Причины популярности Sony

Когда я впервые взял беззеркалку Sony в руки, никакого восторга я не ощутил. Этот опыт я описал в статье про знакомство с беззеркалками. Да и потом мне сложно было понять, ПОЧЕМУ люди вообще обращают внимание не ЭТО.

Дополнительный опыт вносит ясность в понимание ситуации. Я общался с коллегами (коммерческими фотографами) и с продавцами в магазинах и составил для себя общую картину.

Я введу 3 основных понятия:

  • маркетинг
  • хайп
  • незнание.

Теперь объединим их в одно предложение:

Конкретный бренд с помощью грамотного маркетинга играет на незнании вопроса среди неосведомлённых людей и создаёт хайп с целью повышения продаж.

Расскажу свои истории.

Как-то заходил в один фото-магазин и поинтересовался у продавцов, чем руководствуются люди при покупке фотоаппаратов. Мне ответили быстро и лаконично. Есть два главных параметра:

  • бренд
  • год выпуска.

Всё. Большинство людей не вникает в вопрос вообще. Они покупают самые новые камеры от бренда, в который они верят по каким-то своим соображениям. Хотя чаще всего соображения оказываются не своими, а навязанными извне. Если человек не разбирается в вопросе, он полагается на внешний авторитет. Гипотетический покупатель берёт Sony, потому что у него сформировалось мнение, что эти камеры современные, технологичные и т.д. Но это лишь частность. Самое главное, он ВЕРИТ в бренд. Поэтому когда выходит новая модель от его избранного бренда, он тщательно отслеживает новинки и берёт уже не глядя, т.к. у него есть вера в имя. Вера зачастую слепая. Это не только фотоаппаратов касается, кстати.

Следующие истории касаются уже формирования это веры.

Совсем недавно один знакомый купил себе Sony A7 III, а другой думал купить, но я вовремя его образумил.

Первая история про фотографа

Начну с последнего. Человек снимает на Nikonы уже много лет. Он не следит за новинками, т.к. больше сконцентрирован на съёмках и работе с клиентами. Но так бывает, что кому-то хочется чего-то нового. Не потому что старая камера плохо снимает (как наивно думают люди далёкие от темы), а потому что хочется разнообразия и просто скучно. Скажу по-секрету, технологический предел того, что требует от вас клиент по фотосъёмке был уже достигнут в полнокадровых фотоаппаратах 2008 и 2012 года. Canon 5D mark II/III уже выдают отличное качество и уже умеют всё, что нужно. То, что идёт дальше, покупается для вашего комфорта и удовольствия. Не от объективной необходимости.

Так вот. Напишу в форме диалога. (З) — Знакомый; (Я) — Я.

(З) — Какую беззеркалку мне купить? Может Sony A7-3?
(Я) — А зачем тебе А7-3?
(З) — Там фокус по глазам и вообще говорят, круто.
(Я) — Тебе надо купить Nikon Z6. Особенно, учитывая, что у тебя парк оптики под эту систему.
(З) — А там фокус по глазам работает?
(Я) — Да. Если ты не в курсе, сейчас ВСЕ беззеркалки умеют фокусироваться по глазам. У сони нет уникальности.
(З) — А мои объективы подойдут на Z6?
(Я) — Да, потому что там есть переходник для зеркальной оптики. Без каких-либо потерь в качестве АФ. А с неродными объективами даже лучше.

Примерно на этом разговор закончился. Человек слепо хочет купить Sony, потому что ему сказали, что это круто. На этом построен весь маркетинг этой конторы. Он даже не знает, что беззеркальный Никон умеет всё тоже самое, но при этом в разы удобней и не глючит…От себя скажу, Nikon Z6, Z7 — отличные камеры.

камеры sonyВторая история про другого фотографа

Этот человек сменил Canon 5D mark III на Sony A7-III. Мне было очень интересно, что его подвигло? Учитывая, что на марк3 он снимал около 10 лет. Первый аргумент был — все мои знакомые перешли на сони и говорят что это круто. Они даже спрашивают, ты ещё на устаревшем Кеноне, почему? Мне было сложно добиться от него конкретики, кроме слов «это круто». Тем не менее, потом выяснилось:

  • у сони есть фокус по глазам
  • у сони есть фокус не только по глазам, но и по зрачкам
  • сони много лет производят беззеркалки и у них более отработанные технологии относительно других брендов (тут меня чуть не порвало, но я сдержался).

Из конкретики всё, дальше только повторялось sony — круто.

