-400mm я бы и не заикался. По дальности добьёт, но качество фото при 400мм там ниже плинтуса.

Если вы хотите прям крутой картинки, то мой совет — Canon EF 400mm f5.6L на полном кадре или что-то ещё подлиннее.

Про теле-конвертеры

Некоторые фотографы для увеличения фокусного расстояния объектива прибегают к использованию теле-конвертеров (экстендеров). Я не фанат этого подхода. Конвертеры ухудшают автофокус и понижают светосилу. А чтобы у вас было хорошее качество изображения, нужно брать только родные и топовые телеконвертеры, которые по стоимости сопоставимы с некоторыми объективами.

canon extender teleconverter

Я тестировал недорогой телеконвертер VILTROX C-AF 2X Extender. На беззеркалках Canon эта штука нормально не работает, контакт с камерой не постоянный, АФ нет вообще. На Canon 5D Mark IV данный экстендер работал исправно, без глюков. При съёмке через телеконвертер автофокус ухудшился. При нормальном освещении работает, но медленно. При слабом освещении ходил туда-сюда и не фокусировался. Картинка оказалось мыльной, сильно упала детализация. Имейте ввиду, что телеконвертер Viltrox предназначен только для зеркалок.

У родных телеконвертеров Canon с изображением гораздо лучше, но светосила точно так же теряется и с автофокусом тоже будут нюансы.

Про зумы

Я сказал о фиксах на 300мм и 400мм, но не упомянул о Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L IS USM. Первую версию не рекомендую, т.к. на 300-400мм там компромиссная резкость.

Вторая версия 100-400mm оптически просто идеальна, идентична новому Canon RF 100-500mm f4.5-7.1 IS USM. Нюанс в том, что фокусные 100-200мм практически бесполезны для съёмки птиц. Поэтому — зачем их таскать с собой? Покупая фикс на 400мм вы экономите не только деньги, но и вес техники. При этом, такие объективы очень резкие и качественные по всем параметрам. Зумы 100-400мм весят около 1,5кг, фиксы на 300мм-400мм весят около 1,2кг и разница ощущается.

Ещё я упомянул о зуме Sigma 150-600mm f5-6.3. По фокусным расстояниям — ОК. Нюанс в эксплуатации. Такая оптика весьма габаритная и тяжёлая (2100 грамм). Это — вопрос вашего комфорта. Можно решить эту проблему посредством монопода — тоже вариант. Только НЕ нужно брать Sigma 60-600mm f4.5-6.3 DG. Зум-объективы, как правило, проигрывают в картинке фикс-объективам. Чем больше диапазон зуммирования, тем больше компромиссов с качеством изображения. А фокусные до 300мм для птиц вам и не понадобятся.

Для беззеркалок

Стоит отдельно упомянуть о новых Canon RF 600/800mm f11 STM. Объективы приятно удивляют своей компактностью при солидных фокусных расстояниях на полном кадре. Минус — в слабой светосиле и не такой звеняще-резкой картинке, как на фикcах 300-400mm.

С диафрагмой f11 вам придётся ставить более высокие ISO. Но если вы возьмёте 400mm f5.6 с телеконвертером, то получите примерно тоже самое по светосиле. Ради интереса, я сделал кадр при f11 на свой объектив Canon EF 300mm f4L USM.

canon 300mm f11

Несмотря на то, что солнце спряталось за тучи, я получил ISO 500 при выдержке 1/400 и диафрагме f11.  ISO 500 вообще не страшно для полного кадра. Но всё зависит от условий съёмки, конечно.

Чтобы добиться на больших дистанциях прям самой самой крутой картинки, существуют такие объективы, как новый Nikon Z 800mm f6.3. На Canon тоже есть аналогичная оптика — стоимость и габариты весьма внушительные.

canon r8

Слухи о Canon EOS R8

Появились слухи о скором выходе полнокадровой беззеркалки Canon EOS R8. Камера должна заменить Canon R, по сути, это — та самая долгожданная Canon R mark II.

