статьи для фотографов

Sony RX0 II — однодюймовый недомерок

sony rx0 ii

Краткий обзор любой камеры от Sony: камера — дно, зато сенсор большой. Вау, как круто — дайте две! Это же касается и Sony RX0 II.

Фишка очередной недокамеры от Sony в относительно большом сенсоре для компактной видеокамеры.

Sony RX0 II обладает сенсором с диагональю 1 дюйм. Это такой же размер, как и в их в своё время популярной Sony RX100. Обе камеры очень компактные и лёгкие. Но если RX100 — компактный фотоаппарат, то RX0 по габаритам относится к экшн-камерам (хоть ей и не является).

sony-rx0-ii-vs-sony-rx100-ii

Видите разницу в размерах устройств. При этом, размер матрицы и там и там 1 дюйм. Звучит круто, и на этом построен весь маркетинг вокруг этой модели. Но как всегда с убогими устройствами от Sony, возникает вопрос — а что с этим делать?

Давайте для начала разберёмся с общими характеристиками

  • Сенсор на 15,3 мегапикселя
  • Режимы записи 4К 30fps, FullHD до 120fps. И супер slowmo до 1000к/с, но в разрешении 800 на 270пикселей и длительностью около 4 секунд.
  • Объектив ZEISS® Tessar T* 24мм F4
  • Отворотный экран 1,5 дюйма
  • Классическое фирменное меню от Sony
  • Точечный АФ по глазам — только в фоторежиме
  • Возможность смягчения кожи Soft Skin Effect
  • 3.5мм вход для микрофона и выход microHDMI (видео на выходе 8 бит 4:2:2). Внутрикамерно 8бит 4:2:0.
  • Есть запись в S-Log2. Минимальное ISO 1000.
  • Водонепроницаемость до 10 метров под водой
  • Выдерживает до 200кг нагрузки

Для начала, почему Sony RX0 II — не экшн камера…и не блоггерская камера?

У этой камеры нет следящего автофокуса. Ничего себе, да? Выпускать за 700дол. устройство без базовой функции для любой видеокамеры — очень борзый шаг. Но Sony не впервые плюёт в своих покупателей, так что им не привыкать. Дело было, кстати в 2019 году. И мы говорим о второй версии RX0 II. Первая была в 2017 году. За два года автофокус в видеорежиме не смогли сделать. Прогресс, что сказать.

Есть следующие режимы для фокусировки: PF для съёмки 1 метр и далее и PF Near для съёмки на расстояниях 0,5-1 метр. Проблема в том, что расстояние 0,5-1 метр — это уже съёмка с селфипалкой, а не просто с рук. Или надо иметь очень длинные руки. Плюс, есть режим фокусировки на минимальной дистанции в 20см. Всё это надо переключать кнопкой.

Отсутствие автофокуса уже ставит крест на Sony RX0 II для блоггерского использования и как на экшн камере. Но это не конец истории…

Сенсорный экран — нет, не слышали. Диагональ экрана 1,5 дюйма. Качество экрана — днище полнейшее, классика для камер Sony. При съёмке в 4К нельзя поднимать яркость экрана, она находится на минимуме. Если у полнокадровых дорогих камер Sony есть большие проблемы с экранами, то здесь это просто насмешка над пользователем — уместить ужасное меню от сони на тёмном микроскопическом экранчике с диагональю 1,5 дюйма.

sony rx0 ii меню сони

В некоторых обзорах тот факт, что в мини-камеру засунули это отвратительное меню преподносится как невероятная крутость, ведь пользователю доступно огромное количество настроек. А меню профессиональное — от «взрослых» камер. Какую только чушь не несут в прилизанных обзорах. В том меню базовые функции настроить — адовая боль. Несенсорный микроэкран это только отягощает.

Фокусное расстояние 24мм и диафрагма f4

Фокусное расстояние и постоянная диафрагма у Sony RX0 II создают много неприятностей в различных направлениях.

f4 пропускает меньше света, чем f2.8 у конкурентной GoPro с меньшим сенсором. В итоге это практически выравнивает эти камеры по светочувствительности. Большая матрица с тёмным объективом против меньшей матрицы, но с более светлым объективом.

