Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

canon ef 300mm f4l

Обзор Canon EF 300mm f4L без IS

В моём пользовании оказался Canon EF 300mm f4L, выпущенный в 1991 году. Это версия БЕЗ стабилизатора изображения.

В 1997 году была выпущена версия Canon IMAGE STABILIZER EF 300mm f4L, то бишь с оптическим стабом (IS). Стабилизация компенсировала 2 ступени экспозиции. По отзывам, с EF 300mm f4L IS можно получить резкие кадры с рук при выдержках около 1/60.

Помимо стабилизатора, относительно более новый Canon EF 300mm f4L IS получил минимальную дистанцию фокусировки 1.5 метра, в то время как предыдущий Canon EF 300mm f4L может фокусироваться только с 2.5 метров. Коэффициент приближения 0.13x  у EF 300mm f4L говорит о том, что крупно снимать мелкие объекты не выйдет. У версии со стабом EF 300mm f4L IS коэффициент приближения 0.24x, что конечно лучше, но все равно очень далеко от макро-оптики. К слову, у новых объективов Canon RF 600mm и 800mm f/11 IS STM тоже не очень с коэффициентом приближения 0.14x.

В данном обзоре пойдёт речь о более старом Canon EF 300mm f4L.

Внешне

Вес объектива 1165 грамм. Корпус металлический, белый, «профессиональный».

Мне по ощущениям объектив очень напомнил Canon EF 70-200mm f4L. Он чуть тяжелее, но не такой обременительный как Canon EF 70-200mm f2.8L или Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L.

Бленда встроенная в объектив, выдвигается вручную. В комплекте идёт кольцо для крепления на штативную площадку.

На корпусе есть включатель/выключатель автофокусировки и ограничитель дистанции фокусировки от 2.5м или от 6м.

Про фокусировку

Фокусируется быстро, практически бесшумно.

Я пользовался объективом Canon EF 300mm f4L 1991 года выпуска на камере 2020 года Canon EOS R5. Совместимость отличная. Работают все коррекции изображения, автофокус очень хороший как на фото, так и на видео.

Надо сказать, что оптика вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L II или Canon RF 100-500mm f4.5-.7.1L будет фокусироваться ещё быстрее, но эта разница — уже больше в плоскости теоретической крутости и ваших личных ощущений. С позиции практических задач, на Canon EF 300mm f4L позволяет снимать спорт, животных и что-угодно. Промахи конечно могут иметь место быть, но с такими фокусными надо уметь работать. В данном случае, промахи будут виной фотографа, а не объектива.

Качество изображения

Мне объектив очень напомнил Canon EF 135mm f2L по картинке. Насыщенные сочные цвета, отличная детализация уже с открытой диафрагмы, плавнейшая бокешка, изображение получается очень объёмным. Для тех, кто снимал на 135mm f2L, думаю, всё будет понятно.

Резкость несколько улучшается с прикрытием диафрагмы, но не критично. Прикрывать диафрагму  на Canon EF 300mm f4L вы будете скорее для управлением грипом, чем для улучшения качества изображения.

Относительно обычных зумов с такими фокусными, у 300mm f4L мне лично бросается в глаза равномерность и однородность изображения. Эффект достигается за счёт равномерной резкости, минимальной дисторсии и высоком уровне общего контраста картинки.

Виньетирование есть, но едва заметно.

Единственное отличие от 135mm f2L — у Canon EF 300mm f4L иногда может проявляться хроматика. 135ка с ней справляется лучше. Но хроматические аберрации у Canon EF 300mm f4L не столь выражены, как например у Canon EF 85mm f1.8 или Canon EF 14mm f2.8L II. Они легко корректируются в Lightroom. При съёмке в JPG или на видео камера исправляет их автоматически, R5 видит этот объектив и применяет к нему профиль со всевозможными коррекциями. Наличие аберраций на видео я увидел, когда попробовал поснимать видео в RAW формате на R5, ведь там коррекции не применяются.

*кстати, этот объектив покрывает средний формат от Fujifilm.

Сфера применения

С этим сложнее. Данный объектив с большой вероятностью будет пылиться на полочке. Фикс на 300мм — штука очень специфическая и ему ещё надо найти применение. Снимать портреты на такой объектив, конечно, можно, но я бы не советовал по ряду причин. Поэтому давайте пройдёмся по реальным задачам для фикса 300мм с диафрагмой f4.

