Архив рубрики: различные статьи

Советы профессионального фотографа+описание услуг и другие полезные материалы.

Постмодерн-Метамодерн: история развития культуры, хаос-порядок

Здесь я выложу тезисный конспект к видео о развитию культуры и наступлению эпохи метамодерна. Вот этот ролик:

Тезисы.

Нужно смотреть в историю, чтоб понимать происходящее.

Развитие культуры по сути имеет форму хаос-порядок-хаос-порядок и так далее. Кратко с 19 века по 21 век: классика-модерн-постмодерн-метамодерн-новая классика.

Развитие культуры идёт по спирали. На каждом витке можно остановится и посмотреть на предыдущие витки на такую же по сути историю, но форма будет отличаться.

Суть идёт по кольцу, а форма по вертикали.

Иллюстрация:

спираль развития культуры

Размер витка — длительность эпохи.
Движение вперёд — технологии
Суть (повторяющиеся кольца) — смена хаоса порядком и наоборот, смена одного на другое ввиду усталости и скуки, привязанность к экономическим и политическим событиям, зависимость от денег.
Внутренняя суть. Массовая культура — суть надстройка над экономическим базисом. Культура сопровождает и подчиняется экономике и политике. Остальное — фантазии.

О современной культуре и метамодерне

Характерные черты (форма) современной культуры: она стала массовой, доступной, открыто коммерческой. Произошло смешение высокой и низкой культур, вышла на первый план политизированность произведений искусства.

Решение проблем постмодерна в метамодерне

Авторизация и ответственность метамодерна вместо сокрытия автора и постоянной неопределённости постмодерна.

Новая искренность. Возникает на фоне хаоса постмодерна. Вы устали от неопределённости, вот вам новая правда — Постправда. Разрешение проблемы неопределённости и потерянности.

Осцилляция в метамодерне

Расшифровка слова «Мета» — греч. «Между», иврит «мертвая», латынь «за пределами».

Метамодерн — переходное течение. Поэтому есть колебания — осцилляция — между неопределённостью постмодерна и новой постправдой, новым порядком, новой системой. Не между модерном и постмодерном, а между постмодерном и грядущей классикой. Классика — набор конкретных правил, что можно, а что нельзя.

Постправда — порождение интернета и соцмедиа, обычная правда находится в книгах. Статьи в интернете могут меняться незаметно, бесследно и местами кардинально.

Плюсы постмодерна

  • Новая свобода, скептицизм, переосмысление старого
  • Ирония, лёгкость, несерьёзность, гибкость, подвижность
  • торжество интеллекта

Минусы постмодерна

  • сарказм как благодетель, ничего святого — не над всем стоит стебаться
  • излишняя свобода ведёт к анархии
  • Отрицание предыдущей культуры, отсутствие абсолютов
  • нестабильность, отсутствие конкретных ориентиров, несерьёзность
  • сложность для восприятия, нужно владеть контекстом

Пример — какую камеру мне купить. В мире столько камер, глаза разбегаются. Один начинает иронизировать, тут другой собирает пачку древних олимпусов, проводит тесты, стебётся и тоже иронизирует. А новичок так и не понимает, что ему купить.

Преимущество метамодерна

Разрешение конфликта неопределённости и вечной иронии. Путь к стабильности и порядку, но ещё сохраняющий лёгкость и иронию постмодерна, которые рано или поздно уйдут. Останется только порядок на фоне уходящего хаоса.

Но возникает босс всех сонибоев и в манере новой искренности говорит — тебе нужна камера сони для видео. Да, мы ещё можем ржать и стебаться в стиле постмодерна, но тебе надо купить именно сони, это серьёзно.

Недостатки

  • Управление культурой. Возникают инструменты подчинения.
  • Цензура — характеристика метамодерна. Нельзя критиковать то, что нельзя.
  • Инструмент цензуры — конспирология.  Конспирология — точка зрения, не совпадающая с актуальной повесткой. Это — недостойное мышления, которое должно быть подвержено забвению. Тот, кто управляет повесткой, тот и решает, что есть конспирология, а что нет. Роли могут поменяться.
  • Культура отмены.
  • Понятия фейков и дезинформации.

Актуальные тенденции современной культуры — движения к абсолютизму и установке жёстких правил. Но все люди в душе хотят правил, ведь так спокойно и стабильно. А потом будет новый хаос, а потом будет ещё более новый порядок и так далее.

