Архив рубрики: статьи для фотографов

Cтатьи с информацией для фотографов: выбор объективов, обзоры камер, советы — как что лучше снимать

Про эквивалентную диафрагму или микра 4/3 для слепых — часть 10

Про эквивалентную диафрагму я уже неоднократно упоминал. Значение диафрагмы f2.8 в GoPro и f2.8 на полном кадре — очень разные вещи. Точно так же, f2.8 на мёртвой микре 4/3 и f2.8 на камерах с бОльшим сенсором — тоже очень разные вещи. Тем не менее, в комментариях к обзорам техники некоторые люди продолжают упорно верить, что надо сравнивать 35-100mm f2.8 на микре с 70-200mm f2.8 на полном кадре или 150mm f2.8 на микре с 300mm f2.8 на полном кадре. И это в корне не верно.

Количество света

Экспозиция будет одинаковой при f2.8 на различных матрицах. Например, если вы снимаете на улице, то и на полном кадре и на микре будут одинаковые настройки вроде выдержка 1/500, диафрагма f2.8, iso 100. Значение диафрагмы означает одинаковую экспозицию.

F2.8 на полном кадре НЕ светлее, чем на мёртвой микре 4/3.

На этом сходства заканчиваются.

Опираясь именно на этот параметр, фанаты мелких матриц начинают бессмысленные сравнения микры с другими камерами. Бессмысленные они потому, что результат будет кардинально отличаться.

Фокусное расстояние

Чем меньше матрица, тем меньше нужно использовать фокусное расстояние объектива. В итоге, во всех компактных устройствах используются широкоугольные объективы. Для удобства пользователей везде указывают эквивалентное фокусное расстояние относительно полнокадровой матрицы, как точки отсчёта. Оно эквивалентно по полю зрения, но НЕ по перспективе, глубине резкости и общему качеству изображения.

Я специально сделал тестовое сравнение. Снял с одной точки на объектив с фокусным расстоянием 150мм и диафрагмой f5.6 на микре 4/3 и вторую фотографию — на 300мм при диафрагме f5.6 на полном кадре.

150mm f5,6 vs 300mm f5.6

Если же эти фотографии приблизить, можно увидеть колоссальную разницу в качестве и детализации изображения. Если присмотреться, можно увидеть и разницу в перспективе.

150mm f5,6 vs 300mm f5.6 2

При этом, микру нахваливают как отличный вариант для съёмки птичек с расстояния…Именно из-за таких вещей я не перестаю возмущаться этой мёртвой системой. Думаю, ясно, почему она мёртвая.

Ещё пример. Объектив GoPro имеет ЭФР 16мм и диафрагму f2.8. Но по глубине резкости он эквивалентен f15 на полном кадре ввиду кроп фактора х5.76.

Сравнение размеров сенсоров у различных камер:

размеры сенсоров в фотоаппаратах

При этом реальное фокусное расстояние оптики в GoPro нигде не указывается. В реальности, объектив там с фокусным расстоянием в районе 3мм. Отличия объектива на 3мм и настоящего 16мм объектива состоят в следующем:

  • глубине резкости
  • в передаче перспективы

По факту это проще увидеть, чем описывать. Изображение с экшн-камер выглядит более менее при хорошем свете и то относительно бОльших матриц воспринимается как плоское и дешёвое. Даже много света не компенсирует проблемы маленьких матриц.

Динамический диапазон

Дело ведь не ограничивается только фокусным расстоянием. Меньшие матрицы дают худший динамический диапазон и сильно упрощённую цветопередачу. Светосилой объектива этого никак не компенсировать.

Чтоб это продемонстрировать я сделал пару тестовых кадров на GoPro с размером сенсора 1/2.3 дюйма и на полнокадровый фотоаппарат Canon.

 

Обе фотографии без обработки, просто JPG. Поле зрения совпадает, мы видим то самое эквивалентное фокусное расстояние 16мм.

Камера с меньшим сенсором даёт гораздо более контрастное изображение.

Что означает больший контраст? — Меньшее количество переходов от светлых участков к тёмным и наоборот. На картинке с GoPro меньше деталей в облаках, там видны выбитые белые пятна; и, в то же время, ветки деревьев чёрные без оттенков серого. На фото с полнокадровой камеры гораздо больше динамический диапазон, это значит что мы получаем больше световой информации как в тенях, так и в светах.

