fujifilm cameras

Почему вам надо купить камеру Fujifilm?

Заголовок вышел очень даже рекламный. Но эта статья отнюдь не рекламная и тем более не проплаченная. Время агрессивной рекламы Fujifilm осталось примерно в 2017-2018 годах. В то время меня эта даже несколько бесило — рассказы о кропе, который как полный кадр, а то и круче; вещание про абсолютное превосходство современных беззеркалок над отсталыми зеркалками и так далее. На тот момент я снимал на Canon 5D Mark III и на кропы посматривал с немалой долей пренебрежения.

Сейчас в моём распоряжении Canon R5, Fujifilm X-S10 и Fujifilm X-T3. При чём, X-T3 я купил повторно:) История такова: сначала у меня была X-T20, потом апгрейд до X-T3,  потом я сменил X-T3 на X-S10, а ещё потом докупил X-T3 в дополнение к X-S10. Я доволен этими камерами, подробно знаю об их недостатках и преимуществах. Изначально я всегда снимал больше на Canon и знаю о преимуществах полного кадра. Я по-прежнему считаю Canon топовой системой на рынке. Но у кропов Fujifilm есть свои уникальные преимущества, которые не пересекаются с полнокадровыми Canon. Это разные сегменты и они не заменяют друг друга, поэтому у меня в личном пользовании сосуществуют обе системы. Если бы какая-то из них была очевидно лучше, я бы избавился от менее крутой. Но этого не происходит.

Итак, почему я рекомендую кропы Fujifilm к покупке?

В этой статье я буду превозносить именно кроп-беззеркалки от Fujifilm. У этой компании есть ещё крутые среднеформатные камеры, но это — отдельный разговор. Средний формат — штука не для всех.

Плюсы кроп-камер Fujifilm

В целом, я считаю, что это — топовые камеры с форматом APS-C на рынке. Ниже я обосную, почему.

Для начала, они имеют лучшие параметры в своей нише. Я не хочу сказать, что надо гнаться за параметрами, но некоторые вещи весьма приятны. А именно:

  • Динамический диапазон

Матрицы X-Trans с обратной засветкой дают очень приличный динамический диапазон как при съёмке в разлекламированном JPG, так и в RAW. При чём, у Fuji динамический диапазон не так сильно страдает от повышения ISO, как у других кропов, таких как например Canon или Sony.

По динамическому диапазону современные кропы Fujifilm могут вполне бодаться со старыми полнокадровыми камерами такими как Canon 5D mark III/mark II. Конечно же, это не делает из кропа полный кадр. Полнокадровые камеры дают другую перспективу и другую цветопередачу, но диапазон перепада яркости у новых кропов и старых полнокадровых камер уже сопоставим.

  • ISO

По возможностям снимать на высоких ISO кропы Fujifilm приятно удивляют. И, кстати, по этому параметру они даже опережают старые полнокадровые камеры. На мой взгляд, X-T3 по шумам сопоставима с 5D mark III, то есть уже лучше, чем полнокадровый 5D mark II, где ISO 1600 было весьма пограничным. На камерах с X-Trans IV поколения (X-T3, X-T4, X-S10, X-T30) фото на ISO 2000 выглядят вполне детализированно и резко. А видео хорошо смотрится даже на ISO 5000. Я не агитирую за съёмку на высоких ISO, к этому не нужно стремиться. Но для крайних случаев это полезно.

  • Детализация

Кропы Fujifilm отличаются очень высокой резкостью как фото, так и видео. Причин этому несколько:

а) матрица без АА фильтра

б) очень резкая родная оптика

в) для видео — считывание сигнала без пропуска строк и с оверсемплингом

Впрочем, на Fuji любой объектив будет резче снимать, чем на камерах с АА-фильтром. Иногда эта резкость даже кажется чрезмерной. Это — особенность системы.

  • Боке

Если вы хотите получить сильно размытый задний фон, то на APS-C камерах это — не проблема.

Надо сказать, тут нет уникального преимущества у Fujifilm. Это касается всех кроп-камер. Я хочу подчеркнуть, что для получения боке необязательно приобретать полный кадр. Кроп-объективы с f1.4 стали очень доступными. Бокешки там достаточно. Ниже — примеры ночных фото на X-S10 + Viltrox 56mm f1.4.

  • Компактность

Именно в сегменте небольших камер они, по моему мнению, самые выигрышные. В линейке Fujifilm есть и тяжёлые кропы: X-T4, X-Pro3, относительно тяжёлая X-T3. Но есть также масса компактных камер с практически такими же возможностями: X-T30, X-S10 и другие. В этом сегменте уже давно показала свою несостоятельность микра 4/3, которая по сути уже ушла с рынка. Недавние новинки от Panasonic и OM System выглядят как недоразумение даже для своих поклонников. А так для желающих получить лучшее из лучшего я считаю, это в сегменте компактных камер это — Fujifilm.

  • Приятная цветопередача

Камеры Fujifilm видят цвет по-своему. Зачастую это может быть даже нереалистично. Но этот цвет многим нравится.

  • Гибкие настройки JPG

У Fujifilm есть возможность очень гибко настроить воспроизведение динамического диапазона, резкости и других параметров при съёмке JPG. Эти камеры, я считаю, ближе всего к тому, чтобы получать готовый результат без обработки в RAW формате. Но нужно будет поднатореть в настройках. Сам по себе волшебный JPG просто так не появится. Для различных сцен нужно будет вручную ставить различные настройки.

  • Плёночные профили

Волшебные JPG-файлы соседствуют с большим количеством предустановленных плёночных профилей. Подробнее о них я писал в этой статье. Эти профили — штука на любителя. Кому-то они очень нравятся, кого-то они оставляют равнодушными. Но в любом случае, они дают пользователю дополнительные возможности. Не нравится — можно не включать:)

  • Видео возможности

За относительно небольшие деньги на этой системе вы можете получить 4K 60fps, 10bit, Log-профиль и в целом очень детализированное видео с хорошим динамическим диапазоном и высокими рабочими ISO. По ощущению от изображения покупка топового кропа — это качественный апгрейд с того же Panasonic GH5 с похожими параметрами. Размер матрицы таки имеет значение.

  • Стильный дизайн

Камеры Fujifilm в своём большинстве выполнены в ретро-дизайне. Многим он по душе.

Минусы кроп-камер Fujifilm

  • Капризный АФ

Иногда об автофокусе на Fujifilm говорят, что он настолько паршивый, что его там практически нет. Я с этим категорически не согласен. Он есть, но капризный и надо понимать, как именно он работает. Кроме настроек камеры, для хорошего АФ на видео ещё нужен подходящий объектив. Есть немало топовых старых объективов Fujinon, у которых мотор фокусировки не годится для следящего АФ на видео. Человек, покупающий камеру Fujifilm, естественно не знает всех этих нюансов. К слову, бюджетные объективы Viltrox в плане АФ ведут себя очень хорошо.

  • Стоимость

В среднем эти камеры дороже аналогичных моделей. Но не все. Что точно дороже, так это родные объективы. Но для желающих сэкономить уже есть немало хороших недорогих альтернатив. Так что утверждение «на фуджи нет оптики» уже давно стало неактуальным. Что касается родной оптики, она дорогая, но действительно очень качественная. А некоторые модели и вовсе уникально крутые (и уникально дорогие).

  • Специфическая цветопередача

У камер Fujifilm приятные цвета и можно много играться с их настройками. Но, если у вас стоит задача получить точный цвет, то с этим могут быть проблемы. Камеры Canon/Nikon передают цвет более корректно на мой взгляд. Fujifilm может искажать цвета даже с базовым профилем.

  • Специфический дизайн

Ретро-дизайн — это и плюс и минус. Есть люди, которым все эти крутилки кажутся лишними и неуместными. Такие модели, как Х-Т3, Х-Т4 имеют специфическое управление ввиду отсутствия привычных режимов AV, TV, M. К этому можно привыкнуть, но не всем это по душе.

На данный момент одна из последних моделей — Fujifilm X-S10 — уже выполнена в современном дизайне с привычным для всех управлением. Есть из чего выбирать.

  • Возможны перегревы на видео

Это зависит от конкретной модели и режима съёмки.

Во-первых, перегревы случаются только при записи 4К-видео.

Во-вторых, эти проблемы особенно актуальны для компактных и начальных моделей (X-E3, X-T30, X-T200).

Старшая линейка X-S10, X-T3, X-T4 может долго писать видео в 4К-режиме. Я лично не испытывал ограничений при записи полуторачасовых интервью на эти камеры. Но есть отзывы от людей, у которых и эти модели останавливали запись из-за перегрева.

Надо уточнить, что тут ещё важна температура окружающей среды. Также, перегрев на любой камере можно устранить посредством покупки внешнего видео-рекордера.

Итого, какую модель выбрать?

Я считаю, что самая универсальная модель — это та самая недавно упомянутая Fujifilm X-S10. Для большинства людей она будет оптимальна. Я уже подробно описывал отличия X-T3 и X-T4. Обе модели мне нравятся меньше, чем X-S10 ввиду своего веса. Хочется, чтобы кроп-беззеркалка была маленькой и лёгкой. Чем фотоаппарат компактнее, тем охотнее вы будете его брать всюду с собой. Снимают они все абсолютно одинаково.

При небольшом бюджете я могу рекомендовать Fujifilm X-T20 из старой линейки. По фотосъёмке вы практически ничего не потеряете. Отличия более новых моделей — в видеовозможностях.

Про камеры Fujifilm и объективы на эту систему я записал немало видео у себя на канале. Для этого есть отдельный плейлист.