Фотофорум 2013: краткий отчет

Это стало доброй весенней традицией – проведение выставки для профессионалов и любителей фотографии в одном из самых живописных мест – в парке Сокольники. Каждый год, по едва оттаявшим аллеям парка на выставку устремляется заинтересованный люд, чтобы поближе ознакомиться с новинками, завязать полезные знакомства, встретить старых друзей, да и просто потусоваться.

Московский «Фотофорум» проводится спустя почти два месяца по окончании всемирного шоу PMA в Орландо, и, как правило, на нем можно было ознакомиться с «горячими» новинками, которые пока не поступили в продажу в России. Но не в этот раз. Производители и дилеры стали более расторопными. Так, нашумевшая в Орландо «камера-блокбастер» от Canon EOS 7D Mark II, к началу «Фотофорума» уже появилась в продаже. Тем не менее, где, как ни на выставке можно испытать новинку собственноручно – подержать в руках, сделать несколько снимков в различных режимах, да еще и сохранить их на собственную карту памяти. Из-за этого на стенде Canon было особенно многолюдно: чтобы «примерить» эту камеру «на себя», стояла настоящая очередь из профессиональных фотографов.

Традиционно, основное внимание публики было сосредоточено на стендах маститых брендов – производителей фотооборудования. И, что примечательно, почти все образцы фототехники можно было испытать в деле: например, произвести серию снимков новой камерой Pentax на собственную карточку памяти, а затем распечатать отснятый материал на стендах EPSON или Fujifilm. Столь подробный уровень ознакомления с новинками фототехники раньше был доступен лишь некоторым, а сегодня это стало нормой. Налицо тенденция: стоимость одного снимка неумолимо стремится к нулю – так что снимайте сколько угодно и как угодно, расходы на «бесплатную» демо-печать на стенде компании с лихвой окупятся доходом от массовых продаж нового оборудования.

В общем, на площадках гигантов фотоиндустрии было шумно и многолюдно, грохотали презентации, шли лотереи и розыгрыши, велась активная раздача сувениров, брошюр и буклетов. Все как всегда, лишь слегка изменилось оформление стендов и ассортимент экспонатов. В обзоре этих стендов буду краток.

Konica Minolta специально для тестовых съемок построила мини-композиции в традиционном японском стиле, дабы посетили смогли унести домой не только стандартные кадры с выставочными интерьерами, а что-то поинтереснее.

На стенде Olympus активно продвигали на рынок систему «4:3», новинка, поддерживающая ее — Olympus STYLUS 1 была представлена на их стенде аж в 4-х экземплярах, чтобы каждый мог свободно, без всякой очереди, ознакомиться с камерой.

Компания Matsushita Electric, производитель камер Lumix/Panasonic, как показалось, решила сдвинуть массовый брэнд Panasonic на второй план, их стенд выглядел весьма солидно и всем своим видом подчеркивал принадлежность камер Lumix к элите фотографии. Кстати, на вопрос «Будет ли у вас камера со сменной оптикой?» я не получил отрицательного ответа. Время покажет, что это будет за камера. Наверняка это будет плод тесного сотрудничества с той же самой Leica.

Sony сотрясала воздух презентациями и заманивала публику фотомоделями ангельской внешности, которые демонстрировали публике последние фото- и видео- новинки фирмы под громоподбный голос ведущего.

А Canon и Nikon, компании, лидирующие на рынке фотооборудования, без лишнего шума и гама собирали вокруг своих стендов толпы поклонников и желающих ознакомиться с их новшествами. Все просто и по-деловому.

Mega OIS от Lumixдемонстрационный стенд Konica Minolta и приз, полученный компанией за внедрение AntishakeВ этот раз нельзя было не обратить внимание на стремление производителей донести до массового сознания суть новых технологий в максимально доступной форме. Например, зачем вообще нужна система подавления вибраций в фотоаппарате и как она работает? Для этого на площадке Lumix/Panasonic стоял специальный вибростенд, на котором были расположены  две идентичные камеры, снабженные системой подавления вибраций Mega O.I.S. У одной камеры эта система была включена, у другой – нет. Изображения  с обеих камер выводились на телеэкраны и посетители могли сами, воочию убедиться в эффективности Mega O.I.S. Если крутить в руках блок с датчиками, будет видно, что матрица мгновенно смещается в стороны, противоположные движениям руки.

Особое место организаторы выставки уделили мобильной фотографии. Для экспозиции, посвященной мобильному фото даже отвели отдельный павильон, в котором были представлены как мобильники с «фото-глазками», так и плоды их «работы». Налицо процесс совершенствования встроенных в телефон фотокамер – растет разрешение матриц, улучшается качество оптики и процессинга изображений. Как известно, недавно компания Samsung выпустила телефон с 12-МП фотокамерой… или 12-МП фотокамеру со встроенным телефоном. Кажется, скоро мы будем путаться в названиях, какое из устройств больше заслуживает звание «фотоаппарат», а какое – «телефон».  Сама же выставка мобильного фото чем-то напомнила такое явление, как «ломо-графию»: составление коллажей из фотокарточек, полученных с помощью советского фотоаппарата «Ломо-компакт-автомат». Все снимки довольно удручающего качества, но если их располагать друг относительно друга определенным образом, можно создавать довольно необычные композиции…

«Фотофорум 2013» закончился. В этом году выставка была достаточно пресной и, даже можно сказать, скудной на удивительные новинки. И вот почему. Сейчас развитие цифрового фото находится на переходном этапе. Цифровые компакт-камеры уже перестали нас удивлять, они уже стали достаточно доступными для массового покупателя, и по количеству «наворотов» вполне его удовлетворяют. Тоже самое можно сказать и о цифровых «зеркалках» профессионального и «продвинутого» уровня. Здесь крайне сложно придумать что-то новое и революционное. А доступные зеркальные камеры для фотолюбителей, у которых фотография является творческой отдушиной в мире серых будней, пока еще не вышли в свет. И в этом году как раз ожидается выпуск «народных» цифровых SLR-камер. Просто пока не пришло время.