Всё тоже самое касается и отличий между микрой и кропом, или микрой и полным кадром. При чём, мои сравнительные тесты показали, что между кропом и микрой есть большая разница в динамическом диапазоне.

crop gopro fullframe

Поэтому, фотография на микру с объективом OM SYSTEM M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4 PRO будет совсем не такой, как на полном кадре с гипотетическим объективом 80-300mm f4. Отличий очень много, одинаковая диафрагма никак не выравнивает эти системы.

micro 4/3 nikon z9

Возгласы в комментариях о том, что новый OM System OM1 — это тоже самое, что и Nikon Z9 позволительны только ослепшим. Слепота тут больше в переносном смысле, т.к. некоторые люди настолько верят в то, что им рассказывают в рекламе, что перестают смотреть своими глазами.

tascam audio interface ca-xlr2d_main

Аудиоинтерфейс для фотоаппаратов — Tascam CA-XLR2d

Компания Tascam обнародовала долгожданный аудиоинтерфейс для беззеркальных камер Canon и Fujifilm Tascam CA-XLR 2d.

В 2021 году было объявлено о разработке этого адаптера. Этот же адаптер был замечен в презентации Canon R5C.

canon r5c tascam audio

Думаю, у некоторых людей может возникнуть вопрос —

а зачем он нужен если и так есть микрофонный вход в камере?

  • Во-первых, этот адаптер открывает возможности по использованию профессиональных XLR-микрофонов с фотоаппаратами, где есть только 3.5мм вход.
  • Во-вторых, у большинства фотоаппаратов просто отвратительные аудио предусилители. Какой бы вы микрофон не подключили в тот же Canon R5, звук будет менее качественным по сравнению с тем же микрофоном, поключенным в рекордер Zoom, Tascam или любой другой. По-простому, звуковой вход в большинстве фотоаппаратов оставляет желать лучшего.

Теперь подробнее

Tascam CA-XLR 2d обладает высококачественным предусилителем, что обеспечивает запись звука с низким уровнем шумов и широким динамическим диапазоном. С данным аудиоинтерфейсом можно использовать как конденсаторные, так и динамические микрофоны или же писать линейный сигнал с микшера.

Устройство обладает двумя XLR/TRS входами с фантомным питанием +48V и 3.5мм входом для микрофонов. Также имеется выход на наушники.

tascam xlr canon fujifilm

Из функционала Tascam CA-XLM 2D оснащён:

  • авто уровнем громкости
  • фильтром низких частот
  • лимитером

Запись ведётся в стерео-режиме, но при этом вы можете записывать раздельно микрофоны в правый/левый канал и раздельно управлять их громкостью.

tascam ca-xlr2d аудио

Формат кодирования сигнала 16бит/24бит, 48kHz/96kHz.

На данный момент презентовано 3 версии Tascam CA-XLR2d:

  • Tascam CA-XLR2d-C (для Canon)
  • Tascam CA-XLR2d-F (для Fujifilm)
  • Tascam CA-XLR2d-AN (аналоговый)

Аналоговая версия питается от 2 пальчиковых батареек (в отдельном бат.блоке) и подключается к камере через 3.5мм кабель во вход для микрофона. Честно говоря, не вижу в этом смысла с фотоаппаратами Canon, т.к. всё качество звука будет убиваться низкокачественным внутрикамерным предусилителем звука.

Куда интереснее пользоваться Tascam CA-XLR2d-C или -F, которые подключаются к камере через горячий башмак. Питание идёт от фотоаппарата, а сигнал передаётся в цифровом виде без ухудшения качества от микрофонного входа в камере. Это очень важно для тех, кто хочет иметь высококачественный звук с фотоаппарата, но не заниматься синхронизацией звука, записанного на внешний рекордер, на постпродакшене.

Схема работы

вход для xlr микрофонов

  1. Запись аналогового входа от микрофона
  2. Конверсия аналогового сигнала в цифровой
  3. Передача цифрового сигнала в камеру

Это важный момент, т.к. качество звука зачастую теряется именно на стадии аналогово-цифрового преобразования.

Кроме этого, Tascam CA-XLR2d имеет умную систему голосовой записи, которая учитывает бренд используемого устройства записи. То есть, производитель обещает, что этот аудио-интерфейс будет подстраиваться под конкретно ваш микрофон.

Если у вас есть одновременно камеры и Canon и Fujifilm, то необязательно покупать 2 таких аудио-интерфейса. Можно сменить адаптер для горячего башмака «CA-AK1-C» для Canon, «CA-AK1-F» для Fujifilm или аналоговый «CA-AK1-AN».

Ложка дёгтя

По состоянию на март 2022 Tascam CA-XLR2d с цифровым интерфейсом поддерживает камеры:

Надеюсь, список расширится.

С аналоговым интерфейсом можно цеплять к чему-угодно, но большого смысла я лично не вижу.

Итого

Лично меня очень обрадовало появление такого устройства. Оно решает проблему звука на фотоаппаратах Canon/Fujifilm. А проблема есть. Я эту проблему решаю путём использования рекордера Zoom F1. Но это влечёт за собой постоянное сведение звуковых дорожек на посте.

Tascam CA-XLR2d выравнивает фотоаппараты с профессиональными видеокамерами по части записи звука. В то время, как все гнались за параметрами изображения (4К, Log, 4:2:2 и прочее), проблема со звуком на фотоаппаратах оставалась актуальной для большинства камер за исключением камер Panasonic. У Панасоника с этим лучше, т.к. в их камерах более качественные звуковые предусилители, плюс они давно уже выпустили адаптер Panasonic DMW-XLR1, аналогичный герою обзора от Tascam.

Как я уже писал, Tascam CA-XLR2d засветился в связке с Canon R5C. Здорово, что поддержка этого адаптера не ограничивается только топовой моделью. Есть правда и нюанс. Tascam CA-XLR2d поддерживается только беззеркалками. У Canon есть масса зеркальных фотоаппаратов и на данный момент их поддержка не озвучена. А для беззеркалок уже выпущены новые прошивки с поддержкой нового аудиоинтерфеса от Tascam.

Вес Tascam CA-XLR2d составляет 331 грамм.

Рекомендованная цена новинки 499дол.

Источник новости — официальный сайт Tascam.

olympus ep-l10 vs fujifilm x-s10

Микра 4/3 против кропа: Olympus E-PL 10 vs Fujifilm

На камеру Olympus E-PL10 немного обзоров в интернете. Камера находится в начале линейки олимпуса и позиционируется как апгрейд после смартфона, а также как блоггерская камера. Хотя для блоггинга устройство без входа для микрофона едва ли годится.

Я очень благодарен украинскому магазину profotosale.com.ua за возможность протестировать камеру на системе микра 4/3. Сейчас такие камеры у нас довольно сложно найти в фотомагазинах. Представительства этого бренда давно нет в Украине, да и сама эта система уже давно потеряла актуальность.

В этой статье я сравню камеру с миниатюрным сенсором 17.3мм на 13.0мм против APS-C кроп-камеры с сенсором 25.1мм на 16.7мм.

aps-c vs micro vs ff

На первый взгляд, разница между кропом и микрой небольшая. Но по факту она весьма ощутимая. В моих тестах вы увидите, почему размер таки имеет значение.

Вес камер

Основное, чем всегда хвастались камеры на системе микро 4/3, это компактность и размеры. Давайте сравним с аналогами с кроп матрицами.

Если брать начальные модели примерно одной ценовой категории, то по части веса мы будем иметь следующее:

модель Olympus E-PL 10 Fujifilm X-T20 Fujifilm X-A5 Fujifilm X-E3 Canon m200 Canon EOS M50
вес 380гр 383гр 361гр 337гр 299гр 387гр

Если сравнивать различные модели кроп-беззеркалок, мы видим, что у фотоаппарата с ещё меньшей матрицей нет преимуществ в уменьшенном весе. Нередко кроп камеры даже легче. Что касается габаритов, то это всё очень компактные устройства.

В своих тестах я буду сравнивать с Fujifilm X-S10, которая весит 465гр. Но это более продвинутая и дорогая модель (именно она у меня есть в наличии, других нет). Хотя по качеству фотосъёмки мало отличается от Fujifilm X-T20 из таблицы выше. Сравнение матрицы X-T20 vs X-T3 (такая же как у X-S10) у меня было в  этом видео.

Давайте ради любопытства сравним по весу топовые модели на кропе и микре 4/3.

модель Olympus OM-1 Olympus E-M1 Mark III Panasonic GH5 Panasonic GH6 Fujifilm X-T3 Fujifilm X-T4 Nikon Z50 Canon M6 Mark II
вес 599гр 580гр 725гр 823гр 539гр 607гр 450гр 408гр

Камерами формата кирпич на микре отличились модели Panasonic GH5/GH6, которые по весу уже аналогичны топовым полнокадровым беззеркалкам. Olympus же хоть и легче Панасоника, но по факту не имеет преимущества перед кропами с большими сенсорами.

Вес стандартной оптики

Но вес тушки — это ещё не всё. Давайте сравним, сколько весят КИТОВЫЕ объективы для кроп-беззеркалок и для беззеркалок с сенсором микра 4/3.

