Микра 4/3 или полный кадр? мифы сектантов

система микро 4/3По поводу микры 4/3 у меня полностью сформированное мнение, которое я подробно изложил в этой статье. Тем не менее, забавно смотреть видео, где кто-то ещё пытается доказывать, что в ней есть какой-то смысл. Olympus продал фото-подразделение, а Panasonic на микру забил и штампует полнокадровые камеры одну за другой. О чём можно ещё говорить? Но говорят же ещё…и что же говорят?

Какой смысл в покупке фотоаппарата на системе микро 4/3 в 2020 году?

В общем-то никакого. Сделаю небольшое отступление.

Я обнаружил, все ролики про микру имеют нечто общее: в них постоянно оправдываются и доказывают, что эти камеры не такие плохие, как кажется. Прям наблюдается некоторый комплекс неполноценности — у нас маленький…сенсор, но мы ещё огого и всем покажем. В каждом ролике различные адепты микры стараются как-то оправдать маленький размер сенсора их камер и объяснить, что они в чём-то не уступают полному кадру и даже как-то его превосходят. Если система такая хорошая, зачем постоянно её оправдывать? К чему эти комплексы? Или проблема таки есть?

Этот перечень я взял из вышеуказанного видео. Эти тезисы так или иначе воспроизводятся и во всех продающе-пропагандистких роликах про микру 4/3.

Преимущества микры 4/3 над полным кадром

  • Стоимость

Фотоаппараты на системе микра 4/3 стоят так же, как и кроп-камеры, и как полнокадровые (модели начального и среднего уровня). Olympus OM-D E-M1 Mark II стоит аналогично Canon 6D mark II. Olympus OM-D E-M10 Mark III стоит аналогично Canon m50 или 800D. Если с тушками всё ясно, то с оптикой сектанты прибегают к уловкам. Самая прямолинейная и наглая из них — сравнивать объективы с f2.8 на микре и на полном кадре. Это чушь полнейшая. Подробней об этом напишу ниже в разделе про вес и габариты.

  • Глубина резкости

Странно приводить меньшую глубину резкость как преимущество. Обычно в таких случаях адепты данной секты вещают, что ваши объекты всегда будут резкими и не будут выпадать из грипа, как это бывает на полном кадре. Часто упоминают предметную съёмку, где микра на той же диафрагме обеспечит вам более резкие контуры небольших предметов — и это правда. Но забывают упомянуть о другом. На полном кадре или кропе вы можете больше поджать диафрагму до наступления эффектов диафракции и получить тоже самое и даже больше. Больше в том плане, что микра 4/3 очень слабая система по части передачи текстур и  полутонов. Также эта система сильно ограничена в разрешении матриц. Если современные APS-C камеры могут уверенно выдавать 24-26МП и такая картинка смотрится хорошо даже с приближением, то 16-20МП на микре 4/3 приближать не стоит, ведь изображение шумит даже на базовых ISO, а детализация оставляет желать лучшего (если вам есть, с чем сравнивать).

Ещё касательно глубины резкости…на полном кадре вы ей управляете и у вас выбор. Хотите, чтоб человек в кадре был полностью резким при f1.4 на полном кадре? Ну так сделайте несколько шагов назад и будет он резким, даже на f1.4. Меня возмущает откровенная ложь и подмена понятий при разговорах об этих уже неактуальных фотоаппаратах на микре 4/3. На грип влияет не только размер матрицы. Существует 5 факторов, определяющих глубину резкости. Но амбассадоры микры то ли об этом не знают, то ли сознательно вешают людям лапшу на уши.

  • Достаточность

Это вообще самый забавный и, на самом деле, сильный аргумент. Его нельзя никак оценить и сопоставить в отличии от всех других пунктов. Он целиком и полностью субъективный. Что означает «достаточность«? Я несколько раз перефразирую этот тезис: мне и так нравится; никто не увидит разницы; разница есть, но не существенна; моим клиентам и так нравится. С такими вещами можно спорить бесконечно, так как против утверждения — я купил и мне достаточно — не попрёшь. Тут можно сказать, что большинству фотографов, всё таки этого недостаточно, раз микра 4/3 так стремительно потеряла рыночную долю. Ещё по поводу «я купил и мне достаточно» могу добавить, что зачастую у таких людей просто нет опыта съёмки на полный кадр или обычный кроп. Не надо опираться на тесты в интернете, где вам показывают бок о бок две фотографии и говорят, что вот — разницы почти нет.Такие тесты не отображают реального состояния вещей. Постарайтесь поснимать сами — только так вы сможете адекватно сравнить различные камеры. Процитирую знакомого, снимающего на Panasonic S1: если у вас есть глаза, вы увидите, что микра 4/3 — это не про фотографию.

  • Размеры и вес

Вес камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II (микра 4/3) составляет 574гр, вес Canon RP (полный кадр) 485гр, вес Sony A7C (полный кадр) 509гр. Продолжать?

Ок, продолжим по объективам. На этом этапе свидетели микры обожают брать в пример полнокадровые 24-70mm f2.8 (~900гр) или 70-200mm f2.8 (1.3кг). Удобно тыкать пальцем в топовые и самые тяжёлые и громоздкие объективы. Потом они сравниваются с такими объективами, как Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO (382гр) или Olympus 40-150mm f/2.8 PRO (800гр). Мнимый выигрыш по весу в полтора-два раза. И тут я хочу сказать стоп и разобраться в ситуации. Во-первых, это не эквивалентные объективы и их нельзя сравнивать (но это очень любят делать адепты описываемой секты). Диафрагма f2.8 на полном кадре и на микре даст вам одинаковую экспозицию — это так. Но глубина резкости будет абсолютно разная. Картинка на 12-40mm F2.8 на микре и на 70-200mm f2.8 просто несопоставима. Если выбирать сопоставимые объективы, то нужно сравнивать объектив с f5.6 на полном кадре и объектив с f2.8 на микре. Если взять полнокадровый зум 70-200mm f4, то у него вес уже около 700грамм и он уже весит МЕНЬШЕ, чем даже не аналогичный Olympus 40-150mm f/2.8 PRO (800гр). Только полнокадровый объектив 70-200 f4 не только весит меньше, но ещё и стоит ощутимо меньше, чем не аналогичный 40-150mm f/2.8. Картинка на 70-200мм будет лучше по всем параметрам.

Что ещё не важно?

Выше я прошёлся по аргументам из видео Робина Вонга. Но они не исчерпывающие. Также Свидетели Превосходства Микры 4/3 любят порассказывать о различных технологических преимуществах их фотоаппаратов. Выглядит со стороны это нелепо — когда в ролике вам 20 минут сравнивают размер буфера при скоростной съёмке, тип SD карт (I или II), степень пыле-влагозащиты и прочие параметры, которые реально ни на что не влияют. Но задача таких видео создать у зрителя впечатление, что микра по большому количеству каких-то параметров превосходит другие камеры. И нужно отдельно, конечно же, помолиться Великому Матричному Стабу, который решает ВСЕ проблемы криворуких фотолюбителей. Мне досадно только, что адепты данной секты не хотят и слышать даже о существовании такой вещи, без которой серьёзные фотосъёмки не обходятся, а именно — о штативе.

Да и в целом создаётся ощущение, что подавляющее количество людей с такими фотоаппаратами не снимает вовсе, а только занимается доказательствами состоятельности их системы в комментариях. Я ничего не имею против того, чтобы не снимать на камеру, а просто любоваться ей на полочке и наслаждаться самим фактом обладания классной вещью. Но даже для такой задачи камера с большой матрицей подходит больше — хотя бы комплексов по поводу маленького размера не будет. Положите на полочку Canon 5D mark IV и будете гораздо круче себя чувствовать. Снимать не обязательно.

Итого

Причину истинной популярности бренда Olympus я вижу больше в плоскости истории, нежели технологий. Кстати, надо также помнить, что на просторах СНГ эти камеры не столь популярны, как на их родине — Японии.