Фокусное расстояния 24мм сложнее по кадрированию, чем фишай у GoPro. На Sony RX0 II нужно больше следить за композицией и аккуратней строить кадрирование. Для этого у Sony RX0 II есть отвратительный миниатюрный экран, который практически не видно при солнечном освещении.

Фокусное расстояние 24мм вкупе с сенсором большим, чем у GoPro, подразумевает необходимость фокусировки. Но автофокуса нет. У гопро тоже нет АФ, но там вся картинка в гиперфокале за счёт фокусного расстояния и небольшой матрицы. Здесь же проблема создана, но не решена.

Диафрагма всегда f4 без изменений. Для сравнения, у GoPro диафрагма может закрываться. Если диафрагму нельзя закрывать, как снимать на ярком солнце для сохранения киношной выдержки 1/50? Надо цеплять ND-фильтры. Чтобы прицепить ND-фильтры, надо колхозить риг. И это возможно, конечно.

sony rx0 ii rig

Только мы начинали с того, что у нас супер-компактная камера весом 130гр со всевозможными защитами от всего и вся. Когда вы колхозите риг, это уже нельзя будет мочить и давить трактором. Да и с компактностью выходит так себе.

Кстати, батарея у Sony RXo II — полное дно. Время записи от аккумулятора: 1 час в FullHD, примерно 30 мин в 4К. Так что в риг нужно будет ещё запрячь взрослый аккумулятор Sony NP-F. Как это выглядит, можно посмотреть в обзоре от Kai.

Ещё к камере отдельно продаётся ручка за 80дол. Но это не стаб, а просто ручка/подставка с кнопками записи. Ручка соединяется с камерой посредством шнурка. Прощай влаго-ударо-защита. За те же 80 долларов я очень рекомендую вот этот карбоновый мини-штатив.

sony rx0_ii handgrip

Есть стабилизация электронная. Добавлена для галочки. На практике мало чем помогает. До GoPro ей как до неба. Ещё у Sony RX0 II есть стабилизация для  постобработке с использованием данных гироскопа. Стабилизация на посте доступна только в приложении в телефоне и экспорт производится только в 1080р.

При съёмке 4К видео камера имеет свойство перегреваться через 5-20 минут (по различным отзывам). При записи 4К видео невозможно управление со смартфона.

У Sony RX0 II в 4К есть дичайший роллинг-шаттер. Для блоггерской/экшн камеры это печаль-беда. Это ведь камера для съёмки с рук, а не для работы со штатива. В таких условиях роллинг-шаттер будет максимально проявляться. Но можно конечно писать в FullHD, проблем будет меньше.

S-Log2 также чисто для галочки. Из такого маленького сенсора не получить хорошего динамического диапазона, какие профили туда не вставляй. Минимальное ISO для S-Log2 у Sony RXo II составляет 1000. Шумов будет масса. Даже у APS-C кропов Sony Log профили нерабочие из-за шумов. Что уже говорить о камере с объективно крошечной матрицей.

Ради чего это всё?

Мы разобрали боли этой недокамеры, а теперь вопрос — для чего это всё терпеть? Ради «огромного» сенсора, конечно же. Давайте сопоставим его с другими устройствами, чтобы понять, насколько 1-дюймовый сенсор действительно «огромный».

Кроп-фактор от полного кадра 1х

  • 1 дюймовый сенсор 2.73x
  • микра 4/3 кроп фактор 2х
  • APS-C кроп фактор 1,5х

Хитрость в позиционировании. Всем рассказали, что там сенсор от Sony RX100, а это ведь как никак — фотоаппарат. А тут — маленькая экшн камера. Звучит круто, но это не так. Я не считаю Sony RX100 сколько нибудь стоящим фотоаппаратом. По большому счёту, о нормальном сенсоре можно говорить начиная с APS-C. Всё, что меньше — сильный компромисс. Особенно для фотографии.

Даже в лизоблюдских обзорах на Sony RX0 II невооружённым глазом можно увидеть выбитое небо и убогий динамический диапазон. Да, у GoPro возможности матрицы даже хуже, но она и не претендует на конкуренцию с фотоаппаратами. Самое главное, что GoPro — это действительно экшн-камера с простым управлением, хорошей стабилизацией, рабочими режимами Slow-Motion, 4К 60fps и приличной картинкой при хорошем освещении.

