Из офиса в фотографы: ожидания VS реальность

Многих офисных работников гложет идея что-то поменять в своей жизни, избавиться от корпоративного ярма и стать фрилансером. Профессия фотографа кажется подходящей, манящей и чарующей.

На моём ютюб канале, мне время от времени задают вопрос, — с какой камеры входить в коммерческую фотографию? Я за таких людей переживаю. В этой статье расскажу, почему.

из офиса в фотографы

Я сам проходил этот путь и могу поделиться опытом — что вас ждёт, чего стоит делать, а чего не стоит.

Во-первых, не надо вообще думать о коммерции, если вы даже не умеете снимать и не разбираетесь в технике. Дело не в том, на какой фотоаппарат снимать. А в том, что такой вопрос показывает некомпетентность человека. Входить в профессию и думать о том, чтобы вам платили деньги, надо начиная с некоторого уровня мастерства, а не с нуля.

Во-вторых, камера — последнее, что вас должно беспокоить. Тут речь идёт о старте нового бизнеса, о работе на себя. Вы должны разработать хотя бы примерный бизнес-план, подумать о каналах продвижения, подумать, какую именно услугу вы будете предлагать. Люди ж наивно полагают, что купят крутую камеру и бабло потечёт рекой. Это как думать об открытии СТО, начиная с выбора модели домкрата.

Приведу несколько распространённых заблуждений из этой сферы:

  1. Фотография это такая творческая работа, которая и интересная и оплачиваемая. Должен вас разочаровать. Если офисный работник ни с того ни сего решит стать фотографом (начиная с покупки крутой камеры на последние деньги), то вот что его ожидает: он будет сидеть дома и ждать копеечных заказов, о которых идёт речь в этой статье. Только в офисе он сидит и ничего не делая, получает деньги, а тут — он будет сидеть дома с фотоаппаратом, ничего не делать и НЕ получать деньги.
  2. Вон тот Вася снимает голых баб и ему за это платят. Продолжение гипотетической истории: кто-то там переехал на Бали, купил Canon EOS R5 (2 штуки), купается в море и в бабле — у меня тоже так получится. Вторая версия сказки: вон тот Вася выиграл 100500 фото-конкурсов, продаёт свои фото-календарики, устраивает фото-выставки, снимает на унылый Олимпус, и тоже купается в море и в бабле, — у меня тоже так получится. Бред и ещё раз бред. Вы не знаете всех обстоятельств, которые остаются ЗА кадром таких историй успеха. Обычно такие Васи имеют другой основной и успешный бизнес, но понтуются, какие они успешные коммерческие фотографы.
  3. Я не знаю, что буду снимать, на чём-то да заработаю — фотоаппарат же купил. Чтобы себя адекватно продавать, надо идеально разбираться в услуге, которую вы предоставляете. Обычно начинающие фотографы просто снимают знакомых людей. Но это не путь развития. Нужно понимать рыночную ситуацию: где и на какие услуги есть спрос и на этом основании формировать своё предложение.
  4. Вы купили крутую камеру, инвестировали кучу в неё денег, и думаете они должны начать автоматически отбиваться. Глупость полнейшая. Потребности коммерческого фотографа полностью перекрывают такие камеры как Canon 5D mark II, mark III или даже первый 6D. Потребности пряморукого предметного фотографа перекрывает ЛЮБОЙ кроп-фотоаппарат и даже убогая микра 4/3. Выходя на рынок с более дорогой камерой, вы конкурируете с теми, кто уже успешно снимает на устаревшие и — как некоторые считают — неактуальные камеры. Но, тем не менее, эти люди успешно себе бомбят и слыхом не слыхали про ваши Canon R5 или Sony A7S III. Это никого не останавливает. Зато вы покормите производителя техники и своё ЧСВ. Из подслушанного в фото-магазине: «а мне подойдёт Canon R6 для предметной фотографии?» Ему отвечают — да, конечно. При этом сами же продавцы знают, что снимать предметку можно на что-угодно. Но они не соврали, на R6 хуже не будет…лучше тоже не будет.


Что бы я себе сам посоветовал, если бы вернулся во времени когда решил стать коммерческим фотографом?

  • Начинать надо было раньше.

Золотая эра массового заработка на фотографии была до наступления эры смартфонов. Дело было в середине 2000-х, когда я уже кстати снимал на цифру, но ещё не думал о том, чтобы на этом зарабатывать. От более опытных коллег я слышу такие истории, что вообще не важно было как снимать, просто наличие фотоаппарата делало из вас востребованного специалиста. И люди тогда покупали себе квартиры и машины и гаражи на свадебном бомбилове.

Сейчас рынок уже совсем другой. Ты  можешь быть сколько угодно талантливым, иметь хорошее портфолио и иметь самую крутую технику, но если у тебя нет адекватных каналов продвижения, коммерческого взлёта не будет. Банальная покупка фотоаппарата, на которую уповают люди, далёкие от этой сферы, на сегодняшний день — уже вообще никакое не конкурентное преимущество. Я бываю в фотомагазинах и вижу, как часто и легко там раскупают топовые камеры. А ещё я знаю, какой сумасшедший поток людей несёт б/у фотоаппараты в комиссионки при магазинах. Потому что рынок перенасыщен и фототехникой и людьми с фотоаппаратами. Наличие техники уже ничего не значит.

  • Надо определяться с направлением вашей работы.

Когда вы начинаете какой-то бизнес, вы должны понимать, кому вообще нужна будет ваша услуга и что она будет из себя представлять. Не с фотоаппарата надо начинать, а с маркетинга. В фотографии много направлений. Вопрос в том, за какие из них готовы платить люди и какая в них конкуренция?

Все по умолчанию ломятся снимать свадьбы, проводить семейные съёмки, лав-стори и детей. Это логично и понятно, ведь в этих направлениях от человека с фотоаппаратом не требуется НИКАКОЙ квалификации и нет никаких чётких критериев качества. Про отсутствие квалификации я пишу не в теории (про портретную и свадебную съёмку можно много говорить), а на практике. 90% людей, снимающих в этих направлениях не умеют работать со студийным светом, не знают основ композиции и т.д….по сути просто взяли фотоаппарат и снимают. Поэтому входной барьер в это направление практически отсутствует. Я бы не называл покупку любой камеры — барьером. А такие вещи снимают на любые камеры. В итоге, если вы с нуля захотите заниматься этим направлением, конкуренция будет максимальная.

Направление, где реально требуется квалификация и простое нажатие на кнопку не пройдёт — предметная фотосъёмка. Хорошая новость, спрос в этом направлении постоянный и потребность есть всегда. Свадьбы например в2020 году практически исчезли ввиду «эпидемии», а вот предметка нужна всегда.

Требования здесь максимальные — от вас будут хотеть фото бликующих товаров, фото с моделями для рекламы, съёмки для каталогов сотен и тысяч наименований. Приятно в этом направлении, что вам реально надо стараться и хорошо думать, как добиться нужного результата. Плохая новость — за это, как правило, не хотят платить. Большинство заказчиков не хочет понимать и вникать, что нужно для получения идеально вылизанных предметных фотографий. С точки зрения вашего времени и трудозатрат, намного эффективней кое-как снимать людей, чем идеально снимать предметку.

Некоммерческие направления в фотографии: пейзажная фотосъёмка, стрит-фотография, астрофотография, спортивная фотография. Это направления, где денег нет. Небольшое уточнение по последнему пункту. Профессиональные спортивные фотографы в природе существуют, но их процент настолько ничтожно мал, что говорить об этом массово не приходится.

Ещё советую посмотреть видео, где я говорю о психологических качествах коммерческого фотографа. Кому какая работа подходит зависит ещё и от характера.

Как ещё можно заработать на фотографии?

Больше всего в фотосфере зарабатывают люди, которые не фотографируют, а обеспечивают фотографов: фотостудии, фотомагазины, фотокурсы. Вот, где реально золотая жила. Вы не заметили, что люди, рассказывающие вам о заработке на фотографии, сами уже давно не фотографируют? Им намного выгодней об этом рассказывать, чем фотографировать. Информация к размышлению.