Olympus — компания, которой в 2019 году исполнилось 100 лет. Она —  часть культуры страны восходящего солнца. В 1963 году была выпущена легендарная компактная камера Olympus Pen. Это была предтеча современной урезанной матрицы. Цифровая версия этой камеры увидела свет в 2016 году. Но наводнить рынок своими фотоаппаратами Olympus успели несколько раньше — на расцвете эры цифровых фотоаппаратов. Когда смартфоны обзавелись камерами, все производители фототехники грустно вздохнули. Но микры это коснулось в наибольшей степени. Эти фотоаппараты больше всего конкурируют именно со смартфонами — в сегменте «мне и так достаточно» и «я не вижу разницы». Но тем не менее, в 2021 году компания JIP (купившая фото-подразделение Olympus), возможно, выпустит вторую версию Olympus Pen F и ещё несколько камер на этой системе.

Есть категория людей, покупающих камеры исходя из лояльности к бренду, а не из рациональных соображений. Именно на этом, я считаю, и держится эта система микра 4/3. Ведь объективных преимуществ перед кроп-фотоаппаратами или полнокадровыми у неё нет. Людям, желающим просто купить хороший фотоаппарат, к рассмотрению не рекомендуется.

Декабрь 2020

fuji-x-t3-vs-x-t4

Что купить — Fujifilm X-T4 или X-T3

В апреле 2020 года компания Fujifilm выпустила обновление флагмана в линейке беззеркальных кроп камер — Fujifilm X-T4. И вот, недавно (ноябрь 2020), у меня появилась возможность потестировать эту камеру и сравнить со своей Fujifilm X-T3. Честно говоря, я совершенно не впечатлён.

С моей точки зрения, у этой камеры есть 2 фишки, которые её выделяют на фоне предшественницы: поворотный экран, матричная стабилизация и видео 240к/с. Матричная стабилизация работает так себе — на видео можно сказать, что её нет.  А 240fps по качеству сопоставимы с 240fps на моей старой GoproHero 4 Black — очень слабо. Но 120fps хорошие, —  такие же как и на Х-Т3. Зато камера стала больше, тяжелее и дороже.

В целом, я считаю, овчинка выделки не стоит. Качество фото и видео фактически идентично предыдущей модели. А новые прошивки на Х-Т3 уравняли эти модели по скорости и точности автофокуса.

Подробней смотрите в моём видео:

За возможность потестировать X-T4 спасибо магазину АВС-фото.

Обзор 7artisans 35mm f0.95 — интересный портретник на кроп

7artisans 35mm f095 (1)7artisans 35mm f0.95 — это очень интересный портретный сверхсветосильный объектив с ручной фокусировкой. Он выпускается для следующих байонетов (ссылки где и почём купить):

В чём фишка 7artisans 35mm f0.95?

Этот объектив обладает невероятной светосилой — f0.95. При чём, я проверял и сравнивал его с полнокадровым EF 50mm f1.2, и 7artisans 35mm f0.95 действительно пропускает больше света. Хорошая новость, китайцы вас не обманывают. Плохая новость — фокусировка здесь ручная и это проблема.

У меня раньше был объектив 7artisans 35mm f1.2. Несмотря на небольшое отличие в светосиле, на версию с f1.2 было фокусироваться ощутимо проще. У объектива с f0.95 даже более плавное кольцо фокусировки и тем не менее, он очень прихотливый в фокусировку.

Я не новичок в фотографии и имеют опыт съёмок с неавтофокусной оптикой. Так вот хочу сказать, этот объектив заставляет напрягаться и процент брака на него у меня был большой. Я спокойно смотрю на широкоугольные мануальные объективы. У меня был полнокадровый Samyang 14mm f2.8, сейчас есть Samyang 12mm f2 на кроп и 8mm fish-eye. Так вот с ними фокусировка очень лёгкая даже для новичка. Широкий угол говорит сам за себя. Если же вы смотрите на сверхсветосильный объектив со стандартный углом обзора — 35мм на кропе (полнокадровый эквивалент 50мм), то ситуация сильно меняется в худшую сторону. Чтобы попасть в фокус, вам недостаточно даже правильно настроить кольцо фокусировки. Вам ещё надо следить за тем, чтобы модель не шевелилась и чтобы вы не сдвинулись ни на сантиметр перед нажатием на кнопку «спуск». Короче, навык ручного фокуса надо хорошо прокачивать с этим стеклом.

Но, когда вы попадёте в резкость, вы будете хорошо вознаграждены приятнейшим и мягчайшим боке. Данный объектив больше всего подходит для поясных портретов (так же, как и полнокадровый полтинник). Снимать на него в полный рост не так интересно, т.к. в кадр попадает много лишнего, не хватает компрессии заднего плана и размытие уже не столь ощутимо, как при поясном портрете. Полноростовые портреты я лично люблю снимать на 85-135мм.

35mm f0.95 на кропе — удобный объектив по фокусному расстоянию (если не думать о фокусировке). Он позволяет работать с моделью на комфортном расстоянии. Картинка, которую он даёт, меня очень порадовала. Выглядит объёмно, сочно и даже почти полнокадрово:)

Я специально сравнил этот объектив с аналогичным по углу обзора и светосиле полнокадровым EF 50mm f1.2L. Полтос f1.2 на Кенон Р фокусируется моментально и легко. 7artisans 35mm f0.95 на Fujifilm X-T3 приятно лежит в руке, но в работе трудоёмкий из-за фокусировки — я беспрестанно о ней повторяю, т.к. это главный минус данного объектива.

Ниже вы можете сравнить результат.

Касательно резкости. Объектив НЕ мыльный. На открытой диафрагме (если вы попадёте), у него нет высокого мироконтраста, детали не «звенят», но резкость присутствует. Для портретных целей она предостаточная. Если картинка мыльная, то скорее всего вина не объектива, а рук фотографа. Закрытие диафрагмы позитивно сказывается на детализации по краям. На f5.6 резкость хорошая по всему полю кадра. Но при этом у объектива наблюдается странная хроматика красного оттенка (обычно это фиолетовый или зелёный цвета). ХА не проходит даже на закрытых диафрагмах. Честно говоря, в контексте данного фокусного расстояния и светосилы, я бы с этим не заморачивался. Объектив не репортажный, не пейзажный, — он нужен чисто для воздушных женских портретов. Для этой цели просто шикарный.

Конструктив

Внешне он красив. Металлический корпус отдаёт приятной тяжестью. Да, он удивительно тяжёлый, как для такого компактного стекла. Тот же Viltrox 23mm f1.4 по размерам больше, а по весу — легче.

7artisans vs viltrox 23

7artisans 35mm f0.95 на тушке выглядит очень стильно. Он продолжает винтажный дизай камеры Fujifilm X-T3. Носить такую связку очень приятно. В наличии:  хороший баланс камеры и объектива, а также шикарная винтажная эстетика — для тех, кто это ценит. Бленды в комплекте нет, а в контровом свете изображение сильно страдает. Бленда очень желательна.

Диафрагма без кликов, очень плавная. Кольцо фокусировки тоже очень плавное. При изменении диафрагмы сбивается настройка фокуса. И, кстати, на закрытых диафрагмах, как ни странно, тоже трудно фокусироваться. Байонет сделан из непривычно тёмного металла.

В целом объектив собран добротно. Предыдущая версия — 7artisans 35mm f1.2 — хоть и была сделана в металлическом корпусе, но у меня со временем он сильно разболтался.

Вердикт

7artisans 35mm f095 (1)Объектив весьма специфический. Думаю, из этого обзора вы поняли, с чем будете иметь дело. Когда я смотрю фотографии на него, я уже не помню, как я фокусировался, но я вижу отличную сочную картинку, которая меня радует. Для коммерции, я бы такое стекло, не брал бы. Но поснимать женские портреты в удовольствие — самое оно.

Кстати, он может оказаться полезным, если вам нужно будет подснять видео при очень слабом освещении. Диафрагма f0.95 пропускает много света. Но надо подгадать так, чтобы снимаемый объект находится в одном поле резкости. Я себе не представляю съёмку движущихся объектов на мануальные 35мм с f0.95.

Любителям приятного боке и творческой фотографии очень рекомендую.