Предварительные спецификации:

  • Обновлённый сенсор на 30.3МП
  • Процессор DIGIC X
  • Пяти-осевая сказочная матричная стабилизация
  • UHD 4К 30fps без кропа с оверземплингом
  • UHD 4K 60p то ли в кропе, то ли без — пока неизвестно
  • автофокус Dual Pixel CMOS AF II

По спецификациям камера действительно очень близка к первой Canon R, но здесь наконец-то дали 4К видео без кропа и даже 4К 60fps, но с кропом или без — пока что вопрос.

Цена новинки также пока неизвестна, но выйти она должна в четвёртом квартале 2022 года.

fujinon 23mm f1.4 r wr lm vs viltrox 23mm f1.4

Обзор Fujinon XF 23mm f1.4 R WR LM vs Viltrox 23mm f1.4

Поведаю вам о лучшем объективе с 23мм f1.4 для системы Fujifilm X-Mount. Впрочем, Fujinon 23mm f1.4 R WR LM можно смело назвать лучшим среди всех объективов для кроп-камер с такими параметрами. Только эта модель выпускается только для камер Fujifilm.

Я провёл сравнения со своим Viltrox 23mm f1.4 и китаец, стоящий в 3 раза меньше, даёт ощутимо более слабый с технической точки зрения результат.

Объединяет эти два объектива очень похожий металлический корпус, относительно небольшие габариты и вес.

Также оба объектива оснащены хорошими моторами фокусировки, которые отлично справляются как с фото, так и с видеосъёмкой.

Объектив Viltrox 23mm f1.4 относительно Fujinon XF 23mm f1.4 R WR LM обладает:

  • худшей разрешающей способностью при любых условиях
  • высоким уровнем хроматических аберраций на открытой f1.4
  • плохо переносит контровой свет, сильно теряет контраст (бленда не спасает)
  • чуть более холодной картинкой (разница примерно 200 кельвинов)

Качество изображения по центру при f1.4 (приближение 200%)
 fujinon 23 vs viltrox 23Качество изображения по краям при f1.4 (приближение 200%)
 fujinon 23 vs viltrox 23Боке
 fujinon 23 vs viltrox 23

Что общего?

  • на закрытых диафрагмах, если не рассматривать с приближением, фото на оба объектива будут похожими
  • похожее боке
  • на видео разница не так сильно бросается в глаза, Fujinon имеет чуть более контрастное и резкое изображение (возможно чересчур для видео)
  • оба объектива имеют кому на открытой диафрагме по краям кадра

Выводы

Для тех, кто не хочет компромиссов, Fujinon XF 23mm f1.4 R WR LM — идеальный объектив. Своих денег стоит.

Я использую Viltrox 23mmf 1.4 преимущественно для видеосъёмки и не вижу смысла в апгрейде на более дорогую оптику. На видео разница едва заметна и вопрос ещё, нужна ли такая сверх-звенящая резкость именно на видео.

Что касается фотосъёмки на Viltrox 23mm f1.4, то объектив компромиссный. Открытая диафрагма довольно капризная (по резкости, хроматике и боковому свету). Если вы планируете много фотографировать на открытой диафрагме, то я бы рекомендовал присмотреться к родной оптике. На закрытых диафрагмах объектив ведёт себя достойно, но такая оптика, как правило, покупается именно ради открытых f-stop. Меня для видео объектив полностью устраивает, но как фотограф, я бы смотрел на что-то из Fujinon исходя из бюджета.

Обзоры по теме:

canon eos m

Почему Canon EF-M не умерла?

Можно было бы сострить, что система Canon EF-M не умерла, но будет жить в наших сердцах, но это тоже не верно.

Очевидно, Canon не планирует дальнейший выпуск камер из этой линейки, а что касается оптики, то компания сосредоточилась на RF байонете, условно «похоронив» при этом EF и EF-M. И что дальше?

Почему Canon EF-M не умерла?

От того, что фотоаппараты/объективы на этой системе не будут обновляться, она не ставится автоматически неактуальной.

Такие модели как Canon m50 или Canon m6 mark II отлично подходят для широкого круга задач. Судя по комментариям на ютюбе, я вижу распространённую глупость, что если фотоаппарат не новый, то он уже не снимает. Старый фотоаппарат фоткает хуже, чтоб фотки стали лучше — фотоаппарт должен быть самый новый и обновлённый. Это — несусветная глупость.