модель Olympus 14-42mm f/3.5-5.6 Olympus 12-40mm F2. 8 Pro Fujifilm XC 15-45mm F3. 5-5.6 Fujifilm XF 16-55mm F2. 8 Fujifilm XF 18-55mm f/2.8-4
вес 113гр 382гр 136гр 655гр 310гр

Самый простой кит объектив отличается по весу на 26 грамм, этим можно пренебречь. А вот если брать лучшие светосильные зумы,  то разница в 273 грамма будет более ощутимой. Если сравнить Olympus 12-40mm F2. 8 Pro и Fujifilm XF 18-55mm f/2.8-4, то кроп объектив будет даже чуть легче.

Про эквивалентность

И тут мы подходим к очень важному моменту — что с чем сравнивать. Дело в том, что f2.8 на микре НЕ эквивалентно тому, что вы увидите при съёмке на f2.8 на кропе. Да, настройка экспозиции будет такой же. Количество света диафрагма f2.8 пропускает одинаково — независимо от размера матрицы. Но вот глубина резкости и объём в кадре будут существенно отличаться.

Во многих сравнениях в интернете любят сравнивать даже f2.8 на микре и f2.8 на полном кадре по весу, цене и габаритам. А то, что эти объективы дают принципиально различную картинку, об этом предпочитают умалчивать. Для наглядности я покажу несколько фото, снятых при одинаковой диафрагме, но с разными фокусными и разными матрицами.

Если вы хотите получить поле зрения, как 300мм на полном кадре, то на кропе вы будете пользоваться объективом с фокусным расстоянием 200мм, а на микре 4/3 это будет 150мм. При этом, одинаковая диафрагма f5.6 будет давать очень отличающееся изображение.

200mm vs 150mm f5.6 micro 4/3 vs aps c crop
200mm vs 150mm f5.6 -1
200mm vs 150mm f5.6 micro 4/3 vs aps c crop
200mm vs 300mm f5.6 ff vs micro

Если присмотреться, то заметна разница не только в степени размытии, но и в перспективе кадра.

Что также заметно, это разница в контрасте. Фото на Olympus E-PL10 всегда более контрастные, а в сложных участках имеют пересветы. Об этом позже.

Вес теле-объективов

Зайдём на территорию тяжёлой оптики. Именно теле-объективы традиционно отличаются максимальными габаритами и весом.

модель Olympus 40-150mm F4-5.6 Olympus 50-200mm f/2.8-3.5 Fujinon XC 50-230mm f/4.5-6.7 Fujinon XF 70-300mm F4-5.6 Canon EF-M 55-200mm f/4.5-6.3 Canon EF-S 55-250mm f/4-5.6
вес 190гр 1070гр 375гр 580гр 260гр 375гр

У меня в наличии для теста был зеркальный объектив Canon EF-S 55-250mm f4.5-5.6 STM. Но в таблице для сравнения я привёл и другие модели с похожим полем зрения. Объектив 40-150mm F4-5.6 на микре 4/3 выигрывает в компактности и весе у кроп-аналогов 50-230мм или 55-200мм. По факту, это всё очень миниатюрные и невесомые объективы. Но вот если мы захотим на микре 4/3 получить похожую глубину резкости, то нам надо будет взять Olympus 50-200mm f/2.8-3.5, который будет ощутимо тяжелее кропнутого Fujinon XF 70-300mm F4-5.6 с меньшей светосилой.

При рекламе микры 4/3 все любят упоминать о супер-телезумах, вроде Olympus M.Zuiko 100-400mm f/5.0-6.3 IS вес 1,120гр. Для кропа ближайший аналог Fujinon 100-400mm f/4.5-5.6 с весом 1,436гр. Объектив на микре 4/3 будет давать больше приближение и весит на 300гр меньше. Но надо сказать, что оба объектива немаленькие и нелёгкие. Фокусные расстояния с полнокадровым эквивалентом в районе 600-800мм очень специфические по характеру использования.

Тем не менее, на рынке уже есть относительно компактная оптика для полного кадра/кропа с параметрами Canon 200-800mm f/6.3-f/9.0 RF IS USM, Canon RF 600mm f/11 IS STM, Canon RF 800mm f/11 IS STM.

В среднем, объективы для микры 4/3 несколько меньше и легче похожих на кропе. Но это не та разница, которую вы будете ощущать. Зеркальная оптика для полного кадра существенно отличается по габаритам.

