Советы по профессиональной фотосъёмке интерьеров

Каждое помещение имеет свою атмосферу и индивидуальность. Именно их и должен передать интерьерный фотограф на своих фотоснимках. Поговорим об особенностях фотосъёмки недвижимости с позиции фотографа.

Фотосъёмка помещений построена на работе с освещением и управлении расположением объектов в кадре. Прежде, чем начинать съёмку, необходимо определиться с оптимальными ракурсами, а также с расположением предметов в кадре. Отдельные элементы (такие как лампы, книги, вазы и т.д.) можно как добавлять в кадр, так и убирать из кадра. Нет одного правила, когда они должны присутствовать, а когда — нет. Фотограф, в зависимости от выбранного ракурса, должен на основании своего видения и опыта определить оптимальный вариант.

Организация пространства

Восприятие беспорядка и организованности нашими глазами и фотокамерой сильно отличается. На фотографии любые недостатки помещения будут только усилены. Это же касается беспорядка и грязи. Поэтому опытный фотограф должен быть очень внимательным к мелочам. Интерьерная и предметная фотосъёмка — работа для тщательных педантов, буквально замороченных на деталях. Если вы хотите получить хороший кадр, то должны подмечать самые тонкие нюансы, вроде поворота стула на 10 градусов не в ту сторону или, например, насколько небрежно выглядит помятость подушек на диване: приятно-небрежно или хаотично-отталкивающе.

интерьер офиса лофт

Фотограф где-то должен выровнять стулья, чтобы в кадре они стояли в одну линию, а где-то наоборот положить бумаги/другие предметы на стол так, чтобы помещение выглядело обжитым, а не как нереальная 3д-визуализация.

В любом случае, помещение перед съёмкой должно быть чистым и подготовленным.

Выбор правильного времени

Идеальное время для съёмки — пасмурный день с неярким солнцем и облаками. Такая погода обеспечивает мягкий и равномерный свет из окон. Хотя это и не обязательно. У меня есть опыт съёмок и в яркую солнечную погоду, когда свет из окон получается жёстким и даёт рельефные тени на полу. Каждый тип освещения создаёт свою атмосферу. Так же как и с ракурсами и предметами, здесь нет одного правильного совета — надо снимать только так, и не иначе.

интерьерная фотография в киеве

Могу сказать, что помещения с большими панорамными окнами хорошо выглядят вечером при искусственном освещении. В такой ситуации акценты смещаются на внутреннее пространство, а не на вид за окном.

В целом, лучше конечно опираться на естественное освещение. Оно даёт ощущение уюта и естественности. Но и полностью игнорировать искусственные светильники в помещении нельзя. Зачастую они позволяют подчеркнуть объём мебели и отобразить задумку дизайнера. В хороших интерьерах дизайнеры вкладывают немало усилий в проработку искусственного освещения. Соответственно, фотограф должен продемонстрировать результат их работы.

Съёмка по штатива

Штатив — непременный атрибут профессиональной фотосъёмки интерьеров. Для достижения максимального эффекта без него не обойтись. Есть так называемые «агентские» съёмки, которые по своей сути менее требовательные — там можно снять и с рук на высоких ISO, но об этом мы говорить не будем. Штатив позволяет делать брекетинг по фокусу, экспозиции, бликам и т.д. Со штатива можно снять на низких ISO с любым уровнем освещённости. К слову, про матричную стабилизацию в интерьерной фотографии можно забыть.

интерьерная съёмка в ривермоле

Уровень горизонта

Какое правило работает всегда, так это правило прямого расположения камеры. Фотоаппарат не должен быть наклонён ни в каком направлении. Учитывая то, что при архитектурной/интерьерной фотографии используется сверхширокоугольная оптика, которая даст ощутимые геометрические искажения при завале в ту или иную сторону. Бывают очень редкие исключения, когда снимаются лестничные проёмы или отдельные элементы помещений с наклоном камеры.

Практически все современные фотоаппараты имеют встроенный индикатор горизонта, позволяющий точно выравнивать его уровень.

Сколько стен снимать?