Потом я его спросил, с каким объективом он хочет наслаждаться фокусом по зрачкам? Он себе купил Tamron 28-75 f2.8. Но в перспективе возможно когда-нибудь купит что-то с f1.4. Если вы не поняли, в чём хитрость этого вопроса, рекомендую воспользоваться грип-калькулятором. Разница между фокусом по глазу или по зрачку будет возникать по сути только при макросъёмке. Даже скажу, что разницу между фокусом по глазами или фокусом по лицу с объективом 75мм f2.8 будет сложно реализовать на практике.

Потом я встретился с этим человеком спустя некоторое время. Он поносил 5D mark III и восхищался автофокусом по глазам у Сони. Тут ситуация похожа на откровения людей, купивших новый любительский Fuji или Olympus взамен старого Canon 5D. Море восторга и презрение к нетехнологичному Canon. Я таким людям задаю наводящий вопрос: какого года была ваша предыдущая камера и какого года вы купили новую камеру? По части функционала камера 2008 года и камера 2018 года очень сильно отличаются. При том, что качество фото +/- тоже самое, но АФ по глазам действительно приятная штука. Но человек почему-то не понимает, что дело не в бренде, а в том, что он купил ЗНАЧИТЕЛЬНО более новую камеру. Я этому товарищу говорю, ты мог бы купить Canon R с отличным фокусом по глазам. Но для него именно Sony уже лучшая и никакие аргументы не работают.

При этом забавная ситуация происходит, когда я указываю на откровенные проблемы Sony. Я говорю, ничего что видоискатель нерабочий от слова «вообще»? Ничего что меню пользоваться нельзя? Ничего что корпус и хват просто отвратительные?

Тут есть эффект новой покупки — когда человек только только выложил свои деньги за что-либо, он психологически не способен критиковать это устройство. Первоначальная эйфория прощает камере всё.

А потом с сониводами могу быть два сценария:

  1. Где-то через полгода этот хлам продаётся на барахолке и забывается как страшный сон.
  2. Со временем выявляется всё больше глюков и недоработок в камере. Но самооценка и окружающие знакомые не позволяют открыто признаться себе в том, что купил какашку. Тогда развивается сценарий стерпится-слюбится. Этот как если купить дорогие туфли, которые жмут. На людях всем продолжаем говорить, что Сони — круто. А то, что оно жмёт везде и по сути нерабочее, надо молчать и терпеть.

Правда, есть ещё третий вариант. Если камера используется на 5% от своего функционала. То есть, вы снимаете в одном и том же режиме (идеально — полный автомат), ничего в ней не меняете и не видите отличий от нормальных камер, — ну и хорошо. Хотя, говоря о Сони, даже если ничего не настраивать…паршивый корпус, нерабочий экран и видоискатель, как с этим можно мириться…

камеры sony

Ещё один продавец

Была ещё одна история с одним популярным киевским магазином, где активно навязывают камеры Sony к покупке. Подробно я рассказал в этом видео. Добавлю лишь, что продавцы чаще всего «рекомендуют» те камеры, с которых они получают наибольший процент.

Итог

Что я хотел сказать в этой статье? Не поддавайтесь маркетингу. Формируйте своё собственное, независимое мнение. Не надо покупать по принципу — 10 знакомых сказали, что сони это круто, буду одинадцатым болванчиком. Постарайтесь поснимать на камеру перед покупкой. Это очень важно. В целом, я лично могу рекомендовать, в зависимости от задач, любые бренды фотоаппаратов. Но только не сони.

Почему Sony — плохие камеры?

Такой вопрос мне иногда задают в комментариях на ютюбе. Я сделал немало обзоров на различные камеры. Были рассмотрены все актуальные сегодня бренды: Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Pentax. Но камеры Sony я уже даже не хочу брать на тесты. Неинтересно. Они настолько подорвали свой авторитет в моих глазах, что даже новые модели не вызывают у меня энтузиазма.

Почему не стоит покупать фотоаппарат Sony?

Если вкратце, это очень недоработанная и сырая техника с массой как скрытых, так и очевидных, недостатков. Люди заказывают эти камеры или покупают в магазине, не попробовав на них снимать и не имея опыта работы с ними. В этом есть наибольшая проблема. По этой причине я всем очень рекомендую искать любые возможности взять камеру на тест перед покупкой. В Киеве такие возможности есть. Я имел опыт с Sony A7R II, Sony A7 III, Sony A7R IV, Sony A9 II.

1) Корпус

камеры sonyКорпусы нынче модных и недешёвых полнокадровых камер Sony A7, A9 — ничто иное, как немного модифицированные корпусы от любительской серии Sony NEX. В процессе модификации никто толком о вашем удобстве не думал. Коробку чуть раздули, рукоятку чуть-чуть удлинили и вуаля. Забавно при этом, как они увеличивают размер рукоятки с каждой следующей моделью. Мне это напомнило, как новые айфоны продают — следующая модель на полсантиметра больше предыдущей. Но в данном случае это все равно не решает проблемы с эргономикой.

Камера может быть компактной и удобной (например, Nikon Z6/Z7, Canon RP), но не в случае с Sony. Если вы полностью берёте за рукоятку, например, Sony A7 III с небольшим и популярным штатником Tamron 28-75 f2.8, то костяшки ваших средних и безымянных пальцев неизбежно будут тереться о корпус объектива. Каждый раз. С большими объективами Г-мастер, это ощущается ещё больше. Выход из ситуации — не брать рукоятку полностью в руку, а охватывать частично.

Колёса для изменения выдержки/диафрагмы расположены крайне неудобно. Их нужно искать. Они не находятся у вас сразу под пальцами так, чтоб было удобно быстро переключаться, как это сделано на камерах Nikon/Canon.

Рукоятка в целом маленькая и очень требует батарейного блока. Это, кстати, также касается и беззеркалок Nikon. Удобней всех в руке лежит Canon R или Panasonic S1 — для людей с большими ладонями и не боящихся кирпичей. Но даже бат.блок у сони не решит проблему натирающегося среднего пальца(

2) Экран и видоискатель

Электронный видоискатель — больное место беззеркальных камер. В случае с любой Sony стоимостью до 4тыс. дол. (примерные цены на модели A7R IV и A9 II в начале 2020 года) о видоискателе можно забыть. Он нерабочий. Ужаснейшее качество картинки в совокупности с сильным мерцанием заставят вас снимать только по экранчику (как и делает большинство). Для любительской съёмки с этим можно мириться, но некоторые направления профессиональной работы немыслимы без использования видоискателя.

Экран у камер серии A7 также низкого качества, но получше видоискателя. По этому экрану вы НЕ можете корректно судить об экспозиции кадра. На экране фото или видео может выглядеть переэкпонированным и с засветами, в то время как на мониторе компьютера всё будет в порядке. Понять, где настоящий пересвет, а где просто экран плохой, очень сложно.

На сайте sony.ru указано:

ЖК-экран диагональю 7,5 см, и разрешением 1,2 миллиона точек обеспечивает высокое разрешение и гибкую съемку.

По факту он обеспечивает только геморрой и проблемы. Это ещё не всё по поводу экрана…присмотритесь внимательно на фото ниже, не замечаете ничего странного?

экран sony A7-III

Я подскажу. Соотношения сторон у экрана 4:3. Почему? Загадка. Стандартный размер фото, соответствующий размеру матрицы — 3:2. Это значит, что ваш экран или показывает немного приближенное фото С КРОПОМ (кроп у Sony, как это возможно?) или в полном размере с чёрными полосами на часть экрана . В случае со съёмкой видео вы получите ещё меньшее изображение на экране. Ведь эффективная площадь экрана сильно сокращается. Насколько комфортно пользоваться тем же фокус-пикингом на экране низкого качества ещё и с дополнительными кропами?  Светло-серый квадрат — исходное соотношение сторон, серый квадрат — соотношение сторон для фото, тёмно-серый — соотношение для видео.

Некоторые сониводы утверждают, что крутые пацаны не смотрят в экранчик, а всегда таскают с собой накамерный монитор. С подключением накамерного монитора есть нюансы. Во-первых, у камеры низкокачественные разъёмы, которые быстро выходят из строя. Во-вторых, монитор будет подключаться по бытовому разъёму microHDMI, который не рассчитан на частые включения/отключения устройств. В-третьих, сам по себе накамерный монитор — дополнительное громоздкое устройство с быстро разряжающимися аккумуляторами. В-четвёртых, вишенка на торте — у камер Sony A7 при подключении внешнего монитора отключается тот самый сказочный фокус по глазам.

3) Меню

От меню такое впечатление, что его наполняли в хаотичном порядке на скорую руку. Мол, это тестовый образец не для масс, но мы сейчас вот вот исправим и упорядочим пункты похожего содержания в соответствующие вкладки. Этого не случилось. И видимо не планируется. Сколько новых камер они не выпускают, сменить какую-либо простую функцию крайне трудоёмко. Даже, если вы знаете, где её искать. Найти сложно. Меню не сенсорное. Каждый раз вам нужно долго и нудно крутить колёсики, чтобы добраться до нужного подпункта в полностью бессистемном наборе слов. Зачастую используются не очевидные аббревиатуры. Искренние люди, честно признаются, что к этому меню привыкнуть нельзя (ни через месяц, ни через год). Менее искренние просто дифирамбы поют, как им всё удобно и как к этому можно привыкнуть за 2 часа.