Предыдущие статьи:

монетизация ютюба

11 способов заработка на YouTube-канале

Прежде, чем перейду к описанию возможных источников дохода на YouTube, хочу предостеречь от частого заблуждения. Нередко люди смотрят на ютюб с жадным вожделением и ждут, что оттуда польются тонны бабла. Достаточно запилить n-количество роликов, настроить монетизацию и дело в шляпе. Если вон тот Вася Пупкин зарабатывает 100500 тыщ денег на ютюбе, то и я смогу. Это большое заблуждение.

Для Ютюба на первом месте — КОНТЕНТ. Вы должны гореть, тем, что вы делаете и о чём рассказываете. Вы должны болеть этой темой, при этом быть интересными аудитории, регулярно выкладывать качественный контент и много работать.

Ниже я опишу основные механики, как можно заработать денег на Youtube. Но помните, прежде всего — качественный контент и заинтересованная аудитория. Суть монетизации Ютюба в конвертации вашей популярности в доход. Поэтому я повторюсь: прежде, чем это заработает, нужно стать действительно популярным и интересным для своих подписчиков.

1. Доход с просмотров — монетизация роликов на ютюбе

Первое, что всем приходит в голову при упоминании дохода с Ютюб-канала, это деньги за просмотры роликов. Это самое простое, банальное и у всех на виду.

Монетизацию канала можно включить по достижению 1000 подписчиков. Тогда вы сможете получать копеечку за рекламу, которую показывает ютюб перед показов/во время показа ваших роликов.

Для рекламодателя есть такие варианты рекламных объявлений:

  • In-Stream с возможностью пропуска/без возможности пропуска
  • Видеообъявления в фиде
  • Объявления-заставки
  • Out-Stream
  • Masthead

Для блоггера это всё не важно. Вы ставите галочку «включить монетизацию» и она сама себе монетизируется, а вы ждёте капающее бабло. Но реальное бабло будет, если просмотры ваших роликов идут на сотни тысяч и миллионы.

При этом, ролики должны выходить регулярно. То есть, если вы видите канал, где есть 1 ролик миллионник, или несколько стотысячных роликов, это не значит, что автор на этом хорошо зарабатывает. Вот если такие ролики выходят раз в неделю, тогда да.

В целом, хороший доход на просмотрах возможен в популярных тематиках. Если вы говорите о чём-то специализированном, вроде фотографии, то как бы вы ни бились об стенку, монетизация на просмотрах будет скромной. Нужно понимать ёмкость аудитории в конкретной нише и можно ли впринципе в данной тематике регулярно набирать много просмотров.

Очень усреднённый доход на просмотрах составляет в районе 1$/1000 просмотров. Это зависит от средней длительности ваших видео, тематики видео, географии просмотров и многих других факторов, поэтому цифра ооочень приблизительная.

2. Реферальные ссылки.

Это также популярный способ заработка на ютюбе. И он тоже сильно упирается в количество просмотров. Чем больше людей перейдут по вашим ссылкам и что-либо купят, тем больший процент с продаж вы получите. Также играет роль стоимость и популярность товаров, на которые вы будете ставить ссылки. Подробнее о том, как это работает и где регистрироваться, я описал в этой статье.

Вы можете ставить ссылки на Aliexpress или на другие магазины. Также вы можете получать процент от реферальной рекламы чьих-то курсов или сервисов.

3. Рекламные интеграции

Ещё один популярный способ заработка. Выглядит это следующим образом: к вам напрямую обращается рекламодатесь и говорит — у меня есть товар/услуга и я хочу, чтобы вы упомянули о нём в своём ролике. Блоггер называет свою цену (конкретная стоимость зависит от популярности канала и самооценки блоггера) и рассказывает о каком-то продукте в своём видео. Такие интеграции обычно ставят в начало ролика и они длятся 30 секунд-минуты полторы.

По сути, это — прямая реклама. Но некоторые блоггеры подходят к таким упоминаниям креативно, так что это выглядит органично и не напрягает зрителей.

4. Обзоры за товары

Есть масса каналов, специализирующихся на обзорах различных вещей. Производители ествественно заинтересованы в том, чтобы рассказывали об их товарах. Поэтому они находят блоггеров (или блоггеры находят производителей), обсуждают детали и в итоге блоггер нахаляву получает образец товара для обзора. То есть, его работа оплачивается самим товаром. Крутость и стоимость товара зависит от популярности канала.

При этом, как говорить о товаре — плохо или хорошо — зависит от совести и моральных качеств блоггера. Обычно люди хвалят то, что им досталось бесплатно, — мы ведь все знаем историю про сладкий уксус. Но не все и не всегда.

5. Оплаченный обзор

Полностью проплаченный обзор — то, чего так боятся люди на Ютюбе, — это на самом деле редкость. То есть, такое видео, которое блоггер пишет не добровольно, а за некую сумму денег. При этом он будет говорить то, чего хочет рекламодатель и впаривать аудитории что-угодно просто потому, что ему за это заплатили. Понятно, что бывают прецеденты, но это скорее исключение.

Такая схема плохо работает. Почему? Для многих блоггеров их репутация дороже, чем единоразовая подачка за какой-то обзор. Да и органичная реклама работает куда лучше и умные рекламодатели это понимают. То есть, если товар хороший, блоггер искренне его похвалит и ему не нужно будет за это доплачивать. Если товар плохой, то аудитория все равно об этом рано или поздно узнает и проплаченный обзор не поможет.

Может и быть адекватный вариант оплаченного обзора — если товар хороший и ему нужна дополнительная реклама. Тогда блоггеру платят за отдельный честный обзор, не выставляя требований и жёстких рамок. По сути, это та же интеграция, но в виде отдельного полноценного ролика.

6. Продажа собственных инфопродуктов — курсы, книги, лекции, вебинары

Здесь мы вступаем на территорию инфоцыганщины. Как правило, в большинстве случаев, людям продаётся воздух в красивой упаковке. В таком случае, весь канал будет посвящён какой-то популярной и животрепещущей теме, вроде «как быстро и легко заработать много денег?» или «как легко знакомиться с девушками?» и так далее. Механика простая — очерчивается проблема и создаётся её решение  — покупка инфопродукта.

Бывают и хорошие примеры, когда рекламируется какая-то адекватная обучающая программа. Но чаще всего людям предлагается купить ту же самую информацию, которую можно найти в интернете самостоятельно.

7. Стриминг и донаты

Доходы на стримах — отдельное направление. Здесь нужно попасть в струю. Суть стриминга в том, что человек в живом эфире общается со своей аудиторией, веселит её, отвечает на вопросы, описывает что-либо. По ходу этого многочасового действа все желающие могут скинуть ему денег. При чём, донатить на стримах уже стало традицией на многих каналах. Если идёт стрим — значит надо кидать денег вон тому весёлому парню. Это не так уж и плохо. Человек тратит много часов своего времени, работает интерактивным ведущим, такой труд должен оплачиваться.

Вопрос в том: насколько хороший из вас ведущий? Опыт ведения стримов очень отличается от опыта монтажа обзоров и других заранее подготовленных роликов. Человек, хорошо ведущий стримы, мог бы быть и ведущим на радио или на свадьбе — принцип похож. Нужно быстро реагировать на любые вопросы, нужно поддерживать хорошее настроение аудитории в течении длительного времени; нужна подвижность, энергичность, чувство юмора, обаяние. Это — работа на публику в чистом виде, мероприятие для экстравертов.

Тематики стримов могут быть также очень различными. В целом, я считаю, что стримы — наименее прогнозируемый источник дохода на YouTube. У кого-то это выстреливает, а у кого-то нет.

8. Патреоны и платное членство

Суть этого типа дохода в том, что люди оформляют абонемент. Каждый месяц некоторое количество людей платит за подписку на вас. При чём, люди могут подписываться на такой абонемент как просто из желания вас поддержать, так и с целью получить доступ к отдельному платному контенту и стать чуть круче, чем бесплатные подписчики. Эту функцию можно активировать как в самом Ютюбе, так и на популярном сайте patreon.com.

Главное в этом деле — качественный контент и хорошие отношения с аудиторией.

9. Консультации

В данном случае блоггер выступает в роли эксперта и наставника. Он ведёт канал, рассказывает полезные вещи, делится ценной информацией. В то же время, если у людей возникают детальные вопросы или необходимость в частном обучении, блоггер за отдельную плату проводит индивидуальные консультации.

Есть каналы, которые полностью построены на модели продажи таких консультацией. Я считаю, это адекватно и эффективно. Особенно, по сравнению с продажей заранее записаных курсов, где переливается из пустого в порожнее. Во время консультации человеку уделяют время, чтобы подробно ответить на именно его индивидуальный вопрос.

