Постобработка и цветокоррекция пейзажных фотографий

Лично я сторонник минимального вмешательства в фотографии. Подход к фотосъёмке в духе «если что в фотошопе замажем» мне чужд. Мастерство фотографа в том, чтобы сделать кадр, не нуждающийся в дополнительной обработке. Цифровая фотография и современные программы постобработки (Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, пакет фильтров Nik Software Color Efex Pro)  очень разбаловали современных фотографов.  Тем не менее, с другой стороны, цифровая фотография открывает широкие горизонты по художественной обработке снимков.

В этой статье я проведу общий обзор вышеуказанных программ. Хочу упомянуть, что работать нужно исключительно с RAW файлами. Если кому-то привычно обрабатывать фото в jpeg, я настоятельно рекомендую избавляться от этой привычки.

Главный минус RAW — большой размер файлов. Из этого следуют: пониженная скорость съёмки, быстрая заполняемость карты памяти в фотоаппарате, длительная конвертация в jpeg. Я лично всегда снимаю в обоих форматах сразу: RAW+jpeg.

Какие плюсы RAW? Формат RAW обладает более глубоким динамическим диапазоном. Простыми словами, если вы видите, что на фотографии небо белое, в jpeg вы вряд ли сможете «вытащить» из него облака. В RAW можно проявить то, чего не видно с первого взгляда.

В программе Lightroom есть возможность коррекции экспозиции. То есть вы уже после съёмки можете программно менять её настройки: корректировать баланс белого, контраст, насыщенность, яркость, исправлять провалы в тёмных и светлых местах. Lightroom предназначена для цветовой коррекции фотографий. Но при съёмке портретов, как правило, возникает ещё и необходимость в ретуши. С этим справляется всем известный Adobe Photoshop, хотя лично я предпочитаю пользоваться Corel Photopaint. Не буду останавливаться на особенностях ретуши в этих программах, т.к. это тема для отдельного цикла статей.

В заголовке статьи я упомянул пейзажную фотографию. Постобработка пейзажных снимков — дело творческое и непростое. Интересные возможности предоставляет пакет фильтров Nik Software Color Efex Pro.

Я обращу внимание на плагины Software HDR Efex Pro и Nik Software Silver Efex Pro.

Software HDR Efex Pro используется для получения HDR изображений.

Фильтр Software Silver Efex Pro очень удобен для получения оригинальных чёрно-белых снимков. С его помощью можно состарить фотографию, преобразовать в ч/б с корректировкой по отдельным цветовым каналам и т.д. Примеры использования:

 

Слева — исходное фото; посередине — чб фото, сделанное с помощью Nik Software Silver Efex Pro; справа — HDR изображение, сделанное с помощью Software HDR Efex Pro.

Напоследок хочу вернуться к тому, с чего начинал. В хорошей фотографии эффекты — лишь дополнение. Стоит помнить, что снимок делается во время съёмки, а не после — в процессе коррекции и дополнительной обработки на компьютере.

Как проводить предметную фотосъёмку?

Расскажу о проведении предметной фотосъёмки на примере подготовки каталога продукции для компании ООО «Стиролбиофарм».

Из чего состоит подготовка к предметной фотосъемке?

  • Подготовка объекта фотосъёмки
  • Выбор фона
  • Выставление освещения
  • Поиск удачных ракурсов
  • Настройка фотоаппарата

Подготовка объекта (предмета) съёмки

Подготовка объекта съёмки не менее важна, чем все последующие этапы фотографирования предмета.В идеале, предмет должен быть чист, без изъянов и дефектов. На практике, приходится иметь дело с тем, что предоставляет заказчик. Остальное — область постобработки.

 Выбор фона

столик для предметной съемки

Отличным решением будет использование профессионального студийного фона. Если такого нет под рукой, как это было в моём случае, нужно искать другой выход из ситуации. В моём случае это был лист А3, на котором я располагал упаковки для фотографирования.

Выставление освещения

Здесь всё зависит от того, какие цели перед собой ставить и каким оборудованием вы располагаете. У меня не стояла цель получить полностью однородный фон. Идея состояла в том, чтобы наиболее презентабельно представить продукцию компании. Из освещения в моем распоряжении 2 вспышки с радио синхронизаторами. Вот так выглядела схема освещения:

Свет от вспышки №1, отражённый от листа бумаги выполнял роль рисующего света. Вспышка №2 давала контровый свет, освещая фон и боковую стенку коробки с препаратом. Таким образом удалось достичь эффекта объёма и глубины на фотографиях.

Для сравнения можно посмотреть на старую фотографию в каталоге продукции компании и новую после мое фотосессии.

 

А вот так выглядела импровизированная студия на территории заказчика:

 

Поиск удачных ракурсов

Если вам предстоит съёмка серии предметов, как в моём случае, выберите один удачный ракурс и остановитесь на нём. При размещении продукции в каталоге фотографии должны быть унифицированными: одна схема освещения, один ракурс.

Настройка фотоаппарата

Та же ситуация с настройкой экспозиции: ручной режим без изменений. Находите оптимальные параметры и не меняете их. Иначе фото будут выглядеть вразнобой. В моём случае это: f/18 ISO 250 фокусное расстояние 55мм (объектив Canon 24-70 2.8L macro). Закрытая диафрагма нужна для максимальной резкости при съёмке с близкого расстояния.

В общих чертах, собственно всё. Здесь я описал пример моей работы. Понятно, что есть масса других способов реализации предметной фотосъёмки.

Дата написания: июнь 2013

Свежее видео:

Как проводить ночные фотосессии?

Ночь – время, когда всё вокруг меняется. Фотографии ночью могут приобрести особый шарм и обаяние, если к фотосессии грамотно подойти.

Подготовка модели.

Фотографируясь ночью, девушкам стоит особенное внимание уделять своему макияжу и гардеробу.

На фотографиях, особенно при ночной съемке, к макияжу нужно подходить иначе, чем в  повседневной жизни. Все хотят на фото выглядеть ярко, но надо учитывать, что грань между ярким и вульгарным макияжем на самом деле тонка. Ваш макияж должен быть продолжением вашей индивидуальности и подчеркивать все достоинства и скрывать недостатки. Важное правило макияжа, которое никогда нельзя нарушать: при создании яркого макияжа состояние вашей кожи должно быть безупречно. При профессиональной фотосъемке будут видны все дефекты и изъяны кожи, поэтому следует заранее побеспокоится о её хорошем состоянии. И не стоит уповать на Photoshop. Да, многое можно исправить. Но детальная ретушь и обработка каждой фотографии обойдётся вам в дополнительные деньги и естественность фотографий при этом неизбежно потеряется. И, конечно же, предпочтительно воспользоваться услугами профессионального визажиста.

Что касается одежды, ни в коем случае не одевайте тёмную одежду. В редких случаях чёрное платье не будет сливаться с тёмным фоном. Одежда должна быть светлой. Иногда это правило можно нарушать, но это следует делать сознательно, зная, на что вы идёте.

Подготовка для фотографа.

вечерняя фотосессияНа вечернюю/ночную фотосессию следует непременно брать с собой штатив для фотоаппарата и дополнительное освещение. Чтобы хорошо проработать задний план фотоаппарат необходимо ставить на длительную выдержку. Для проработки модели нужно использовать дополнительный свет. При этом не рассчитывайте на свет от фонарей в парке или вспышку на фотоаппарате.  Фото без вспышки даже на фотоаппарате, позволяющим снимать с высокими значениями ISO, будет нечетким. Ночью вас не спасет и светосильная оптика. Дополнительный мобильный свет – обязательное условие. Вспышка на фотоаппарате даст вам прямой свет «в лоб». Даже снимая со штатива и со вспышкой, фото всё равно будут выглядеть по-любительски.  Модель в такой случае будет выглядеть равномерно белой и зрительно плоской.  Чтобы придать объём фотографии, нужно разместить источник света отдельно от оптической оси фотоаппарата. Проще говоря – сбоку.  Это советы, касающиеся техники.

Процесс фотографии.

Взяв с собой аппаратуру (кстати, нелишним будет позвать ассистента чтоб работать со светом), пора приступить к настройке этого добра.

Забудьте об автоматических режимах съёмки. Ни режим приоритеты выдержки, ни приоритета диафрагмы тут вам не помогут.  Для начала нужно замерять экспозицию по участкам кадра со средней освещённостью и сделать несколько кадров без вспышек. Это время для настройки диафрагмы, выдержки и ISO. Постарайтесь, чтоб последний параметр был минимальным. Диафрагму оптимально держать около 5.6-6.3 для детальной проработки заднего плана. Открыв её больше, вы слишком размоете красивый ночной пейзаж. Если закроете больше, будет сложнее работать со светом (хотя это зависит от мощности ваших вспышек).

голосующая девушка фотоБаланс белого можно ставить на автомат, т.к. вам потом всё равно придётся его вручную корректировать на компьютере.

Ночью всегда снимайте в RAW. Сложное освещение требует дополнительной кропотливой постобработки.

Что касается схем освещения…Во-первых, зависит от количества источников света, которое вы возьмете с собой на съёмку. Во-вторых, это – тема для отдельной статьи. На первых порах можно обходиться одной вспышкой сбоку от объекта съёмки.

В продолжение: