Как снимать предметку?

Предметная съёмка — один из самых занудных, сложных и мало оплачиваемых жанров в фотографии. Её плюс в том, что на неё всегда есть спрос. Даже если нет свадеб, если кризис (а это у нас всегда), если зима/весна/лето/осень — качественные предметные фотографии нужны всегда. Осталось дело за малым — сделать их на должном уровне.

В чём сложность предметной съёмки?

Сложность в том, что со стороны для людей, в этом ничего не понимающих, она кажется простой. При чём, это касается как клиентов, так и людей с фотоаппаратами. Уже классическая фраза «там на белом фоне, ниче сложного» меня до сих пор убивает. Получить однородный белый фон гораздо сложнее, чем какой-либо ещё. При этом нужно ещё не пересветить предмет и правильно передать его цвет без паразитных оттенков и бликов. А так конечно — там ниче сложного, ПРОСТО НА БЕЛОМ ФОНЕ.

Начинающие фотографы считают, что предметная фотография — это когда в кадре предмет и всё. Как-то увидел в инстаграме фото бутылки при клубном освещении (то бишь — каком-попало) с бокешкой на какой-то быдло-полтинник и подпись «предметная съёмка». Нет, это не предметная съёмка. Это просто случайная фоточка с бокешкой.

Что такое предметная съёмка?

В первую очередь, это — подготовка.

Недавно проводил мастеркласс и со стороны смотрел как девочка фотографировала. Что мне бросилось в глаза — она нажимала на кнопку спуска постоянно, не делая пауз, не всматриваясь в кадр, не меняя настройки света/фотоаппарата. Перед каждым спуском затвора вы должны думать — зачем вы это делаете. Чем новая фотография будет отличаться от предыдущей. Бездумная серия кадров не сделает каждый следующий лучше предыдущего. В предметной съёмке прежде, чем сделать 1 кадр вы можете потратить час или два, настраивая свет и подготавливая объект к съёмке.

Для съёмки предмета на белом фоне:

  1. во-первых, вы должны организовать этот самый фон (размер фона зависит от размера предмета);
  2. во-вторых, организовать освещение. И нет, свет из окна — плохая идея. Свет от ламп на потолке — ещё хуже. Вы — фотограф (ну или хотите им быть). Это слово происходит от «фотос» — свет и «графос» — писать. Светописец, иными словами. Так вот вам нужно полностью управлять светом и создать его. Для каждого типа предмета характер освещения будет отличаться.

Съёмка на белом фоне проста в том, что вам не нужно искать реквизит и готовить интерьер/декорации для фона. А если в кадре ещё должен быть человек, это другая история. Съёмка предметов — чистой воды постановка. Если чего-то нет в кадре, то кто-то должен подумать о том, как и где это достать, сколько стоить будет это достать и сколько времени это всё займёт.

Говорить о предметной съёмке можно долго. Главная суть в том, что если вы хотите добиться действительно качественного результата, это не так просто, как кажется со стороны.

Более подробно смотрите в моих видео ниже: какую камеру выбрать для предметки, вспышку, объектив и т.д.

Тут я расскажу о технике для съёмки предметов и покажу, как надо и НЕ надо делать:

Видео о сложной предметной съёмке:

Про перегрев в Canon EOS R5

Только ленивый сейчас не пинает флагман от Canon за перегрев при записи видео. При этом, люди часто даже не хотят вникать, что и как там перегревается. Достаточно крикнуть где-то Р5 греется и всё.

Давайте разберёмся в ситуации.

В чём проблема?

В некоторых режимах (их меньшинство) видеозаписи Canon R5 после определённого времени записи (зависит от режима) показывает индикатор градусника, потом какое-то время снимает, после чего запись становится невозможной. Нужно подождать какое-то время, чтобы продолжить запись. По времени ожидания: примерно 10 минут подождали и 10 минут записали и так далее.

Когда перегревается Canon R5?

когда наступает перегрев в canon r5

При записи на SD карту перегрев наступает в 2 режимах:

  • полнокадровое видео 4K HQ (время непрерывной записи около 38 минут)
  • 8К видео (время непрерывной записи около 28 минут)

В данных режимах камера также очень интенсивно расходует аккумулятор. Нового родного Canon LP-E6NH хватает до 1 часа.

В каких режимах перегрев НЕ наступает?

когда НЕ наступает перегрев в canon r5

В перечисляемых ниже режимах вы можете писать часами интервью, концерты и что-угодно. Canon R5 не будет перегреваться и даже греться.

  • обычное полнокадровое 4K видео (без режима HQ)
  • 4К видео в кроп-режиме (по детализации аналогично режиму HQ)
  • FullHD видео в любых режимах

В этих режимах помимо отсутствия перегрева камера также способна работать долго на одном аккумуляторе. Я писал концерт на Canon R5 в 4К-кроп режиме и аккумулятора хватило примерно на 2 часа 10 минут.

Как ещё можно писать видео на Canon R5 без перегрева?

  • Вы можете уверенно стримить на R5 в абсолютно любых режимах. Суть стриминга в том, что камера не пишет видео на карту. Ваша камера только выдаёт видеосигнал по HDMI, записывать и обрабатывать данные будет компьютер.
  • Вы можете писать часами на внешний рекордер. Ситуация аналогична предыдущему пункту. При работе с внешним рекордером камера не записывает видео, она только выдаёт поток на HDMI. Canon R5 способна передавать видео по HDMI до 4К 60fps.

Таким образом, если перед вами стоит конкретная задача, вы сможете комфортно работать с этой камерой. Главное — понимать что, зачем и как вы будете записывать. Например, для записи клипов, вам едва ли понадобиться 38 минут непрерывной записи. При такой работе, вы пишете короткими отрезками, которые потом используются на монтаже. Так что перегрев не помешает для постановочных клипов. А для съёмки интервью можно обойтись без 8К или 4К HQ — есть режимы обычный полнокадровый 4К или 4К в кропе. При желании, можно записать интервью в 4K HQ на внешний рекордер. Кстати, длительная запись в 4К ещё упирается в размер карт памяти, так что рекордер может оказаться нелишним.

Дата написания: декабрь 2020

Какие объективы купить на Canon R/R6/R5?

На сегодняшний день (конец 2020 года) компания Canon выпустила достойную линейку беззеркальных полнокадровых фотоаппаратов. На текущий момент это такие модели, как:

Люди, покупающие такую камеру впервые, задаются вопросом — какой же купить объектив на новую беззеркальную камеру.

При выборе объектива нужно опираться не на заверения производителя в крутости той или иной модели, а на то, что и где вы собираетесь снимать. Нужно отталкиваться от своих потребностей. Но тут возникает следующая проблема — люди без опыта обычно не знают, что и как они будут снимать. Поэтому нужен вариант на все случаи жизни. Так или иначе, нужно с чего-то начинать, чтобы потом уже точнее определиться, что именно вам понадобится.

Что бы я посоветовал как самый универсальный вариант?

Если у вас камера Canon R и выше, то однозначно не стоит брать RF 24-105 f4-7.1 STM. Этот объектив отлично смотрится на Canon RP и подойдёт нетребовательным фотолюбителям. Но если вы покупаете серьёзный полный кадр, то и к оптике должно быть соответствующее отношение.

Универсальный набор:

Canon rf 50 + 24-105

Эти объективы позволят вам снимать где-угодно и как угодно. Большой диапазон фокусных расстояний у RF 24-105 будет комфортным и покроет огромный спектр задач как фотографа, так и видеографа. Полтинник RF 50mm f1.8 STM позволит снимать при слабом освещении даже без вспышки. Также с его помощью вы сможете делать поясные портреты с размытием заднего плана. Эта связка достаточна для практически любых задач.

Я рекомендую не докупать ничего больше, пока вы не почувствуете, что вам чего-то не хватает.

Компактный набор:

Canon rf 35

Можно обойтись и одним объективом. Это компактный стандартный объектив с очень удобным фокусным расстоянием, хорошей светосилой и оптической стабилизацией. На один такой объектив можно комфортно отснять всю свадьбу с утра до вечера, при чём, как фото, так и видео. Он действительно очень функциональный. Но у него нет зума — главный минус.

Мажорский набор:

Canon rf 24-70 15-35 70-200

Святая троица профессиональных зумов уже доступна и на новом байонете! Ура, товарищи. В чём минус этого комбо?

  1. Во-первых, стоимость.
  2. В-вторых, вес. Это нелёгкие и немаленькие объективы.
  3. В-третьих, наличие аналогов. Тоже самое на EF байонете будет стоить примерно в полтора раза меньше. По качеству вы едва ли отличите. Та же самая троица в последних версиях на EF байонете очень круто снимает. Кроме того, если вы так уж хотите абсолютного максимума, то я бы /как фотограф/ за эти деньги смотрел бы на средний формат.

Хочу предостеречь людей, думающих, что чем дороже оптика, тем красивее и круче фоточки — нет, это не так. Но если вам хочется и можется, то почему бы и нет)

Экономный набор:

Покупаете переходник Canon Mount Adapter EF-EOS R и используете любые EF объективы на вашей R/R6/R5 тушке. Ограничений нет. Качество тоже самое. Автофокус такой же отличный. Сколько я ни тестровал, EF оптика не хуже аналогичной RF. Но стоит дешевле и её завались на б/у рынке.

canon r + ef rf adatper

Бюджетный набор беззеркального полного кадра Canon R/R6/R5:

ef 40-50-85-240-70

Лично мне очень нравится комбо: EF 40mm f2.8 STM + EF 85mm f1.8 USM. Это два очень лёгких и компактных объектива. Дают шикарную картинку. Можно снять что-угодно и этот набор влезает в очень небольшую сумку. Это комбо — просто плевок в сторону различных дорогих кропов Fujifilm APS-C или micro 4/3. Вы получаете объёмную полнокадровую картинку и не таскаете с собой много стекла. При чём за небольшие деньги.

В целом, я бы не рекомендовал новичкам бросаться в омут с головой и сразу накупать много оптики или покупать дорогие объективы. В этом нет смысла. Нужно сначала понять, какой тип съёмки вам по душе и какие ваши реальные потребности. В общем, с чего я и начинал эту статью.

Также читайте про Canon RF 85mm f2 STM IS macro