Но если говорить об открытии своей фотостудии или фото-магазина, то это уже настоящие «взрослые» инвестиции. И это настоящий бизнес. А когда люди рассматривают покупку фотоаппарата как инвестицию и начало бизнеса…что тут говорить. Если у вас есть заказы, вы можете арендовать камеру и всё.

Ещё можете обратить внимание на проект Photohunter. Не скажу, что он всем подойдёт, но можно хотя бы попробовать.

Фотостоки сейчас сильно порезали, так что о них говорить уже наверно неактуально.

Также очень важная статья: ПОЧЕМУ НЕ НАДО СНИМАТЬ ДЁШЕВО?

заработок на фотографии путь к успеху

Почему не надо снимать дёшево? Коммерческая фотография как она есть.

Эту статью я адресую фотографам и видеографам, которые стремятся покорить рынок низкими ценами. Эту кухню я давно и хорошо знаю изнутри, поэтому могу говорить уверенно.

Очень рекомендую это текст, желающим войти в коммерческую фотографию начиная с покупки Canon R6 с парком новой RF оптики — более идиотскую затею мне сложно себе представить. Ниже вы увидите, с кем и как вы будете конкурировать. А также попробуйте хоть примерно посчитать, сколько вы будете отбивать набор техники  за +/- 5000$.

  • Что такое дёшево?

Этот вопрос ооочень растяжимый. Глобально, уровень цен в первую очередь зависит от региона, где вы работаете. В Европе и Америке — одни цены, у нас за тоже самое — другие. Но и у нас в маленьких городах и в больших тоже немалый разброс.

Я могу говорить о Киеве, так будет хоть какая-то точка отсчёта.

Уровнем дна ниже некуда я  считаю проводить любые съёмки по 300-400грн (11-14$). Такая цифра была дном и 5 лет назад, но и по сей день можно найти рекламные объявления в инстаграме с «экспресс фотосессиями» или «видео-визитками» за такие суммы. Есть люди, снимающие интерьеры за 300-500грн.

Уровень дна — снимать предметку за 20-40грн/фото (0.7-1.5 доллара). По большому счёту, всё ниже 100грн/фотография (3.5$) я считаю дном. Даже «самые простые» предметные фото без обработки (а за простыми фото к вам, кстати, обращаться и не будут — это люди сами на телефон снимут).

Уровень дна — снимать репортаж за 500грн/час (18$). Даже если часов много (а много часов мало кто хочет заказывать).

  • Как быть с качеством материала?

По таким ценам ценам клиенту не приходится рассчитывать на нормальное качество фотографий.

Что я могу сказать людям с фотоаппаратами, пытающимся так работать? Сначала снимать только TFP и повышать свой уровень, а потом уже ставить нормальную цену. Есть полезная поговорка:

хорошая работа и стоит хорошо, а плохая — не стоит ничего.

  • Что движет человеком, ставящим низкие цены?

Можно сказать, все мы варимся в своём болоте и смотрим на ситуацию ограниченно. Если вы общаетесь с коллегами, снимающим по таким же ценам, как у вас, вам кажется, что это нормально и это и есть средний уровень — в который все целятся. Многим хочется быть средними и не выделяться. Это большое заблуждение.

Во-первых, чаще всего это проблема вашего круга общения и кругозора, а не отображение рыночной ситуации. Когда кто-то говорит — все дёшево снимают, так что поднять цены = остаться без работы, это значит, что человек просто не умеет смотреть шире.

Во-вторых, если у вас уже есть хорошее портфолио и вы умеете хорошо снимать (с этого надо начинать), но вас не заказывают, — то причина уже не в цене. Проблема с каналом продвижения. Вместо покупки бессмысленной топовой камеры (типа Canon R6, R5) деньги надо вкладывать в маркетинг и продвижение. Хотя интернет сейчас уже малоэффективен. Продвижение фотографа это отдельная история…

  • Частые заблуждения
  1. Мне так нравится фотографировать, что я готов(а) этим заниматься за любые деньги. Позиция очень распространённая. Мечта многих офисных работников — заниматься приятным хобби и за это ещё и получать деньги. Понимание реальности приходит с опытом. Если работать по такому принципу, вы со временем заметите, что ваше хобби и денег не приносит и перестаёт быть любимым.
  2. Вы ставите низкую цену в расчёте на оптовые заказы. Мол, низкая стартовая цена — чтоб привлечь клиентов, что это ведь по минималочке, а на большом заказе будет нормально. Жёсткое заблуждение. Должен вам поведать суровую правду, вас будут заказывать в 99% случаев по той минимальной сумме, которую вы у себя укажете.
  3. Не указывать цены на сайте/в соц.сетях. Ждите звонков из серии «нам только 1 фотографию за 100гривен, больше не надо». Обязательно везде указывайте свой минимальный заказ — даже для одной фотографии и «там на 10 минут работы«.
  4. Расчёт на то, что заказов будет много. Очень часто люди думают, что раз не получается повышать цену, то они заработают на количестве. Наивная установка. Почему? Во-первых, уже прошли времена массового спроса на людей с фотоаппаратами. Я только от старожилов уже слышу о том, как люди стирали затворы по миллиону счелчков и как бомбилы на фотографии на квартиры зарабатывали. Это было ДО эры смартфонов (середина 2000-х). Сейчас наличием цифрового фотоаппарата (даже дорогого) уже никого не удивишь. Во-вторых, вы думаете, что вы одни купили фотоаппарат? Количество низко-бюджетных фотографов значительно выше, чем количество желающих воспользоваться такими услугами.
  5. Продолжение про много заказов — начну снимать дёшево, раскрутиться сарафан и потом уже подниму цены. Не работает это так. Ваш сарафан будет раскручиваться на том уровне цен, при котором вы работаете. Поднимете цену — весь сарафан исчезнет. Люди, которым вас порекомендовали, будут недоумевать, а почему их знакомым вы снимали за n-сумму денег, а им за n*2? Стоимость услуги первым образом определяется каналом продвижения, а не портфолио и уж тем более, не вашей камерой. Забудьте про камеру вообще.
  6. Знакомым надо снимать со скидкой, ведь это ж хорошие знакомые. ОК, а камеру вам как знакомому продадут со скидкой в 50%? А продукты в магазине для знакомых? А скидку на коммунальные услуги сделают? Со знакомыми можно попить пива и поговорить за жизнь. Работа работой, общение — общением. С лучших друзей я не возьму денег за съёмку. Но их немного. А знакомые для того и нужны, чтобы вас больше знали и чаще заказывали — но по нормальной цене.
  7. Забудьте про днищенские каналы продвижения в интернете: доски объявлений (типа олх), сервисы по поиску заказов (кабанчик) и группы по обмену заказами в мессенджерах. Это те места, где клиент вас вообще не воспринимает как сколько-нибудь стоящего специалиста. Чем больше вы там проводите времени, тем больше себя обесцениваете. В таких местах вас втапливают в грязь и вы конкурируете с неудачниками. В таких местах вы находитесь в токсичной среде общения, которая вас ограничивает и создаёт ложное мировосприятие, что все так работают и это нормально.
  8. Я и так сижу дома ничего не делаю, так хоть недорого, но поснимаю — следующее частое заблуждение. Хотя, это даже не заблуждение, а деструктивная жизненная позиция лентяя и бездельника. Вы сами себе признаётесь, что ничего не стоите. Ваше время — не безграничный ресурс, как думают некоторые молодые люди. Скажу суровую правду, время проходит. Если вы ничего не делаете, оно проходит бесследно и неэффективно. Поэтому вы его должны ценить и всё время быть чем-то заняты. А бегать снимать за копейки — это совсем не развивающее занятие. Более того, оно бесперспективное и вы все равно не сможете таким образом заработать хоть какие-то адекватные деньги.
  9. Ошибочно думать, что каждый, кто к вам обратился, — это ваш клиент. Зачастую люди с фотоаппаратами стараются удержать потенциального клиента любой ценой — в прямом смысле этой фразы. Это приходит только с опытом, но потом вы сможете с первых слов сразу понимать, с кем вы будете работать, а с кем — нет. Если вам, как фрилансеру, ставят задачу провести рекламную съёмку товара с моделями в красивой локации и дополняют ТЗ фразами «там ничего сложного, работы на 1 час максимум и нам всего 2-3 фото», это уже точно не ваш клиент — по сути это ничей клиент.
  • Какие перспективы?

Сегодня нельзя входить в рынок коммерческой фотографии просто начиная с покупки фотоаппарата. Это уже много лет как не работает. Не работает также подход — мне это нравится, я такой талантливый, меня кто-то да заметит. Таких талантливых (которые считают себя талантливыми) море необъятное.

Перспектива начала любого бизнеса не должна быть туманной. А у подавляющего большинства именно так и обстоит с фотосъёмкой. Если вы хотите, чтобы это занятие приносило деньги, надо начинать с маркетинга, а не с фото-курсов и покупки техники. Надо искать не занятые ниши и предлагать уникальный конкурентный продукт. Просто фотосессия в кустах — продукт мягко говоря неуникальный.

Впрочем, я тут пишу о не только о начинающих, но и о тех, кто продолжает снимать за копейки. Что тут сказать…перспективы в этом нет. Снимая за копейки вы влезаете в болото, в котором все только топят друг друга.

  • Так что же делать?

Если вы начинаете путь в коммерческой фотографии, я бы всё же рекомендовал устроиться куда-либо работать фотографом. В 2015 году я делал исследование рынка вакансий и спроса на эти услуги. Цены в гривне несколько выросли. По-прежнему, это нельзя назвать адекватной оплатой труда фотографа. Но, во всяком случае, вы получите опыт и будете работать, а не сидеть дома и ждать нестабильные копеечные заказы.

Процитирую очень удачный комментарий с моего канала:

дешёвый фотограф киев

И ещё одна цитата от хорошего знакомого:

Снимая бесплатно/дёшево сегодня, ты ничего не заработаешь завтра.

Для людей с опытом и портфолио я рекомендую посмотреть это видео:

Статьи по теме:

Про объектив Canon RF 85mm f2 IS Macro STM vs EF 85mm f1.8 USM

Про этот новый объектив для беззеркальных полнокадровых фотоаппаратCanon RF 85mm f2 IS Macro STMов Canon с байонетом RF меня постоянно спрашивают в комментариях на youtube. Пока что их ещё нет в Украине (ноябрь 2020), но я могу предварительно рассказать, что думаю про данную оптику. Как только объектив будет доступным, так и сделаю полноценный обзор.

Начну издалека.

Сейчас среди новичков наблюдается нездоровый ажиотаж на новую RF оптику. С одной стороны, это хорошо, т.к. компания Canon получит дополнительную прибыль, что ей позволит радовать нас новыми камерами и объективами. С другой стороны, с практической точки зрения, на данный момент на байонет Canon EF УЖЕ есть абсолютно любые объективы для любых потребностей фотографов и видеографов по самым самым адекватным ценам.

Я не устаю повторять, что когда вы выбираете фотоаппарат, смотрите не только на стоимость тушки, но и на стоимость того, что вы туда будете надевать впоследствии. А то эти вопросы — а может Nikon Z5, Z6 или Panasonic S5? Это бесспорно хорошие камеры, но если вы считаете деньги, то поймёте, что с оптикой они вам обойдутся дороже, чем Canon EOS R. Потому что EF объективы отлично снимают и они недорогие. Но люди, не державшие в руках ничего, и не имеющие опыта, конечно будут смотреть просто на самое новое и считать, что только оно может красиво снимать. А старые модели уже не «разрешают» новые матрицы и не годятся для съёмок в 2020+ году. Меня, честно говоря, это бесит. Но опять, же компании Canon надо зарабатывать. На перевыпуске старых моделей далеко не уедешь, даже если они вполне годные.

К чему я это веду относительно 85мм?

