Крестины я снимаю довольно часто. Как фото, так и видео. Мне на самом деле очень нравится этот вид съёмки. В православных церквях красиво, атмосферно и мне приятно там находится. Но этот вид съёмки имеет массу нюансов. К простым его не отнесёшь.

Разделю съёмку крестин на такие 4 аспекта:

1. Техника
2. Свет и цвет
3. Ракурсы
4. Происходящее

1. Фототехника для съёмки крестин.

Начинаю с техники, т.к. без хорошей оптики и приличного полнокадрового фотоаппарата снимать в церкви и брать за это деньги — надувательство клиентов. Нельзя там нормально снять на кроп и 18-55. Какими бы прямыми ни были руки. Даже на полный кадр и 24-105 f4 — тоже печаль. В последнем случае всё-таки можно конечно, но будет уныло. И вспышка не спасёт. Кстати, от вспышки я бы рекомендовал вообще отказываться во время обряда.

Есть два адекватных варианта:
24-70мм f2.8
набор фиксов

Я последнее время чаще всего снимаю на 24-70мм f2.8 и 14мм f2.8. Этих двух объективов хватает с головой. Второй вариант: 14мм, 35мм и 85мм.

фото крестин в михайловском соборе

Фиксами можно снять даже красивей (за счёт 85мм f1.8), но совсем не так удобно. Слишком быстро приходится их менять. Казалось бы, обряд довольно статичный, но вам как фотографу нужно добиться разноплановости и запечатлеть все ключевые события. Поэтому с зумом проще. Правда, если церковь очень тёмная, то диафрагмы f2.8 будет мало. Тогда Canon 35mm f2.0 IS оказывается очень кстати. На выдержках 1/30 или 1/40 без смазов просто спасает.

крестины backstage

Дорогие фиксы L-серии с диафрагмами f1.4 или f1.2 мало помогут, т.к. на таких диафрагмах малая глубина резкости не позволит держать в фокусе даже нескольких человек. Свой полтинник Canon 50 f1.4 на крестинах я не открываю больше f2.

2. Свет и цвет.

Освещение в церквях очень сложное. Во-первых его мало. Во-вторых, свет в 90% контровой. В-третьих, нередко свет жёлтый до безобразия (когда включают искусственные лампы или же в деревянных церквушках с естественным светом). Правильный баланс белого я предпочитаю выставлять сразу же во время съёмки. А учитывая контровой свет, снимаю в полностью ручном режиме. Автоматическая экспозиция даёт много брака в таких условиях.

Итак, когда света мало, есть две возможности с этим справиться:

  • подсвечивать вспышкой
  • или использовать светосильную оптику на высоких ISO (2000-4000).

В случае с фотографией обряда крещения, второй вариант намного предпочтительней. Причин тому несколько:

  • вспышка отвлекает присутствующих и может раздражать маленьких детей;
  • вспышка подсветит передний план, но не осветит всё помещение;
  • вспышка убивает атмосферность фотографий в церкви;
  • проблемы с балансом белого, об это подробней ниже.

Почему крестины лучше снимать без вспышки?

Когда в помещении очень жёлтый свет, а вы будете светить белой вспышкой, у вас будет сильно отличаться цветовая температура людей на переднем плане и всех остальных, до кого не добил свет вспышки (даже если вы работаете с отражателем или софтбоксом). Можно пытаться с этим справиться с помощью гелей на вспышку, но с этим сложно угадать и результат мало предсказуем. Например, вы оденете жёлтый гель, а цвет в церкви будет более оранжевым или наоборот. Плюс разница в цветовой температуре между передним планом и задним будет колебаться от фокусного расстояния и точки съёмки. Это всё большая головная боль как во время съёмки, так и потом на обработке. Поэтому, я предпочитаю снимать весь обряд без вспышки, но одевать её в конце для общей фотографии внутри храма.

Правда, чтобы позволить себе снимать в полумраке без дополнительного света, вам понадобиться хорошая техника, о чём я писал в первом пункте.


3. Ракурсы.

Фотограф ограничен в передвижениях при съёмке обряда крещения. Особенно, если храм небольшой. Очень часто крестины проводят в небольших часовнях, так что места у вас будет немного. Обычно фотограф стоит в одном месте около купели и может перемещаться в радиусе нескольких метров. Поэтому нужно играть с фокусными расстояниями. Для этого и нужен набор фиксов или светосильный зум. Прийти в церковь с одним полтинником конечно можно, но фотографии будут одноплановыми и повторяющимися. В больших храмах можно позволить себе обходить всех присутствующих и найти больше ракурсов, но это скорее роскошь.

фотограф на крестины киев

 

4. Происходящее.

Чтобы хорошо снимать крестины нужно знать обряд наизусть. Тогда вы сможете вовремя менять объективы и ничего не пропустить. Если вы только начинаете, будет полезным посмотреть полные видеозаписи крещений и запомнить для себя их ключевые моменты.

Общие рекомендации.

Фотограф должен быть незаметным и не мешать окружающим. Под окружающими подразумеваются участники обряда и видеооператор.

Я часто снимаю крестины на видео, добавлю с позиции видеооператора:

— выключайте звук подтверждения фокусировки;
— переводите затвор в режим тихой съёмки;
— не снимайте стоя близко к оператору.

Все щелчки затвора и пикание фотоаппарата будут очень отчётливо слышны на видеозаписи.

Если вам нужно отойти назад, посмотрите сначала себе за спину, а потом шагайте. Нередко наблюдал, как девочки с фотоаппаратами смотрят в видоискатель, при этом пятятся назад и задевают лампадки, свечи или видеоштатив. Как я писал выше, места в церквях мало. Если крещение снимается одновременно на фото и видео, нужно быть вдвойне осторожными в своих передвижениях.

Всё вышеописанное в равной мере актуально и для обряда венчания.

Также читайте: