T-stop – это параметр, показывающий, сколько света пропускает объектив. В отличии от f-stop (величины диафрагмы), t-stop непосредственно указывает на то, насколько в реальности светосилен объектив.

Всем привычный параметр f-stop говорит о лишь размере относительного отверстия объектива, через которое попадает свет на матрицу фотоаппарата. Но чтобы определить эффективную светосилу, нужно также учитывать сколько света поглощается линзами объектива. Величина t-stop указывает на эффективное количество света, которое пропускает тот или иной объектив.

Маркировка t-stop встречается на объективах, рассчитанный на съёмку видео. Эти модели имеют плавный ход диафрагмы без ступеней, к которым все привыкли в фотообъективах. Так, к примеру, Samyang 8mm f3.5 – это фотообъектив, а Samyang 8mm t3.8 больше предназначен для видео.

Параметр t-stop объясняет, почему разные объективы на абсолютно идентичных диафрагмах дают разное по свету изображение. Объективы с максимальной диафрагмой f4 будут давать заведомо более тёмное изображение по сравнению с более светосильными  (к примеру с f2) на идентично установленных диафрагмах.

Ещё t-stop показывает разницу между объективами с одинаковыми на первый взгляд параметрами. Ниже будут приведены таблицы с сайта dxomark.com,  демонстрирующие этот факт.

сравнение canon 24-105 f4 is и canon 24-70 f4 is

На скриншоте выше видно, почему Canon 24-70 f4 IS интересней, чем более старая модель Canon 24-105 f4 IS. Без этого теста сложно понять, почему надо платить больше за объектив с такой же максимальной диафрагмой, но меньшим зум-диапазоном.

Ниже сравним Canon 24-70mm f2.8L с фиксами.

canon 24-70mm f2.8L vs canon 24mm f2.8

 

Эта таблица показывает, что копеечный Canon EF-S 24mm f2.8 STM выигрывает по светопропускающей способности  Canon 24-70mm f2.8L, стоящего в разы больше (впрочем, на этом его оптические преимущества заканчиваются).

Отличия между f-stop и t-stop не заканчиваются на тестовых таблицах. В реальных условиях невооружённым глазом сразу видно, где более светосильный объектив. Это проявляется в лучшей проработке теней и в целом более воздушной картинке. Поэтому фиксы настолько интесней зумов.

142