Неактуальными сегодня в 2022 году можно считать зеркалки. Хотя на них по-прежнему можно получать такие же качественные фотографии, но с точки зрения комфорта использования, беззеркалки всё же на первом месте. Камеры на системе EOS M — это беззеркалки с хорошим автофокусом, приятным цветом из коробки и с хорошим выбором оптики. От отсутствия обновлений снимать хуже, чем раньше, они не будут.

Подробнее про объективы

С объективами на Canon EF-M песня старая: почему нам не дали 70-200, 17-55 с f2.8 на этом байонете? Нету светосильных зумов = нету объективов. Бред.

Философия беззеркальных кроп-камер и этой системы в частности — компактность. Светосильные зумы, априори, — нелёгкие и некомпактные объективы. Для Fujifilm есть объективы 50-140mm f2.8, 16-50mm f2.8. Они несколько меньше полнокадровых аналогов, но про лёгкость и компактность там речи нет. На убогую сони есть Тамроны с f2.8 , но я не вижу в этом смысла — взять тушку в 300-400грамм и цеплять туда оптику в два раза тяжелее камеры.

Для EF-M есть родные фикс объективы (без переходников и дурацких спидбустеров) на любой вкус и цвет: 16mm f1.4, 23mm f1.4, 22mm f2, 32mm f1.4, 33mm f1.4, 56mm f1.4. Также есть зум-объективы 11-22мм, 18-150мм, 15-45мм, 55-200мм. Всё это — приличная оптика как по параметрам, так и по качеству картинки, которая полностью закрывает любые потребности фотолюбителей.

С объективами, на самом деле, включается аналогичная дурость, как и с тушкой — мне нужен самый последний объектив, т.к. старые не снимают/снимают плохо. Это, конечно, на руку производителю, но с точки зрения здравого смысла, это глупость. Новый объектив не сделает фото/видео лучше.

Для примера, Fujifilm выпустила обновлённый Fujinon 23mm f1.4 R WR LM, который должен всё делать прям ну вообще по-другому. Это действительно хороший объектив. Но с точки зрения практики, он ничего не даёт нового относительно предыдущего Fujinon 23mm f1.4 R. Да, там улучшили автофокус на видео и это здорово. У оптики для Canon EF-M изначально нет таких проблем. Зато в презентации Fujinon 23mm f1.4 R WR LM рассказывают, какой он супер-пупер резкий и что он годится и для предметки и для стоков и для макросъёмки. Всё это рассказывается в FullHD…занавес. Фотки показываются в JPG с минимальным приближением. Если так оценивать объектив, то и не надо было выпускать новую модель. И это те же товарищи, которые в Fujifilm X-H2 рекламируют киношное 8К видео. Сами пилят ролики в FullHD. К слову, для стоков, предметки и макросъёмки нужно работать с освещением. Отлично подойдёт ЛЮБОЙ китовый объектив ЛЮБОГО года выпуска. Об освещении надо думать. Но нет, нам нужен именно самый последний объектив на самой последней камере…и будем смотреть презентацию этого объектива в FullHD. Это ДНО.

Я недаром упомянул о Fujifilm здесь. Ведь они производят новые беззеркальные кроп-камеры и обновляют линейку своей оптики. Но если все эти обновления использовать так, как они это делают в своих презентациях, то в их же новинках нет смысла. Canon M50/M6 mark II снимают вполне хорошее FullHD. На них можно снять точно такую же презентацию и ничего не поменяется. Это я к тому, что с позиции современных актуальных задач камеры на EOS M — очень привлекательные устройства, учитывая, насколько они стоят дешевле относительно последних новинок. Эти камеры и 4К снимают, которым тоже можно пользоваться.

Выводы

Главная мысль, которую я хочу донести, что камера не перестаёт снимать и фотки на неё не становятся хуже от того, что где-то выходит следующая обновлённая модель. Фотоаппараты и объективы на системе Canon EF-M — это по-прежнему актуальные, удобные и функциональные устройства. Там уже есть всё, что нужно для всего. Разговоры из серии «туда не выходят новые объективы, зачем брать?» — глупость. Новые объективы не делают ваш контент лучше. А то, что есть, там уже покрывает все задачи.

Дата написания — середина 2022 года