10. Продвижение личного офф-лайн бизнеса (магазин, услуги)

Тут я думаю, всё понятно. Пример — у вас есть свой интернет-магазин и вы делаете канал, где рассказываете о товарах, которые у вас продаются.

Зачастую это выглядит довольно пресно и неестественно, т.к. люди приходят на Ютюб за искренностью и неформальными мнениями. Магазины же старательно вылизывают свои обзоры, так что это практически всегда выглядит наиграно и не вызывает доверия аудитории.

К такому продвижению нужно подходить с креативным подходом. Например, — бить ниже пояса. Это всегда эффективно.

11. Амбассадорство

Есть каналы, которые ведут амбассадоры брендов. Амбассадор — иными словами представитель бренда. Это человек, который подписывает контракт на рекламное сопровождение некой продукции. Бренд его в избытке снабжает такой продукцией, спонсирует путешествия и различные мероприятия. А блоггер нахваливает такую продукцию.

Чем-то совпадает с предыдущим вариантом, но более изощрённо, т.к. амбассадоры обычно прикидываются такими случайными людьми из народа, которые просто полюбили этот бренд и просто по-свойски о нём рассказывают. Они вещают не от имени магазина/производителя, а от себя.  Кто-то этому верит, кто-то нет. Но надо понимать, что любой амбассадор подписывает контракт с довольно жёсткими рамками о том, что он может говорить/делать, а что не может. Искренность этого мероприятия, на самом деле, под вопросом.

В завершение

Нередко блоггеры совмещают различные типы монетизации канала. К слову, многие вышеописанные способы заработка касаются не только Ютюба, но и других соц.сетей и информационных площадок.

В целом, не стоит зацикливаться исключительно на механиках получения прибыли. На первом месте — интересный качественный контент и хорошая коммуникация с аудиторией. Когда у вас будет достаточно популярный канал, вы придумаете как его монетизировать. А пока он не очень популярный, никакая механика монетизации не будет эффективной.

Более развёрнуто про заработок на Ютюбе смотрите в моём видео:

Напомню о статье про реферальные программы

Что делать, если нужно что-то отремонтировать в квартире?

Каждый человек в мире, имеет свой собственный уголок, где он проживает. Это правило, не относится к той категории людей, которые принимают за норму, отшельнический образ жизни. Ведь такой тип людей не относится к нормальной категории населения, и на них не стоит равняться. Для человека вполне нормальным считается желание изменять свою жизнь к лучшему.

Нам всем хочется уюта и комфорта в своём доме. Из этого следует, что для того, чтобы реализовать такое простое человеческое желание, нам рано или поздно приходится задумываться о проведении ремонта на своей жилой площади. Чтобы упростить эту задачу, или подлатать квартиру по мелочам, идеальным будет вызов мастера на дом .

Кто-то из нас выбирает косметический вариант ремонта, который обходится относительно недорого, а кто-то выбирает серьёзный вид ремонта, который называется капитальным. Кому-то надо что-то отремонтировать по мелочам. Затея в любом случае хорошая.

В связи с такой распространённой проблемой, многие из нас задумываются о том, как удешевить эту работу. Ответы на этот вопрос есть. Можно или сделать ремонт своими руками или же заказать мастера на дом по адекватной цене. Последний вариант обойдётся владельцу квартиры или дома гораздо дешевле, нежели делать всё самостоятельно. Стоит иметь ввиду, что в глобальной сети интернет есть масса литературы и видеоматериалов, которые только запутать эту непростую задачу.

Главное — это желание что-то у себя дома поправить или отремонтировать.

Достаточно часто случается так, что человек, который рассчитывал сделать простой косметический ремонт, начинает понимать, что это неправильная трата своего времени и денег. Доски на полу скрипят, кафельная плитка отпадает, или её надо полностью менять, в ванной комнате все покрылось плесенью и коррозией. Но не надо бояться этого. Следует внимательно рассмотреть все те изъяны, которые имеются в том помещении, где планируется сделать ремонт, и оценить, объективно оценить, его техническое состояние. Если нужно выполнить капитальный ремонт — надо его выполнять.