  1. Спортивная фотосъёмка. Это я считаю первостепенная задача для такой оптики. Она позволяет с расстояния в десятки метров выхватывать объекты и делать на них акцент за счёт хорошего приближения и отделения от заднего плана. f4 на таком фокусном расстоянии очень прилично размывает фон. При чём, даже на ощутимых расстояниях, что полезно, если нужно снимать футбол или гоночные автомобили, например. При чём, на полном кадре, с натяжкой, но можно на него снимать даже в помещении.
  2. Пейзажная фотография. Оптически этот объектив отлично годится для такой цели. Я снимал панорамы при f10 и получал буквально попиксельную резкость. 45 мегапикселей на Canon R5 тут отлично раскрываются. Недостаток — в отличии зума. Панорамы/пейзажи гораздо комфортнее снимать на зум объективы вроде Canon EF 100-400mm f4.5-5.6L USM II или Canon EF 70-300mm f/4-5.6 IS USM L. Но зумы дороже и менее светосильные — так что выбирать вам.
  3. Фотосъёмка птиц и диких животных. Можно, но фокусного расстояния зачастую не хватает. Особенно, если вы хотите снимать мелких птичек. Там хочется что-то в районе 600-800мм. Это можно исправить теле-конвертером х2, но у этого подхода тоже есть нюансы и ограничения. Конкретно для птичек я бы больше советовал похожий Canon EF 400mm f5.6L или новые Canon RF 600/800mm f11 STM.
  4. Шпионская фотосъёмка. Он слишком большой и белый для этого:) Лучше использовать Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM для таких задач.

Я на этот объектив поснимал: велоскейтеров, серфинг, соревнования по дзюдо, птиц (статично и в полёте), пейзажи. Везде он радовал. С макрокольцами можно получить очень хорошее макро. Но только с макрокольцами, без них про макро тут и думать не стоит.

Итого

За те деньги, за которые можно купить этот объектив на барахолках, это — просто находка. С позиции качества изображения он будет радовать и приятно удивлять. Куда большая проблема — найти применение такому объективу. Многие продают Canon EF 300mm f4L, т.к. эти объективы зачастую просто пылятся на полках.

В умелых руках и при наличии подходящего объекта для съёмки, данный объектив будет очень мощным инструментом.

Почему новый X-trans на 40МП — отстой?

Правда лежит на поверхности. Любопытства ради, я сравнил, что Fujifilm пишет у себя на сайте про новый кроп-сенсор X-Trans 5 HR на 40мп и как они на том же сайте хвалят средний формат. Есть нюанс.

Fujifilm в открытую упоминают продвинутый алгоритм по увеличению разрешения на своих 40мп кроп-матрицах.

fujifilm x-trans 5hr

Иными словами, ЭТО — ИНТЕРПОЛЯЦИЯ, не настоящее разрешение, а программное.  Это — то самое, что я показывал в обзоре Fujifilm X-T5. Если взять Х-Т3 и увеличить разрешение в Lightroom, вы получите практически точно такие же 40МП, как вам выдают Х-Т5 или X-H2. Сравнение этих матриц — исключительно сравнение работы программной интерполяции. Реального дополнительного разрешения вы НЕ получаете на этих камерах. А то ж многие кричат — надо просто купить самый дорогой последний резкий фикс, который «раскроет» матрицу. Раскройте глаза. 40МП на кропе это — не здоровая история. Разрешение дутое и никакой новый/правильный объектив этого не исправит.

С другой стороны, если на том же сайте прочитать про сенсор у среднеформатного GFX 50s II, то там производитель наоборот хвастается ОТСУТСТВИЕМ ПРОГРАММНОЙ ОБРАБОТКИ сигнала с матрицы, что даёт невероятное качество и бла бла бла.

gfx 50s sensor

И тут Fujifilm абсолютно правы. Их среднеформатные камеры однозначно превосходят любой полный кадр по качеству фотографий. А вот их новый кроп-сенсор ничего не даёт относительно старых моделей в плане качества фото.

Суть в том, что Fujifilm даже не скрывают факта программного увеличения разрешения на своих кропах. А вот когда надо продавать средний формат, то программная обработка — это плохо, ай яй яй. Шах и мат, товарищи.

Что это значит для конечного потребителя? Что не надо вестись на маркетинг: вот куплю стекло за 1000$ на кроп с 40МП-матрицей и всё будет по-другому. Чушь. И производитель даже не сильно это скрывает, если вчитаться. Новые объективы у них действительно крутые, с этим я не спорю. Новая матрица на 40МП — чистый маркетинг и для фотографа внимания не стоит.

Как говорит Сонибой, большая МАТРИЦА решает. Хотя ему нормально так продают «кинокамеру» Sony FX30 с кроп-сенсором на 26МП, но это уже совсем другая история.

Защитная плёнка для Fujifilm X-T3

Я уже рассказывал про китайский Canon R5, теперь пришёл черёд улучшений для Fujifilm.

Вариантов расцветок много, но я остановился на самом весёлом — в стиле конструктора Lego. Есть варианты сделать из чёрного Fujifilm серебристый и наоборот, на любой вкус и цвет.

Внешний вид моего Fujifilm X-T3 ДО/ПОСЛЕ

 

В целом, такие плёнки позиционируются для защиты камеры то мелких механических воздействий. Но я покупал плёнку в стиле Lego просто для настроения. Выглядит весело и радостно, камера буквально заиграла новыми цветами.

