Сейчас ощущается агрессивный маркетинг и мощный наплыв фотоаппаратов со сменными объективами на беззеркальной системе. Этим болеют все крупные производители. Особенно: Sony, Panasonic, Olympus и Fuji. По сути, они практически отказались от зеркальных моделей. И теперь все маркетинговые усилия направлены на превозношение этих устройств, любительских по своей сути.беззеркальные фотоаппараты обзорЯ бы нормально на это смотрел, если бы беззеркалки стоили и позиционировались как аппараты для фотолюбителей. Но агрессивные рекламные и PR кампании явно направлены на то, чтобы оттяпать и кусок профессионального сегмента. Здесь я уже в корне не согласен.

Также меня обескураживает реакция публики в интернете на критику всех любимых беззеркалок. Как будто покушаешься на святое. Сказать что-то плохое о новых Panasonic, Olympus или Sony — значит навлечь на себя гнев и агрессию от массы людей, явно не имеющих представления о профессиональной фотосъёмке. Или от оплаченных блоггеров.

С чего всё началось?

Моё близкое знакомство с беззеркалками началось с Panasonic GH5. Бесспорно, это отличная камера для видео. Но рассматривать серьёзно рассматривать этот девайс для фото нельзя. Когда я сказал, что мне её дали на тест, первая реакция нескольких знакомых фотографов была такой:

(знакомый фотограф): какой там сенсор?
(я) 4/3, то есть половина полного кадра
(знакомый фотограф) сколько она стоит?
(я) 2000$
(знакомый фотограф) Более 50 000грн за это??

Дальше недоумение и смех. Это реакция людей, много лет зарабатывающих на фотографии, и не знакомых с информационным шумом, окружающим такие устройства.

Я уже писал о том, стоит ли переходить на полный кадр и почему APS-C хуже FullFrame. В случае с беззеркалками Olympus и Panasonic мы имеем дело с матрицами ещё меньшего размера, чем APS-C. Вкратце, это подразумевает:

  • матрицы фотоаппаратовхудшую детализацию и цветопередачу
  • более узкий динамический диапазон
  • меньшую светочувствительность при съёмке в темноте
  • более тёмные объективы (f/2.8 на ФФ и f/2.8 на 4/3 — совсем разные вещи)

Зато производители рассказывают о массе очень полезных функций.

Честно, я не знаю, зачем мне брекетинг по балансу белого…но это мелочи. Практически во всех новых беззеркалках есть 5-осевая матричная стабилизация!

5 осевая стабилизацияИтак, что даёт 5-осевая стабилизация?

В одном обзоре блоггер хвастался, что смог снять с рук кадр с выдержкой 15 секунд благодаря этой фишке. Молодец. И что дальше? Я не могу придумать, где бы мне это понадобилось в профессиональной деятельности. При съёмке людей это бесполезно. Выдержка так или иначе должна быть короткой для отсутствия смазов. Для предметной съёмки нормальные фотографы пользуются импульсным светом. Пейзажная фотография — некоммерческое направление. У меня всего лишь один объектив со стабилизатором и я об этой функции очень редко вспоминаю при фотосъёмке.

Нельзя сказать, что стабилизатор бесполезен. В нём есть смысл. Но его роль очень очень преувеличена в рекламе. Напомню, я сейчас разбираю только фотографию.

30-60 кадров в секунду

gopro+gh5Ещё одна фишка беззеркалок — суперскоростная съёмка. Хотите запечатлеть гепарда в прыжке? Да, поможет. За это у нас заплатят? Хм.

Даже скромные 7 кадров/секунду в 5D mark III мне редко нужны.

Кстати, у меня есть отличная беззеркальная камера — Gopro Hero 4 Black. Тоже снимает фото 30 кадров в секунду.

Сила маркетинга

В целом, когда рассказывают об этих устройствах, делают большой упор на функционал. Рассказывают, как много умеет девайс, и как это всё может и должно пригодиться фотографу. То есть, исходят не из реальной потребности фотографа (ГЛАВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ — ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ФОТО), а говорят — оно это всё умеет, значит это круто.

Всё дело в начинке

Если фотоаппарат технологически ограничен размером матрицы, значит нужно делать упор на функционал. Это очень похоже на то, что бывает, если взять в руки мыльницу вроде Canon IXUS. Обилие режимов собьёт с толку даже опытного фотографа: пейзаж, ночной пейзаж, портрет, ночной портрет, праздник, ручной режим, гиперручной режим,  гиперпрограммный режим и т.д.

Для чего это нужно?

Чтобы человек взял это в руки и подумал: вау, как круто, я не мыльницу купил, а очень сложный и почти профессиональный фотик. То же самое и здесь. Много полезных функций нужно для того, чтобы продавать фотоаппараты новичкам и фотолюбителям. Качество изображения с беззеркалок на системе 4/3 не дотягивает до полного кадра даже позапрошлого поколения (Canon 5D mark II, Nikon D700), что уже говорить о современных устройствах.

Но подождите, ведь есть ещё полнокадровые беззеркалки Sony!

фотоаппарат sony a7 s r iiЗдесь сложнее. Технически они могут похвастаться очень внушительными характеристиками. И супер высокие ISO и разрешение и динамический диапазон. Улыбку у меня вызывает ситуация с объективами. Всем очень рекомендуется брать переходник и вешать различный мануальный хлам на камеру за 2-3 тыс. долларов. Ведь выбор родных объективов:

а) скуден
б) стоят они невменяемых денег
в) фокусируются они посредственно (в сравнении с зеркалками)

Добавим к этому крайне неудобный форм фактор, дохлые батареи и сомнительную цветопередачу.

  • Цветопередача — параметр очень субъективный, здесь сложно спорить.
  • Батареи можно постоянно менять.
  • Главное, что мне не нравится в Sony, это не эргономичный дизайн. Держать в руках крайне неудобно. Снимать тоже.

Итого

Беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой — актуальный тренд, задаваемый компаниями-производителями. Насколько он приживётся — покажет время. Я считаю, что беззеркалки не смогут потеснить зеркальные фотоаппараты из профессиональной ниши. Так ли это, покажет время.

P.S. Уверен, что эта статья многим не понравится. Есть такой психологический момент — каждый хвалит своих баранов. Если человек уже купил себе беззеркалку Sony или Olympus, едва ли он согласится с критикой своих инвестиций.  С другой стороны, есть люди, которые попользовались Canon, потом перешли на Sony или наоборот. Всё индивидуально и познаётся в сравнении.