В случае, когда у вас не хватает средств, для выполнения определённого комплекса работ по капитальному ремонту, лучше и не начинайте его делать. Более выгодным вариантом будет подтянуть немного финансов, но сделать тот вид ремонта, который действительно требуется в помещении.

Вышеуказанные советы говорят лишь о том, что если вы начнёте выполнять косметический ремонт в том помещении, которое требует чего-то большего, вы просто потратите зря деньги, и в итоге, вернётесь к этой работе очень скоро. А ведь, сколько средств могло быть потрачено на бессмысленный косметический ремонт! И всё зря.

Для того чтобы таких ситуаций не возникало, и вы не тратили зря свои деньги, время и нервы — воспользуйтесь услугами профессионалов в Украине по телефону (067) 440-18-12.

История, критика и значение постмодернизма в 2022

Когда речь заходит о направлениях в искусстве, многие могут подумать, что это их не касается. Всякие «модерны» это про арт-галереи, фасады старинных домов и книжки с кучей букв. На самом деле, это не так. Даже, если вы не имеете отношения к искусству, мы сейчас живём во время, пропитанное постмодерном. Даже если вы сознательно не касаетесь постмодерна, постмодерн так или иначе касается вас.

Почему?

Каждая культурная парадигма отображает дух своего времени. Культура не существует в отрыве от общества, в отрыве от экономики и от широких масс. Тем более, что мы уже давно живём в эру массовой культуры. Ведь уже все умеют читать и у каждого есть смартфон — средоточие мировой культуры.

Если отмотать время на лет 200 назад, культура как таковая не была достоянием масс. И разговор о какой-либо массовой культурной парадигме был бы нерелевантным.

Постмодерн в фотографии

Так как вы находитесь на сайте фотографа, то я коротко обрисую значение постмодерна в фотографии. И это, как ни странно, будет самым простым обозначением:

художник так видит

Это — главный принцип постмодерна, который можно применить как к фотографии, так и к другому визуальному искусству.

Несколько позже я объясню, почему сегодня постмодерн касается не только «высокого» искусства,  а и просто каждого человека, существующего в современном информационном поле. А пока…

Вернёмся к истокам

Постмодерн появился в начале 20-го века. «Чёрный квадрат» Малевича положил начало этой идеологии в 1915 году. Я подчёркиваю — не в плане направления в изобразительном искусстве, —  а именно как смещение культурной парадигмы.

Стили Чёрного квадрата — авангардизм и супрематизм. А вот идея постмодернистская.

чёрный квадрат вид сбоку

Почему?

Потому что посыл это «картины» в том, что для отображения реальности на холсте никакая техника не будет совершенной. Процитирую: «Невозможно отобразить трёхмерный мир на двухмерной плоскости». А раз сказали, что невозможно, из этого следует несколько выводов:

  • мы сделаем намеренный плевок в зрителя, чтобы ткнуть его носом в новую «гениальную идею»;
  • рисуя что-попало, можно этим обозначать что-угодно, чёрным квадратом можно обозначить любое явление;
  • не нужно заморачиваться — художник так видит — пипл хавает.

Кавычками в некоторых словах я выражаю своё негативное отношение к такому «искусству». Мой блог — моё право. Перефразирую — автор так видит.

Но при чём тут постмодерн?

Каждое новое культурное течение всегда хочет потоптаться на костях старой культуры. Но постмодерн делает это особенно цинично. Вернее, если некоторые течения плавно перетекают из одного в другое, то постмодернизм именно топчется на костях.

Одни из ключевых характеристик постмодерна — это ирония, эпатаж и нигилизм. Всё это сочетается в Чёрном квадрате, хотя на момент его создания ещё не существовало этого термина. Эта «картина» говорит всем, что пора выходить за рамки, пора мыслить по-новому путём отрицания всего старого, она эпатирует своей наглостью и иронизирует над зрителями и искусствоведами.

Тезис «художник так видит» можно перефразировать как «творите что-угодно, главное — это хорошо уметь продавать». И в этом и есть главный надлом предыдущей парадигмы и переход к массовому продвижению бездарностей и понторезов.

Вы можете спросить, а где здесь искусство?

Постмодерн убирает рамки. От чего зависит, будет ли произведение считаться искусством или нет? — От того, верят ли другие люди в него и готовы ли они платить за «это» деньги.

Чёрный квадрат стал искусством, потому что его хорошо продали. Говорите уверенно «художник так видит», выходите за рамки и ваши творения тоже будут искусством. Это — постмодерн. Чтобы выиграть в гонке, не надо бежать быстрее других, надо просто повлиять на судей.