Процесс наклейки на этом видео:

Ссылка на AliExpress — https://alii.pub/6kzwha

fujifilm x-t5 vs fujifilm x-t3

Fujifilm X-T5: всё сложно

После тестирования Fujifilm X-T5 я остался в замешательстве. Камера вроде бы очень хорошая, но всплыло много неприятных подводных камней.

В этой статье я систематизирую, что стало лучше относительно предыдущих моделей, что стало хуже, и что могли бы исправить, но не исправили.

Плюсы

  • Новая батарея FUJIFILM NP-W235 (относительно X-T3, X-S10) и новый процессор X Processor V
  • Полтора часа записи видео на 1 акуме или 700 фото (это в 1,5 раза больше, чем х-т4 и в 2 раза больше, чем х-т3)
  • Чуть быстрее открываются и пролистываются фотографии в камере
  • Компактный и лёгкий корпус как х-т3 (х-т4 это кирпич)
  • Увеличили разрешение экрана и видоискателя
  • полноценный ретро-дизайн, чуть более удобная рукоятка
  • АФ умеет распознавать больше объектов и определяет лица с большего расстояния (относительно предыдущих моделей)
  • Безлимитная запись видео
  • F-log2 при 4:2:2 и 6.2K raw в 12 бит на внешний рекордер
  • Очень детализированное видео в 4К HQ режиме
  • может в себя писать резкое 6.2К видео
  • Немного улучшенный матричный стаб (при компактном корпусе)

Минусы

  • 40мп матрица — большой минус
  • качество фото не лучше, чем предыдущие x-trans сенсоры на 26мп. Выигрыша в детализации от доп.разрешения нет.  При исо выше 1000 детализация страдает больше.
  • При 40мп вес обычного raw файла 80мб, сжатого 40мб, jpeg 18мб. Для сравнения 26мп файлы х-т3: обычный raw около 45мб, сжатый 20мб, jpg 8мб
  • обычное 4к видео низкого качества, хуже предыдущих х-т3, х-т4, х-s10. Понизилась как детализация, так и дд
  • Режим 4К HQ с высоким качеством видео добавляет кроп х1.23. Режим 6.2к тоже с кропом.
  • 4К 60fps здесь хуже, чем в предыдущих х-т3, х-т4
  • при скоростной съёмке буфера хватает на серию из примерно 20 кадров в RAW-формате, и при 15к/с в JPG серия около 100 кадров, при 10к/с в JPG серия безлимитная. Для сравнения, x-h2 даёт серию 400 кадров в RAW при 15к/с.
  • имеет сильный роллинг шаттер (на видео всегда и на фото с эл.затвором)
  • По отзывам в интернете, х-т5 перегревается за 45мин видео, быстрее х-т4. (Фуджи заявляет 90 минут при 6.2к и 60 минут при 4К 60fps)
  • PixelShift полурабочий, ненадёжный.
  • Убрали выход на наушники (в комплекте есть переходник на usb type-c)

Могли бы улучшить, но не улучшили

  • На видео так и не добавили управляемый трекинг (у xh2, x-h2s тоже)
  • Автобаланс белого всё с той же маджентой
  • 240fps с битрейтом 20мбит. Качество низкое, как и у x-s10, x-t4
  • Микро hdmi

fujifilm x-t5 vs fujifilm x-t3

В целом, Fujifilm X-T5 — один из топовых apc-s фотоаппаратов 2022 года — получился неоднозначным. Нельзя сказать, что всё плохо и Х-Т5 прям вообще не стоит внимания. Но и сильно хвалить эту беззеркалку я тоже не могу, ведь есть много интересных альтернатив даже за меньшие деньги. Впрочем, новые плюшки тоже появились. Так что всё неоднозначно.

Как всегда, взвешивать все ЗА и Против нужно каждому самостоятельно.

Всё о предметной фотосъёмке — как снимать,какой объектив нужен и т.д.

На этой странице я сделаю подборку видео с моего ютюб-канала о предметной фотографии.

Нередко вижу в комментариях вопросы вроде:

  • какую камеру купить для фотосъёмки предметов?
  • какой объектив нужен для предметки?
  • какой фотоаппарат подходит лучше?
  • стоит ли брать макрообъектив? если брать, то какой лучше?

Проблема в том, что думая о том, как снять предметку, люди не хотят думать об освещении.

Предметная фотосъёмка — это не про фотоаппарат и не про объектив. Когда я говорю, что любой китовый объектив просто идеален для предметной фотографии, мне не верят и все равно пытаются выпытать, какой же объектив — самый подходящий. Это бред, товарищи. НУЖНО ДУМАТЬ ПРО ОСВЕЩЕНИЕ.

Ниже я публикую видео, где подробно описываю тонкости съёмки предметов (от простых до довольно сложных).

Базовые ролики:

Более продвинутые:

🔥 Предметный стол — необходимая вещь для предметки

У меня можно заказать индивидуальную консультацию/обучение по съёмке или выбору техники. Подробности тут.