Существуют рекомендации, что нужно снимать не более двух стен в кадре. Одна или две стены в кадре позволяют избежать дисторсии, но с другой стороны — не дают полной информации про комнату целиком. Поэтому здесь нужно балансировать.

фото комнаты с панорамным видом из окна

Когда вы захватываете на широкий угол 3 или даже 4 стены одной комнаты, вы даёте зрителю возможность создать полное впечатление о помещении по одной фотографии. Это важно для сдачи помещений в аренду. Если вы снимаете для дизайнеров интерьеров, часто не нужно использовать самый широкий угол и действительно лучше показать в кадре 1-2 стены и сделать больше акцентов на отдельных элементах интерьера.

интерьер гостиной комнаты фото

Игра с фокусными расстояниями

Оптимальными фокусными расстояниями для съёмки интерьеров являются 16-24мм на полном кадре, 10-16мм на кроп-камерах или в районе 23мм на среднем формате. Фотоаппараты на системе микро 4/3 для таких целей лучше не рассматривать вообще. Тем не менее, объектив с полнокадровыми 14мм также является частым инструментов для таких задач. При съёмке деталей полнокадровая оптика 24-70мм будет очень кстати. Но основным инструментом будет объектив 16-35мм или 17-40мм.

Одну и ту же комнату стоит отснять на разные фокусные расстояния. Лучше с этим поиграться и поделать различные варианты, которые потом можно будет отобрать на компьютере.интерьер офиса лофт

Использование вспышки

вспышка VISICO-VT-200Пользоваться вспышкой нужно очень осторожно и в отдельных случаях. Применения дополнительного искусственного света должно быть оправданно. Ведь вы привнесёте в интерьер то, чего там без вас не было и не будет. Вспышки полностью оправданны для съёмок кладовок, коридоров, служебных помещений, где по каким-то причинам нет лампочек.

Вспышку можно использовать как дополнительное заполняющее освещение и для обычных комнат, но делать это нужно очень осторожно.

Правильная установка баланса белого

Зачастую съёмка интерьера происходит при смешанном освещении — искусственный свет внутри комнаты смешивается со светом из окна. По этой причине фотограф должен очень точно выставить баланс белого. Конечно, ББ сейчас легко правится при обработке raw файлов в редакторе. Тем не менее, лучше его правильно ставить уже на месте.

Итого

Основные нюансы съёмки интерьеров я здесь описал. Но это — только половина дела. Дальше следует этап постобработки.

Более подробно про обработку и съёмку интерьеров я говорю в следующих видео:

Кстати, эти видео сняты в различное время, можете видеть, как поменялась моя техника.

среднеформатная камера fujifilm gfx 50s спереди

Нужен ли вам средний формат?

Скажу сразу, большинству такие камеры не нужны. В моём временном распоряжении была камера Fujifilm GFX 50S. Мне, как фотографу имеющему большой опыт в интерьерной и предметной съёмке, камера безумно понравилась. Если вы имеете опыт, знаете и чувствуете ограничения и возможности полного кадра, то конечно сможете по праву оценить преимущества камеры с большей матрицей. Но это не касается большинства фотографов широкого профиля. Про новичков здесь вообще молчим.

Сколько стоит радость пользования средним форматом в 2020 году?

Самое болезненное в среднем формате — это цена. Fujifilm GFX 50S сейчас (лето 2020 года) новый стоит 5500дол. Идентичная по изображению, но отвратительная по эргономике (на мой взгляд) камера Fujifilm GFX 50R стоит 4000дол. (новая). Ценовой диапазон явно не для широких масс. Да и разница в картинке с хорошим полным кадром не такая уж и большая. Правда, стоит сказать, что топовые современные полнокадровые тушки с таким количеством мегапикселей не сильно отстают по цене. Но полнокадровые конкуренты значительно лучше умеют снимать видео, они чуть компактней и обладают ощутимо лучшим автофокусом. У Fuji есть ответ и на это — среднеформатная камера Fujifilm GFX100. Там вам и автофокус и 4К видео и 100 мегапикселей, но вот ценник в более чем 10 000дол. за тушку уж совсем космический. Аналогичный полнокадровый функционал обходится значительно дешевле.