  • Классика подразумевает подчинение жёстким канонам и правилам.
  • Модернизм переосмысливает правила, может обыграть их вспять, но все равно действует по правилам.
  • Постмодернизм выходит за рамки и как бы спрашивает — а судьи кто? Если одурманить судей, можно играть с правилами, выходить за рамки стандартных форм, стебаться над всеми, творить не за счёт своего материала, а за счёт отсылок к другим и так далее.

Сам термин «постмодернизм» появился в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» спустя примерно 2 года после Чёрного квадрата, в 1917 году.

Но эти два события — «Чёрный квадрат» и появление термина «постмодернизм» — лишь истоки, но не массовое распространение постмодернизма.

Чёрный квадрат создал новую парадигму, сказав — не важно, что рисовать, важно, как это преподнести. И люди в это поверили. Тут правда, стоит намекнуть на то, в какое время и перед кем разыгрывался этот спектакль. В другое время и в другом месте эти понты бы не прошли. Но раз прошли, можно это развивать и дальше.

Я упомянул о выходе за рамки стандартных форм. Если до этого существовала классическая скульптура, где нужно творить по канонам и соблюдать правила, то новоявленный постмодернизм начал являть миру новые уродливые формы — инсталляции и перформансы. Раз мы пропагандируем «гибель классического искусства», будем творить новое — выходящее за рамки стандартых форм. Например, перфоманс с Гомогенным роялем.

Феномен перформансев, инсталляций и прочих нестандартных форм хорошо отображён в следующих примерах:

  • Если наложить кучу под чьей-то дверью в подъезде — это инсталляция.
  • Если перед этим позвонить в звонок, — то будет перформанс.
  • Если в этом будет участвовать группа людей, — это будет хеппенинг.
  • Если в неё кто-то случайно наступит, — это будет энвайронмент.

Главная цель хеппенинга — высво­бождение энергии, энергии вполне абсурдистской.

Энвайронмент — это тот же хеппенинг, но менее активный по отношению к зрителю. Зритель может войти в энвайронмент совершенно незаметно для себя.

Мои примеры вполне укладываются в такие определения.

Вышеописанные порождения постмодернизма начались с 1950-х годов.

Но по-настоящему массовым постмодернизм стал сегодня.

Характерные черты постмодернизма (источник):

Курсивом буду выделять свои комментарии.

  • Плагиат и цитирование – коллаж из чужих идей. Автор более уже не является творцом, от этого он не перестает быть автором /как умно сказано/. Яркий пример — сериал South Park.
  • Плюрализм – отказ от канонов и авторитетов, ироничное отношение к классике и традиции. Вспоминаем Чёрный квадрат.
  • Неопределенность – сами правила создаются вместе с произведением, размывание прежних категорий жанра и дискурса. Писал об этом выше.
  • Эпатажность – намерение художника поражать, удивлять свою аудиторию неожиданными шагами, нарушением кажущихся общепринятыми норм и правил. Ещё один инструмент для деконструкции старой эпохи.
  • Многовариантность истолкования – тезис об отсутствии одной, единственно верной интерпретации произведения искусства. Продолжение предыдущего пункта.
  • Искусство как игра – выявление игрового характера искусства, отождествлений его с игрой, причем не с обычной, а с неклассической игрой, не имеющей заранее установленных правил и тех, кто выиграл и проиграл. Как иначе продать публике Чёрный квадрат? Играючи!
  • Фрагментарность – недоверие к «тотальному», ко всякого рода синтезу. Разделяй и властвуй. Хочешь победить старое, подели его на кусочки.
  • Утрата «я» – стремление автора к нивелированию своего присутствия в созданном им произведении и вытекающая отсюда «маска автора» или даже «смерть автора». Кто наложил инсталляцию? Лучше вам не знать.
  • Поверхностность — отказ от попыток исследования глубинных проблем, стремление к простоте и ясности, поверхностное отражение реальности, доминирование идеи, что мир нужно не понимать, а принимать. Современные соц.сети отлично отображают этот принцип.
  • Смешение высокой и низкой культур – стирание грани между элитарной и массовой культурами. Этот процесс уже давно идёт и без усилий постмодернистов.
  • Ирония, пародийность – истолкование иронии как средства, позволяющего находить истину; стремление не превращать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию. Наверно, единственная характеристика, которая мне искренне импонирует.  «Очень страшное кино» — пример чистейшего постмодернизма.

Постмодернизм в 2022

Что есть постмодернизм в современной культуре? Весь интернет — это постмодернизм.

Почему?

Интернет построен на отсылках в другим документам. Интернет начинался с HTML протокола, то есть HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки». Постмодерн построен на гипертексте. Играет роль не содержание, а игра с чужим контентом, ирония и всё описанное чуть выше.

Помимо структуры, интернет переполнен сарказмом, иронием, нигилизмом, поверхностью, эпатажем и прочим. Сущность интернета — постмодернизм.

В начале этой статьи я упомянул о смартфонах, как главном источнике современной культуры. Какой контент транслирует этот источник?

Современный контент можно охарактеризовать как отрывочный, поверхостный, ироничный и так далее. Это есть в телефоне каждого человека. Это — образ современного мышления и это — отнюдь не высокая культура в художественных галереях. Любой человек является творцом такой культуры, когда размещает что-либо в соц.сети. Это — то самое смешение высокой и низкой культур. Культура уже есть в смартфоне каждого — это наш век.

Почему я решил обо всём этом написать?

Я писал в начале, что думаете ли вы о постмодерне или нет, он есть в вас, как в человеке современной эпохи. Я с удивлением обнаружил, что у себя на Youtube создаю чисто постмодернистский контент. Даже не задумываясь о чём-то, мы можем его развивать и поддерживать.

К размышлению

Любопытно, что постмодернизм нацелен на обнуление старых ценностей, пропагандируя энтропию не только в изобразительном искусстве, но и во многих других направлениях человеческой деятельности. Другие направления — отдельный и очень развёрнутый вопрос. А ещё один вопрос — насколько это всё случайно?

Буду благодарен за распространение этой статьи на других сайтах и соц.сетях. Короче, репосты приветствуются:)

Продолжение этой темы: Постмодернизм — плюсы, минусы, выводы

Также читайте: Метамодерн — откуда пришёл и куда идёт

Постмодернизм — плюсы, минусы, выводы

В своей предыдущей статье я объяснял, почему постмодернизм сегодня касается каждого. Даже, если вы далеки от искусства, постмодернизм уже окружает нас всех и также касается всех.

Здесь я продолжу анализ этого культурного феномена.

Про «модернизмы»

Постмодернизм не появился ниоткуда. Уже само название содержит в себе предыдущее направление — модернизм.

Слово «modern» практически во всех европейских языках означает «современный». Такой же и характер всех этих течений — желание быть современными. Любая культурная эпоха приходит на замену старой ввиду необходимости перемен. Так устроено наше общество, оно должно быть в движении. Статика надоедает. Даже хорошая, добрая, правильная и разумная — рано или поздно она сменяется другим течением. Но общая черта всех модернов — ощущение культурной переполненности. Ощущение того, что всё уже было сказано до этого.

Модерн переосмысливает классику, постмодерн переосмысливает модерн, а метамодерн балансирует между модерном и постмодерном.

Разобраться в этом вопросе мне, среди прочего, помогли лекции Анны Виленской и Юлии Казанцевой. В музыке повторяется тот же принцип, что и в изобразительном искусстве:

художник так видит -> композитор так слышит

Если вам кажется, что вы слышите какафонию, то проблема в вас, т.к. вы не поняли посыла.

Постмодернизм это ещё и про обман и подмену понятий. С одной стороны, у нас тут всё так весело, иронично и нестандартно, а с другой — действует незримый императив — «зритель, ты ничего не понимаешь, это искусство».

Процитирую оправдание додекафонии и атональной музыки из вышеупомянутого видео:

Музыка — не для удовольствия. Кто сказал, что музыка — для удовольствия? Музыка может дать гораздо больше. Стоит попробовать понять. Ведь это — интересный и уникальный эксперимент.

Девушка, говорящая эти слова, искренне верит в это. Значит, «искусство» сработало. Выходит такая же история, как и с Чёрным квадратом. Хотите вырваться вперёд в гонке — выйдите за рамки соревнования, не пытайтесь обогнать соперников, задурманьте головы судьям и победа ваша.