Зеркальный объектив Canon EF 85mm f1.8 USM производился с 1989 по 2006 год. Звучит как очень давно. Более того, есть немалая группа упоротых граждан, считающих, что зеркальные объективы на беззеркалках творят какие-то непотребства. Чего мне только не писали:

  • что падают fps при видеосъёмке,
  • что падает светосила,
  • что автофокус перестаёт работать,
  • что мегапиксели не разрешаются,
  • и ещё масса несусветицы.

Когда вы одеваете адаптер Canon EF-RF, вы не привносите никаких оптических элементов к объективу. Данный адаптер увеличивает рабочий отрезок и обеспечивает соединение контактов камеры и объективы с различной формой байонета — всё, что он делает. Ниже приведена наглядная иллюстрация отсутствия оптических элементов внутри стандартного адаптера RF-EF.адаптер RF-EF для canon R

При этом у вас на всех трёх деталях этого конструктора: на переходнике, на тушке и на объективе красуется приятная глазу надпись «Canon». Оно всё родное и создано производителем друг для друга. ПОЧЕМУ ТАМ ДОЛЖНА ПАДАТЬ СВЕТОСИЛА И FPS НА ВИДЕО? Ааааа, хочется биться головой об стенку.canon ef 85mm f1.8 на canon eos r

Так вот…

Все ж так ожидают, что раз Canon RF 85mm f2 IS Macro STM выпущен в 2020 году и под RF байонет, то он добавит кнопку «сделать шедевр» в фотоаппарат. При этом про Canon EF 85mm f1.8 USM и думать не хочется, ведь он старый и неактуальный. Хочу вас разочаровать. Кнопка «сделать шедевр» не активизируется объективами с диафрагмами f2.0 и меньше. Такая кнопка доступна только обладателям оптики с диафрагмой f1.2. Объектив Canon RF 85mm f2 IS Macro таким требованиям не отвечает, шедевров не будет.

О серьёзном

Я смотрел фото, сделанные на Canon RF 85mm f2 IS Macro STM, я смотрел англоязычные обзоры на Canon RF 85mm f2 IS Macro и у меня есть тот самый Canon EF 85mm f1.8 USM на Canon EOS R.

Новый RF объектив с 85мм и аналогичной светосилой даёт ещё большую резкость и микроконтраст на открытой диафрагме. Он мне очень напоминает 85mm f1.4L IS, только с диафрагмой f2. Насколько это критично? Вопрос — для кого. Для вашего клиента — без разницы, вы снимите на EF 85mm f1.8 или RF 85mm f2. Для людей, смотрящих ваши фото в соц.сетях EF 85mm f1.8 или RF 85mm f2, — тоже без разницы. Кто-то посторонний может ещё заметить и почувствовать разницу между 85mm f2 и 85mm f1.4/f1.2. Но между объективами с одинаковой светосилой, но чуть различной резкостью (которую можно накрутить в Lightroom) — едва ли.

canon r + ef 85mm f1.8Canon EF 85mm f1.8 USM — отнюдь не мыльный объектив. Это очень достойная оптика для кого-угодно. Но теперь у нас есть ЕЩЁ более резкий объектив, который ещё и может снимать очень крупно. Это приятный плюс, т.к. все предыдущие 85мм не позволяют вам делать крупные портреты из-за МДФ в 85-90см. Ещё STM мотор будет чуть приятней для съёмки видео, так же как и встроенный стабилизатор.

Бесспорно RF 85mm f2, лучше старого EF 85mm f1.8. Но стоит ли за это платить в 3 раза больше? Я бы сказал — нет.  По цене RF 85mm f2 IS можно приобрести б/у 85mm f1.2L. Для серьёзно увлекающегося фотографа ответ должен быть очевиден. Но не стоит думать, что чем новее объектив/фотоаппарат, тем красивее будут фотографии.

Думаю, понятно, что топовый Canon EF 85mm f1.4L будет поинтересней, чем RF 85mm f2 IS Macro. Очень рекомендую посмотреть видео, где я сравниваю Canon EF 85mm f1.8 USM с Canon EF 85mm f1.4L IS и другими портретными объективами. Оцените разницу и сделайте выводы для себя.