Рано или поздно каждый уважающий себя фотограф понимает необходимость работы со светом. Тогда и возникают вопросы: Какое мобильное освещение выбрать? Что лучше: фотозонт или софтбокс? Зонт на отражение или на просвет? и т.д.

В этой заметке я рассмотрю компактное и недорогое осветительное оборудование для мобильных съёмок.

Итак, вот мой арсенал:

 

1) вспышка CANON Speedlite 550EX (модель древняя, но служит верой и правдой)

2) вспышка Yongnuo YN 560 (ничего плохого сказать не могу)

3) маленький складной софтбокс (более удобный в транспортировке, чем надуваемый)

4) большой надувной софтбокс (относительно большой — процесс надувания несколько неудобен)

5) радиосинхронизаторы Yongnuo (незаменимая вещь)

6) крепление для вспышки со шнуром синхронизации (пользуюсь редко)

7) комбинированный фотозонт: на отражение и на просвет (must have)

8) подставка для расположения вспышки отдельно, без штатива (иногда спасает)

Стойку для вспышки и штатив для фотоаппарата я не упоминал, они подразумеваются по умолчанию.

Приступим к сравнению.

Параметры съёмки: ручной режим, выдержка 1/160 f/9, ISO 500.

В подписи к слайдам: мощность вспышки + описание.

1/64 вспышка без ничего1/16 вспышка со встроенным рассеивателем1/16 софтбокс (маленький)1/16 софтбокс (маленький)+рассеиватель на вспышке1/64 софтбокс (большой)1/16 софтбокс (большой)+рассеиватель на вспышке1/16 вспышка в зонт на штативе справа на отражение1/16 вспышка на штативе справа в зонт на просвет1/16 софтбокс справа на штативе большой1/16 софтбокс справа на штативе маленький1/64 большой софтбокс на креплении на фотоаппарате
Кадры 1,2. Как ни странно, в случае с отражающими поверхностями встроенный рассеиватель только мешает из-за появления лишних бликов.

Кадры 3,4,5. На этих снимка видно, что разница между софтбоксами проявляется лишь в степени гашения света. Теневой рисунок очень похож.

Кадр 6. Здесь отчетливо видно, что софтбокс лучше всё-таки использовать вместе с рассеивателем, встроенным во вспышку. И второй софтбокс ведёт себя с рассеивателем лучше, чем первый.

Кадр 7. Использование зонта на отражение сразу же делает свет значительно мягче. Да и смещение источника освещения с оптической оси фотоаппарата позволяет значительно лучше передавать объём фотографируемого объекта.

Кадр 8. Здесь хорошо видно, что зонт на просвет в данном конкретном случае является лучшим решением. Исчезло отражение зонта внизу, тени и блики стали ещё мягче, чем в предыдущем варианте.

Кадры 9-10. Свет от минисофтбоксов явно уступает свету, полученному с помощью фотозонта. Конечно, тени мягче, чем если бы мы светили вспышкой напрямую. Тем не менее, я их нахожу неудовлетворительными. К слову, в этой статье нет сравнения с полноценным студийным софтбоксом в силу того, что они неудобны для транспортировки.

Кадр 11. Последний вариант мобильного освещения: прикрепление вспышки с софтбоксом сбоку от фотоаппарата с помощью специального крепления. Выглядит это так. Конструкция выходит громоздкой, зато мы имеем возможность носить это все с собой:) То бишь сместить источник света с оптической оси фотоаппарата, не прибегая к использованию стоек. Кадр получился лучше, чем при использовании вспышки в лоб. Тем не менее, резкая тень (если мы только сознательно этого не хотим) портит впечатление от снимка. Впрочем, тут уже зависит от условий и целей съёмки.

Подводя итог.

Мини софтбокс хорош для использования при репортажной съёмке. Размещать их стоит на вспышке на фотоаппарате. Таким образом, мы добьемся мягкого освещения лиц людей. Выбирая из двух вышеупомянутых софтбоксов, я предпочитаю меньший по размерам. Почему? Собственно из-за размеров и отсутствия необходимости надувания и сдувания.

Если же мы говорим о художественной съёмке, то выбор однозначно в пользу фотозонта. Используя вспышки с фотозонтами на стойках, вы получите практически настоящую мобильную фотостудию. Использовать ли зонт на просвет или на отражение — зависит от ситуации. Зонт на отражение дает большее световое пятно, т.е. позволяет осветить большую площадь. Знот на просвет же требует близкого расположения к объекту и даёт несколько другое свето-теневой рисунок. Надо смотреть по ситуации. Но зонт должен быть универсальным.

Статья для новичков: как пользоваться вспышкой?