Правда, если не гнаться за всем сразу и подходить к съёмке профессионально (узко специализированно и понимая, зачем оно вам нужно), то можно обойтись и GFX50R. Такую камеру можно найти б/у за чуть менее 3тыс.дол. Остаётся дело за оптикой.

Оптика на средний формат

Протестированные мною Fujifilm GF 23mm f4, GF 45mm f2.8 и GF 110mm f2 оптически безупречны. Там нет хроматических аберраций, равномерная резкость по всему полю кадра, нет дисторсии. Свои деньги они точно отрабатывают. Есть вопросы к дыханию автофокуса и электронной ручной фокусировке, но это будет больше волновать видеографов, а не фотографов. Стоит такая оптика в среднем от 1500дол. до 2500дол.

объективы на средний формат fujifilm gf

Если сравнить их с полнокадровыми объективами линеек Sony Г-мастер или Canon RF, то мы увидим паритет в цене. Меня больше интересует работа старой полнокадровой оптики через адаптер. Ряд полнокадровых объективов (не все) способен покрывать матрицу большего размера. У Canon есть немало адекватных по цене объективов, способных снимать при разрешении 50МП. Жду переходник Viltrox EF-GFX, чтобы в этом удостовериться.

адаптер Viltrox gfx ef

Итак, кому стоит купить средний формат?

Я не буду говорить о коммерческой целесообразности. В Украине это едва актуально, да и на западе ёмкость такого рынка крайне мала. Будем честными и признаем, что такая техника покупается для себя. Бесспорно, на неё круто снимать коммерцию, но дополнительной прибыли (ROI) по сравнению с полным кадром нет. В крайнем случае вы можете арендовать СФ под конкретный проект. Но вот покупать такую штуку вы будете для себя.

Оценят преимущества среднего формата опытные педанты. Я бы так в двух словах охарактеризовал целевую аудиторию. Вы знаете, куда смотреть, видите эту разницу в 10% и тащитесь от неё наедине с самим собой. При этом, у вас большой качественный 4К монитор и вы приближаете фото не на 100%, а на 200% и тогда наступает момент истины и экстаза. При 100% приближении разница с полным кадром не очевидна.

Купив такую камеру, вам захочется печатать фото на метровых полотнах. На размере А4 вы едва заметите отличия. Ещё вам надо будет поискать, где печатают с максимальным качеством, не каждая полиграфия удовлетворит ваши нужды.

Я могу долго описывать преимущества СФ. Но лично мне он интересен для интерьерной и предметной съёмки. Отличные цветопередача, динамический диапазон и детализация создают эффект погружения в фотографию.  Вам хочется её долго рассматривать, приближать, скролить, тянуть тени…наедине предаваться этим изысканным фото-удовольствиям, чтобы потом отдать клиенту фотографии для сайта и соц.серей в разрешении 2-3 тыс.пикселей по большой стороне.

Стоит купить себе такое чудо тем людям, которые отдают себе отчёт в том, что фотография для них это серьёзно и надолго. Если вы понимаете, что уже минимум лет 5 этим болеете и через 5 лет с вами будет тоже самое, то средний формат вам просто прописан. Поделите стоимость фото-игрушки на 5 лет и вам будет легче расставаться с суммой, достаточной для покупки неплохой б/у иномарки.

Кому не нужен средний формат?

Есть категория людей, готовых тратит немалые деньги на новинки техники. При этом, им важно, чтоб у техники были самые самые крутые параметры и чтобы она была актуальной и современной. Таким людям я НЕ рекомендую средний формат. Во-первых, он гораздо реже обновляется. Будут выходить более крутые камеры с меньшими сенсорами, а у вас будет старый СФ. Это некруто. Во-вторых, больше наворотов всё же стараются засунуть в бытовые фотоаппараты с меньшими сенсорами. Fujifilm GFX100 конечно крут, но новые Canon R5 и Sony A7S III подрывают веру в его крутость.

Вы — бомбила. Считаете каждый вложенный доллар и хотите, чтоб он отбивался. Прирост качества на среднем формате абсолютно не пропорционален его стоимости. Кроме того, если вы — фото/видео бомбила, то вы знаете, что качество вашей работы и заработок не пропорциональны. При таком подходе зачастую даже полный кадр не берут.

Вы — любитель и верите в магию среднего формата вы думаете «вот куплю себе крутую камеру и будут фоточки ну ваще крутые«. Спешу разочаровать — нет не будут. Прямые руки важнее камеры. Более того, если у вас нет многолетнего опыта съёмки на полный кадр, даже не смотрите в эту сторону. Разницы не увидите, будет только разочарование.

Вы хотите купить СФ по каким-либо причинам в кредит. Покупка любой фототехники в кредит — очень плохая затея. Фотоаппараты и объективы с каждым годом падают в цене, это крайне плохая инвестиция. Средний формат в этом плане более стабильный, т.к. здесь рынок почти мёртвый. На барахолках очень мало продавцов и также мало покупателей. Но так или иначе, вся эта техника дешевеет. А кредит платить надо. Вы получите максимальный кайф первые месяц-два, а потом будете думать только о выплатах денег за игрушку.

Итого

Покупать СФ нужно в двух случаях — вам легко расстаться с такой суммой и вы понимаете, что не будете потом жалеть. Второй случай — расстаться нелегко, но вы трезво оцениваете проблему своей фото-озабоченности и понимаете, что иначе — никак. Вот надо и всё. Тогда по-настоящему раскрывается магия цветовых пятен, центра композиции и прочих извечных фото-ценностей.

 

среднеформатная камера fujifilm gfx 50s с объективом 110мм

Обзор возможностей среднеформатной камеры Fujifilm GFX 50S

Fujifilm GFX 50S — одна из немногих камер, которую мне не хотелось возвращать после теста. Она у меня пробыла неделю и был очень доволен как удобством использования, так и картинкой, которую вы получаете на сенсоре непривычно большого размера.

В моём распоряжении были объективы: широкоугольный GF 23mm f4, стандартный 45mm f2.8 и портретный 110mm f2 — так сказать, святая троица фокусных расстояний. Это полнокадровые эквиваленты 18мм, 35мм и 85мм. С таким набором можно снимать почти всё, что угодно. Споткнулся я только при предметной съёмке крупным планом в полном разрешении. Объектив GF 110мм F2 имеет ограниченное расстояние минимальной фокусировки, поэтому небольшие предметы во весь кадр на него не снимешь. В этом он также перекликается с полнокадровой 85кой. Но это уже детали.

В чём отличие среднего формата от полного кадра?

GFX 50S обладает сенсором 43.8×32.9мм, который по диагонали в 1.29 раза больше, чем полный кадр. По площади он больше на 70%. Кроп фактор к полному кадру обратный и составляет х0.79.  Чтобы получить эквивалентное фокусное расстояние, вам нужно умножить среднеформатное фокусное на 0.79. Например: 45мм х 0.79 = 35.5мм. Я специально проверял со штатива в сравнении со своим полнокадровым Canon R — да, так и выходит. Но есть одно «но» — среднеформатный сенсор имеет соотношение сторон 4:3, а полнокадровый — 3:2. Поэтому, когда сравниваешь кадры с эквивалентными фокусными расстояниями, полный кадр оказывается практически таким же по ширине, а вот средний формат получает дополнительный охват по вертикали.

средний формат против полного кадра fujifilm gfx 50s vs canon rХочу уточнить, что средним форматом считаются ВСЕ камеры, имеющие сенсоры больше, чем полный кадр. На плёнке это были размеры 6см на 4.5см и больше. Топовые цифровые среднеформатные камеры вроде Hasselblad P65 Plus или PhaseOne XF также могут похвастаться значительно большими сенсорами, чем у камер Fujifilm. Поэтому, некоторые неуважительно говорят про GFX, что это кропнутый и «ненастоящий» средний формат. Тем не менее, это по-прежнему среднеформатные камеры и самое главное — они доступны простым смертным без необходимости продавать свои квартиры.

Какой эффект даёт средний формат?

Сразу скажу, эффект не пропорционален стоимости. При переходе с кропа на полный кадр вы получаете больше, чем при смене полного кадра на средний формат. Суть апгрейда в том, что вы хотите максимума ЛЮБОЙ ценой. Примерно говоря, вы платите в 3 раза больше, чтобы получить прирост в 10%. Но никак иначе вы этот прирост не получите. В чём же состоит этот прирост?

  • увеличение динамического диапазона
  • улучшенная цветопередача
  • снижение соотношения сигнал/шум при любых ISO
  • более чистые высокие ISO
  • повышенная детализация и микроконтраст
  • меньше геометрических искажений на широких углах
  • буквально совершенная родная оптика
  • новые рабочие фокусные расстояния
  • возможность качественно снимать при f22.

Список вроде бы длинный, но очень специфический. При всех сравнениях с полным кадром разница была очень тонкой и «на грани». Следует учитывать, что моя камера выдаёт только 30мп и не является лидером в своём классе. Если сравнивать с Nikon D850, Z7, Canon 5DsR или, скажем, Sony A7R IV, то разница будет ощущаться ещё меньше. В первую очередь, конечно, по детализации.

Но есть некоторые фундаментальные вещи, ставящие средний формат в другую лигу.

  • Fujifilm GFX 50S/R опережает самый топовый полный кадр по динамическому диапазону примерно на 1.5 стопа. Это очень оценят пейзажные и интерьерные фотографы. На мой взгляд, именно средний формат выдаёт максимально приятную картинку без всякой обработки. Там не хочется тянуть тени или блики — всё уже на месте.
  • Никакой полный кадр не снимет при диафрагме f22. Законы физики никто не отменял — чем меньше матрица, тем ниже порог дифракции и наоборот. Съёмка при супер-закрытых диафрагмах актуальна предметным и интерьерным фотографам.
  • Качественная цветопередача и проработка полутонов — вещи, которые нельзя измерить. Существует огромное количество людей, кричащих о том, что их кропы и микра снимают не хуже полного кадра и что якобы никто не увидит разницы. Что уже говорить о разнице между ФФ и СФ…она есть, но кто способен её оценить и увидеть — это вопрос.полный кадр в сравнении со средним форматом
  • Средний формат GFX 50S при своих 50 мегапикселях имеет почти чистые ISO 12 800. Я бы не акцентировал на этом внимание, т.к. при использовании такой техники фотограф уже должен понимать, как снимать на низких ISO.
  • С матрицей большего размера вы будете в тех же условиях использовать большие фокусные расстояния. Объектив Fujifilm GF23mm f4 даёт то же поле зрения, что и полнокадровый 18мм. При съёмке интерьера на 23мм вы получите менее растянутые углы изображения, чем на 18мм. Но вот насколько именно? Я бы не сказал, что значительно. Разница в глаза не бросается. Её увидят только люди, тесно работающие с такими изображениями и способные подмечать мельчайшие нюансы в передаче перспективы. Оценить смогут только некоторые дизайнеры интерьеров и только некоторые узкоспециализированные фотографы недвижимости.микра 4/3 против среднего формата

Я лично провёл тестовые сравнения различных фокусных расстояний на матрицах различных размеров. На эту тему на моём youtube канале есть серия видео.

Честно, при таком сравнении бок о бок разница в глаза не бросается. Сразу видна разница в разрешении и размере фото. А вот всё остальное на поверхности не лежит: даже, если сравнивать средний формат не с полным кадром, а с кропом 1.5. Но, честно говоря, я не считаю такие сравнения «в лоб» правильными.
Чтобы составить своё мнение и сделать личные выводы, нужно просто брать камеру и много на неё снимать. Главное сравнение происходит между тем, что вы видите в реальности своими глазами и тем, что потом открываете на компьютере. Поэтому никакие обзоры из интернета не могут дать вам полной картины происходящего. Даже, если вы скачаете исходники и покрутите raw-файлы, этого мало. Нужно своими руками сделать фото, видеть реальность и видеть цифровое изображение. Только так создаётся правильное ощущение от возможностей камеры. И я от среднего формата GFX 50S в восторге.

В следующей статье я поделюсь мнением, кому надо такое чудо, а кому — нет.