Очень часто можно услышать вопрос — как фотографу найти клиентов? Это вопрос о том, как будет формироваться дальше свадебный рынок фотографии. Потому что, вот уже подошёл под возрастной барьер тех людей, которые перестали рождаться в 90-е годы. Ребятам, которые родились в 95- 96 годах на сегодняшний момент 21 год, т. е. они начали уже жениться. Но фокус в том, что 92- 93 года – это года демографического провала. И фактически нас ожидает снижение количества свадеб, что приведет к снижению заказов на съемки. Поэтому очень полезно задуматься над тем, из чего состоит рынок свадебной фотографии и куда он пойдёт дальше. Какие условия зависят от вас, какие условия зависят не от вас.

Давайте вообще подумаем, что такое рынок.

Подумаем для того, чтобы ответить на вопрос что мы будем делать, когда все переженятся. Рынок это некое пространство, в котором формируется два очень важных процесса:

1) люди что — то предлагают
2) люди что — то потребляют.

У одних есть потребность женится, и красиво как-то это обставлять. У вторых людей есть потребность принадлежать к индустрии, которая предоставляет свои услуги и, конечно, получать за это свои деньги. Так вот на сегодняшний момент если взять рынок свадебной фотографии, то рынок мы имеем развитый, самодостаточный во многих городах. Он полностью сформировался и достиг своего потолка. И этот рынок в некоторых местах просто насыщен, а в других перенасыщен — это первый фактор того, что рынок вступает в зону кризиса. Что такое кризис? Кризис — это потребность в переменах, потребность в том, чтобы что-то начало кардинально меняться.

Итак, мы имеем рынок, который перенасыщен, второй момент — мы имеем предтечи экономического кризиса. Вот эти два момента:

  • демографический спад
  • продолжающийся экономический кризис.

На эти две составляющие фотограф повлиять не может никак. Третий элемент в принципе согласован с первым и вторым: в связи с тем, что многих кризис все таки коснулся, люди начали экономить. Многие даже начали переносить свадьбы или вообще отказываться от свадеб до лучших времен. Во-первых, многие стали экономить. Во-вторых, есть еще один такой фактор, что идёт 2017 год. Его считают таким переломным и не очень хорошим. Так что хотим мы этого или нет, но у людей возникает психологическая реакция, которая им принадлежит. Люди напуганы и они что-то с этим будут делать.

Поэтому, получается такая вот ситуация: рождаемость упала, то есть физическое наличие людей минимально, рынок перенасыщен. Выходит, что людей с фотоаппаратами, которые предлагают свои услуги на душу брачующихся, намного больше, чем самих брачующихся. Добавим к этому високосный год, плюс экономический спад и плюс то, что 2018 год тоже не обещает радостных экономических тенденций в Украине.

У многих фотографов, которые специализируются не только на свадьбах, наблюдается спад количества заказов. То есть, с каждым годом они всё меньше продают свои услуги. Почему даже у опытных фотографов со стажем всё чаще возникают вопросы — где брать клиентов и как найти заказы?

Ситуация на самом деле неутешительная. Я уже писал раньше о состоянии рынка фотографии, подкрепляя свои слова статистическими данными. Это было 2 года назад и ситуация мало поменялась. Возможно, многим придётся искать себя на другом поприще. Так или иначе, рынок будет саморегулироваться. Если предложение от людей, желающих фотографировать, будет продолжать значительно превышать спрос на такие услуги, рано или поздно, этим людям надо будет смотреть на другие направления для заработка. Впрочем, не обязательно бросать фотографию. Стоковая фотография опирается на мировой рынок, который находится в куда лучшем состоянии, чем украинский, и там перспективы куда более широкие. Возможности есть всегда. Было бы желание.