Размышления об эстетическом восприятии в фотографии

От чего зависит то, понравятся ли вам фото или нет? Представим ситуацию — вы заказываете фотографа. Он приходит с длинным объективом, он действительно давно работает и у него большой опыт. Но то, что он наснимал, вам не нравится. При чём, сложно даже сказать, почему. Просто что-то не так. Это может быть сложно описать, но чувство неудовлетворённости присутствует. Почему так бывает?

Я уже неоднократно писал о том, что от фотографа для профессиональной работы требуются опыт съёмок (это касается, впрочем, любой деятельности) и современная профессиональная техника. Но этих важных и необходимых вещей всё же тоже недостаточно для того, чтобы быть уверенными в том, что ваши фото будут такими, какими вы их хотите видеть.

Есть такое сложно передаваемое понятие, как эстетическое восприятие. Это — то, что мы считаем красивым, а что нет.

Понятно, что у всех людей вкусы разные. Это само собой разумеется. Правда, есть вещи, которые большинством людей будут восприниматься негативно. Например, какой то фотограф может хорошо работать со светом и цветом, но настойчиво кадрировать молодожёнов по суставы или головы. Такое явление широко распространено на майведе и большое количество людей считает это модным. Впрочем, люди, не знающие о такой «моде», будут испытывать явный дискомфорт при созерцании отрезанных конечностей. Кто-то может любить снимать всех подряд под углом 45 градусов. Кому-то по вкусу снимать во время свадьбы домашних животных и случайных прохожих.

Однако, существуют вполне конкретные законы композиции, цветовосприятия и другие понятия, которым учат студентов художественных институтов. Давайте их упомянем:

  • Соподчинение
    Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта, которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных — оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.
  • Единство
    Закон единства/целостности композиции считается соблюденным, если при охвате изображения взглядом оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные части. Должно ощущаться наличие притяжения между элементами, они должны подходить друг другу. Также должен ясно различаться смысловой центр композиции.
  • Равновесие
    Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.

Это очень правильные вещи, лежащие в основе эстетического восприятия большинства людей, не зависимо от их уникальных предпочтений. К сожалению, 99% людей с фотоаппаратами не имеют о них понятия. Куда проще полагаться на принцип «художник так видит» или «правила созданы для того, чтобы их нарушать» (даже если их не знаешь).

Говоря об эстетике, её можно или чувствовать интуитивно или же научиться в специализированных заведениях, как об этом писалось выше. Сегодня люди, берущие фотоаппараты в руки, самоуверенно полагаются на своё творческое видение. Ведь фотографии нигде в Украине полноценно не учат, да и не все хотят учиться. Соответственно, никаких мерил, аттестаций и лицензирования такой деятельности у нас, к сожалению, пока что не существует (в отличии от более развитых стран). Для клиента это усложняет процесс поиска нормального фотографа (необязательно хорошего, хотя бы нормального).

Какой может быть вывод из этого? Заказывайте услуги по профессиональной фото и видеосъёмке на этом сайте и вы точно не пожалеете:)