Что может дать атональная музыка? Зачем терпеть это? Чтоб ощутить ужасы той эпохи? 1920-е годы — время весёлого джаза. Люди всегда от музыки хотели эмоций и удовольствия, особенно в тяжёлые времена. А додекафония — искусственный продукт, искусственно продвигавшийся в интеллектуальных кругах и там и оставшийся. Но это — лишь один из этапов зарождения постмодернизма.

Я привёл примеры из музыки. Можете послушать, что такое додекафония на ютюбе ради более полного понимания ситуации. Дальше пойдём по теории и философии постмодернизма.

Исторические предтечи

Постмодерн не уникален. Он во многом совпадает с предыдущими течениями, бывшими актуальными параллельно или незадолго до него.

К родственным направлениям в философии стоит отнести:

  • Релятивизм
  • Скептицизм
  • Нигилизм (в том числе этический)
  • Деконструкцию
  • Софизм

Постмодернизм жонглирует понятиями. Он может делать из них коллаж, иронизировать над ними, выходить за какие-угодно рамки, разрушать старые идеи — по сути, что угодно. Но от анархии его уберегает софизм, который утверждает, что доказать можно что угодно — даже ложное утверждение. Поэтому, в рамках постмодернизма можно легко отказаться от старого и обосновать что-угодно новое.

Приведу пассаж, который, прибегая к софизму, уничтожает ценность науки:

Реальность, знание и ценности создаются при помощи дискурсов; следовательно, они могут изменяться под их влиянием. Это означает, что дискурс современной науки, когда он рассматривается не с точки зрения его собственных доказательных стандартов, имеет не большее право на истину, чем другие альтернативные стратегии, такие как астрология и колдовство.

Интересное замкнутое умозаключение. Попробую его упростить и перефразировать.

Знание образуется в процессе коммуникации между людьми. Следовательно, посредством этих же коммуникаций знание можно и изменить. /Логично/ Далее. Если рассматривать идеи современной науки вне её же системы доказательств, то она лишается своей доказательной базы и становится аналогичной колдовству и астрологии. Тут уже сложнее.

Чтобы увести читателя в ложное направление, достаточно ловко подменить/испортить один тезис, и вся математика повествования пойдёт в другую сторону.

Что же подменили подменили в том абзаце?

Наука, в отличии от философии, опирается не только на идеи и рассуждения, но и на реальные факты, данные исследований и практические наблюдения. Нельзя так взять и сказать — давайте отбросим доказательные стандарты науки (так как они являются её же частью, а потому не объективны).

Доказательные стандарты упираются в физическую реальность, которую нельзя так просто взять отбросить и не рассматривать вообще. Но в упомянутом пассаже читателю навязывается некий дискурс, который должен его увести в сторону нигилизма с целью обесценивания науки как таковой. При чём, в данном случае, это — не скептицизм (который всё подвергает сомнению, но стремится к истине), а именно нигилизм (который полностью и безоговорочно что-либо отрицает).

Для того, чтобы разобраться только в одном абзаце, мне понадобилось приложить немало усилий и подробно это проанализировать. Вот он, — постмодернисткий софизм. А с моей стороны — скептицизм по отношению к постмодернискому дискурсу. Но чаще всего такую муть просто принимают на веру в виду красоты и умности изложения.

Процитирую другие источники, которые хорошо описывают суть постмодернизма

Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…такие понятия как «справедливость» или «правота»  утрачивают свое значение…» источник

Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. источник

Про плюсы и минусы постмодернизма источник

Достоинствами постмодерна являются:

  • критическое отношение даже к «очевидным» положениям,
  • прозорливость,
  • свобода мнений и творчества.

Недостатки постмодерна:

  • отсутствие «стержня» в виде принципов,
  • децентрализация жизни.

Будучи иррациональным учением, постмодернизм почти не даёт ответов, как человеку следует найти своё место под Солнцем (и следует ли вообще искать это место).

Итоги от себя

Я считаю, постмодернизм — несамостоятельная и временная культура. Это — культ ироничной энтропии, это — скрытая пропаганда хаоса и свержения старых ценностей.

При этом, постмодернизм не даёт конкретных ответов на важные вопросы (как писалось выше). Что это значит? Что это — пласт культуры и философии, являющися лишь подготовительным к следующему.

На замену постмодернизму приходит метамодернизм. А это — уже тема для отдельного разговора.

Ссылка на первую часть: История, критика и значение постмодернизма в 2022

Также читайте: Метамодерн — откуда пришёл и куда идёт