Sony RX0 II никак не выходит в другой сегмент по качеству изображения за счёт чуть большей однодюймовой матрицы. Ей по-прежнему нужно много света для хорошей картинки. А там ещё и тёмный объектив установили…

Кстати, ещё про смягчение кожи Soft Skin Effect. На матрицах с таким размером сенсора кожа и так представляет собой глиняное месиво без разграничения на полутона. Там нечего смягчать — и так каша. И эта фишка работает только в фоторежиме.

Продолжим сравнение по размеру матриц

Сенсор iPhone 12 1/2.55″ = 5,76мм на 4,29мм
Сенсор GoPro 1/2,3″ = 6,17мм на 4,55мм
Сенсор iPhone 13 1/1.7″ = 7.6 мм на 5.7 мм

1 дюймовый сенсор = 13,2мм на 8,8 мм

Сенсор микра 4/3 = 18 мм на 13,5мм
Кроп APS-C = 25,1мм на 16,7мм
Полный кадр = 36 мм на 24 мм

размеры сенсоров в фотоаппаратах

Как можно увидеть, 1-дюймовый сенсор выглядит просто огромным относительно сенсоров в камерах топовых смартфонов (которых ещё не было в 2019 году) и относительно сенсора в GoPro 8. Между прочим, в iPhone 13 всунули матрицу уже даже чуть большую, чем у GoPro.

Сенсор у GoPro имеет кроп-фактор от полного кадра 5,64х. Фокусное расстояние эквивалентное 16,5мм, диафрагма в эквиваленте по грип f15,8. Поэтому там нет нужды в автофокусе, там и так всё в грипе.

Если посмотреть на цифры, то дюймовый сенсор в камере выглядит даже конкурентно. Только по факту, это всё копание в песочнице. Нет там никакой принципиально крутой картинки за счёт того несчастного одного дюйма. Кстати, айфон 13 снимает лучше, чем RX0 II.

Разговор про 1-дюймовый сенсор в отдельной фото/видеокамере — это уже прошлое. Sony RX0 II была выпущена в 2019 году. Можно сказать, это был условный рубеж, когда такое ещё могло продаваться. Сейчас эту нишу занимают телефоны. За счёт вычислительных механизмов (HDR, искусственная бокешка и прочего) гораздо проще снимать тоже самое на телефон. А в качестве экшн-камеры есть GoPro.

Улучшения Sony RX0 II относительно первой Sony RX0

  • Может писать в себя 4К. Первая версия писала только FullHD, а 4К выдавала по HDMI.
  • У Sony RX0 минимальная дистанция фокусировки 50см, у RX0 II 20см.
  • Добавили поворотный экран.

В других обзорах

Рекомендую погуглить и почитать, что пишут об этом мусоре от Sony в других обзорах. Одни заголовки только чего стоят:

  • SONY RX0 II. УБИЙЦА GOPRO. ЛУЧШАЯ КАМЕРА ДЛЯ ВЛОГОВ
  • Камера для блогеров 4К Sony RX0 II
  • Обзор Sony RX0 II: профессиональная экшн-камера
  • SONY RX0 ii | ЛУЧШАЯ компактная камера TRAVEL 2019
  • Отличное качество, КАК ДЛЯ КОМПАКТНОЙ КАМЕРЫ.

Это всё читаешь и думаешь, как можно так нагло врать. Хватает же совести…

Некоторые на полном серьёзе делали обзоры «этого» в качестве фотоаппарата. Там даже RAW формат есть…без комментариев.

Это из той же серии, когда Canon PowerShot G7 X Mark III и G5 X Mark II называют полупрофессиональными компактными камерами. Компактные — да, но говорить о полупрофессиональных задачах — чушь полнейшая. Просто способ продавать нечто новичкам.

Сегодня люди или берут кроп/полный кадр или снимают на телефон. Время «дюймовочек» и убогой микры прошло.

Что с сони нет так?

Этот обзор — наглядная демонстрация того, что с сони не так. Дорого продают нерабочее по функционалу устройство, а народ кушает рекламу и покупает. Вот и вся история. Но, чтобы это объяснить, нужно как следует покопаться в деталях. В них вся соль.

Сейчас точно так же продают Sony ZV-E10, а по сути — аналогичный мусор. Но матрица побольше. А ведь с матрицы всё и начиналось…