Итого

Я могу и подробней рассказывать, насколько эти камеры непродуманные и неготовые к использованию, но у меня уже есть видео на эту тему. Sony выпускает недоработанную и сырую продукцию на рынок. Я очень не рекомендую испытывать её на себе. Даже более новые поколения их камер не лишены очевидных недостатков, которые я перечислил выше. Это ещё так только снаружи, в процессе эксплуатации пользователя ждёт масса неприятных сюрпризов, о которых производитель молчит.

У меня есть статья, где я рассуждаю, почему Canon якобы отстаёт от Sony по технологиям. Хотя почему технологии Sony не позволили ей сделать вспомогательный экранчик сверху Sony A9 II? Пользователи Canon имеют такую роскошь при покупке любительской 70D за 650дол., «профессиональная» A9 II за 4500$ такой роскошью не располагает. Да и цветопередача экранчика у Sony A9 II едва дотягивает до любительских моделей других брендов. Вам важно управлять съёмкой, важно видеть, ЧТО вы снимаете. Это самые базовые функции. Если их у вас забирают, о чём можно говорить…

Мне ещё говорят, что я ненавижу Сони. Я перечисляю объективные факты, здесь ничего не додумано. При чём, это только вершина айсберга с альфа-образцами. Вышел такой себе каламбур: камеры Sony Alpha — альфа-образцы. Мне именно такой сравнение приходит в голову, если задуматься о цикле производства. Создаётся прототип, потом альфа-образец, бета-образец и потом уже готовая продукция для потребителя. Sony массово впаривает неготовые альфа-образцы, которые перегреваются, глючат, у них залипает затвор или они вовсе перестают работать.

Следующий вопрос — почему же они так популярны и их массово покупают? Об этом я написал в отдельной статье.

Почему стоит купить беззеркалку?

Тема беззеркалок сейчас актуальна, они у всех на виду и на слуху. Ведь это камеры с теми же матрицами и теми же возможностями, что и зеркалки, но при этом более компактные и чуть более простые в эксплуатации. Хотя последнее касается не всех брендов.

Немного истории

Когда я случайно попадаю на старые статьи о выборе фотоаппарата, то там слово «зеркалка» ассоциируется с чем-то дорогим и профессиональным. В противовес ей приводятся «компакты» или «мыльницы». Сейчас такие камеры принято называть системными. Хотя мыльниц уже давно нет. Слово «мыльница» произошло из-за ассоциации с подставкой для мыла, старые любительские фотоаппараты были на них очень похожи.

мыльницы на фото

Но это давно в прошлом. Примерно с 2010 года фотоаппаратам начали составлять конкуренцию камеры в смартфонах. Места для мыльниц на фоторынке не осталось. Но до сих пор существуют так называемые «системные камеры». Это компактные фотоаппараты со встроенным объективом. По сравнению с мыльницами и смартфонами они обеспечивают высокое качество фото и видео, но по прежнему не могут тягаться с техникой, оснащённой большими матрицами и сменными объективами.

системный компактный фотоаппарат

Системные камеры удовлетворят массу фотолюбителей, более того ими можно пользоваться и в некоторых профессиональных направлениях (например, предметная съёмка). Тем не менее, продвинутым любителям и профессиональным фотографам, конечно мало возможностей таких фотоаппаратов. Как я писал выше, раньше им противопоставлялись только зеркалки. Но, с 2018 года, с выпуском таких беззеркалок, как Nikon Z6 и Canon EOS R у фотографов появились адекватные альтернативы зеркальным фотоаппаратам.

Справедливости ради надо сказать, что первые беззеркалки как появились на рынке значительно раньше. Первопроходцем стал Panasonic Lumix DMC-G1 в далёком 2008 году. Нашумевшая Sony A7 (первая в мире беззеркальная камера с полнокадровой матрицей) стала доступной уже в 2013 году. В том же году Fuji радовала фотолюбителей беззеркалками с ретродизайном. Отставали от новых трендов только мастодонты фотоиндустрии — компании Canon и Nikon. Беззеркалки от этих ведущих компаний мир увидел только в 2018 году. А к этому времени на рынке беззеркальных камер со сменной оптикой уже прочно закрепились такие бренды, как Sony, Panasonic, Fuji и Olympus. Я описывал мой опыт знакомства с беззеркалками 2017 года в этой статье.

По моему мнению, беззеркалки  стали актуальными только с появлением Nikon Z6|Z7 и Canon EOS R|RP. Это камеры, которые дают реальные преимущества в работе и действительно отвечают запросам большинства пользователей. У них минимум подводных камней и нюансов, которые бы портили настроение фотографу/видеографу. В то время, другие бренды больше спекулировали на современных технологиях, чем давали реально рабочий и качественный продукт. Надо разделять, где маркетинг, а где то, что вам действительно будет полезно в использовании. Я положительно отношусь к продукции Fujifilm, но для серьёзных фотографом камеры с полным кадром будут предпочтительней. Линейка беззеркалок от Sony и по сей день не отвечает реальным требованиям профессиональных фотографов/операторов. Я бы их сравнил с китайскими телефонами, где вам обещают много параметров и наворотов (хотя на сегодняшний день и не так уж и много), но по факту они могут вас подвести в любой момент и доступ к самым базовым функциям может быть внезапно ограничен. Никому не могу рекомендовать такое сомнительное удовольствие.

Почему беззеркалки?

После такого длительного вступления хочу перейти к главному — зачем всё же покупать камеру, не имеющую зеркала и пентапризмы?

Беззеркалки имеют абсолютно те же матрицы, что и зеркалки. Соответственно, возможности матриц абсолютно идентичные. Вы ничего не теряете. Зато у вас в руках более лёгкая и компактная камера. Остаётся только подобрать соответственно лёгкую оптику, чтобы баланс сохранялся. Часто люди обманываются и приобретают маленькую беззеркальную камеру с большим объективом, что сводит на нет её преимущества в компактности.

В этом плане Canon RP с объективом RF 35mm f1.8 IS Macro поражает лёгкостью и небольшими габаритами. Но стоит вам одеть RF 24-105 f4L IS на тот же Canon RP, как о лёгкости можно забыть. Поэтому с этим стоит быть осторожными. Кстати, именно поэтому в 2020 году был выпущен Canon RF 24–105mm F4–7.1 IS STM, который позволит сохранить удобство для путешественников с небольшой камерой и оптикой. Но несколько пожертвовав светосилой и качеством картинки.

Главный камень преткновения — электронный видоискатель. Для любителей снимать быстродвижущиеся объекты такие камеры будут некомфортными. На них МОЖНО снимать спорт. Тем более, что многие модели могут выдавать очень быстрые серии с 20 и более кадрами в секунду. Но вот следить за резкими движениями в кадре не очень комфортно, а при плохом освещении эти движения будут смазываться в кашу. Но это лишь одно направление, где это реально играет роль. Для всех остальных жанров съёмки (в том числе и репортажной), беззеркалки хорошо подходят.

Я могу перечислить направления, где беззеркалки более комфортны, чем зеркалки. И таких направлений большинство. Итак:

  • индивидуальные фотосессии (за счёт фокуса по глазам — просто отлично)
  • свадебная фотография (тоже самое)
  • предметная съёмка (видоискатель не используется)
  • интерьерная фотосъёмка (видоискатель не используется)
  • стрит-фотография (компактность)

Большая часть всего, что люди обычно снимают, вообще не нуждается в оптическом видоискателе. Кроме людей, целенаправленно снимающих спорт. Поэтому беззеркалки это не будущее, а уже настоящее.

Последнее время я наблюдал за коллегами на различных съёмках и замечал, что они пользуются зеркалками для съёмки по экрану. Люди снимают на Canon 5D mark IV, 6D mark II, Nikon D810 и другие немаленькие камеры, держа их на вытянутых руках и тыкая пальцем в экранчик. У меня при этом возникает вопрос — а зачем вам зеркалка? Люди используют камеры так, как они привыкли снимать на телефон — сенсорно. Следующий вопрос — зачем тогда таскать с собой ненужный (в их случае) механизм зеркала и пентапризмы? Многие люди сейчас переходят на фотоаппарат с телефона и переносят на него те же привычки тыкать пальцем в экран. В таком случае, беззеркалка будет однозначно удобней. Повторюсь, но никакой потери качества нет, если вы берёте допустим Z6 вместо D750, Z7 вместо D850 или EOS R вместо 5D mark IV, или RP вместо 6D mark II. Они абсолютно так же снимают, но меньше весят и зачастую проще в эксплуатации…

Подробней в видео ниже:

Также читайте, почему не надо покупать камеры Sony?