Объективы для беззеркального кроп и микры сопоставимы по компактности и весу. Разница между этими системами куда более ощутима в качестве изображения.

Динамический диапазон

Камеры с матрицами микра 4/3 имеют проблемы с динамическим диапазоном. При чём, они ощутимо уступают не то, что полнокадровым, а аналогичным по габаритам кроп-камерам. Проблемы заметны как в RAW, так и JPG.

jpg olympus vs fujifilmjpg olympus vs fujifilmOlympus имеет тенденцию всегда чуть переэкспонировать кадр. Такую же особенность я замечал и за Панасониками на микре. При ярком солнечном освещении это позволяет избежать провалов в тенях, но вот при более сложной сцене, провалы появляются как в тенях, так и в светах. Стоит заметить, что у Fujifilm одна из лучших внутрикамерных обработок JPG файлов  и эти камеры дают очень хороший динамический диапазон в JPG среди других кропов.

Так выглядят RAW файлы с двух камер без обработки:

olympus vs fujifilm rawВидно, что Fujifilm проэкспонировал кадр ниже для сохранения информации в светах. При этом теневые участки выглядят более проваленными, чем на Olympus.

Вот результаты, которые я получил после обработки RAW файлов:

raw olympus vs fujifilm crop ddКонечно, в RAW лучше, чем в JPG, но микра по-прежнему ощутимо отстаёт от кропа. Если приблизить, можно хорошо увидеть разницу:

raw olympus vs fujifilm crop ddНа фото слева коляска полностью растворилась в проваленных тенях, кроп-камера смогла вытянуть эту информацию. И это несмотря на то, что исходник на Fujifilm был проэкспонирован примерно на ступень ниже, то есть тени в исходнике были ещё более проваленными. Это говорит о существенной разнице в потенциале для постобработки RAW-файлов с кропа и микры 4/3.

Детализация

Olympus E-PL10 имеет разрешение в 16 мегапикселей, что является средним показателем для микры 4/3, а мой Fujifilm X-S10 имеет 26 мегапикселей, что также уже стандартно для современных кропов.

Обе камеры дают очень резкие изображения. Но камера с кроп сенсором обеспечивает ощутимо большую степень детализации при рассмотрении деталей.

Ещё один пример фото в JPG бок о бок:

olympus vs fujifilm jpg

Если приблизить:

jpg olympus vs fujifilm details

Разница в детализации будет ощутима, когда вы захотите обрезать изображение (часто происходит при съёмке птиц или других удалённых объектов), а также при печати изображений. Тем более, что здесь помимо относительно небольшого количества мегапикселей, есть очевидные проблемы с динамическим диапазоном.

Цветопередача

У Олимпуса приятная цветопередача. Цвета чистые и насыщенные. Но, если вы привыкли снимать на камеры с большим сенсором, то фотографии на микру 4/3 вам будут напоминать мультфильмы ввиду завышенной насыщенности и контрастности.

Одна из проблема микры в ограниченном цветовом охвате. Эти камеры не передают ту полноту цветовой гаммы, на которую способны APS-C сенсоры, не говоря уже о полном кадре.

Рабочие ISO

По ISO разница, естественно, тоже в пользу кропа.

ISO fuji vs olympus

Исходные файлы прикреплю в конце статьи.

Про Olympus E-PL10 в целом

Это очень симпатичная камера с приятным корпусом и стильным дизайном. Корпус выполнен качественно, Olympus E-PL10 в руки брать приятно в отличии от камер Sony, изготовленных крайне дёшево.

olympus ep-l10

Хват неудобный, но с лёгкими объективами это позволительно. С объективом Voigtlander 42.5mm f0.95 (весом под 600 грамм) камерой пользоваться не комфортно.

olympus ep-l10

Автофокус при хорошем освещении работает исправно, нареканий нет. При плохом освещении и на видео уступает автофокусу на камере Fujifilm.

Возможности по видеосъёмке очень ограниченные — камера явно не для блоггеров.

Чуть не забыл, Olympus E-PL10 обладает хвалёной матричной стабилизацией. В процессе визирования это заметно — картинка как бы слегка плывёт на экране. Но вот на практике при фотосъёмке я получал смазы при выдержках 1/60-1/100, что является неудовлетворительным для любой системы стабилизации. Заявленная степень стабилизации — 3.5 ступени экспозиции.

Итого

Время таких девайсов прошло, т.к. нишу устройств для нетребовательных фотолюбителей заняли смартфоны. У микры 4/3 есть преимущество в качестве над камерами в телефонах, но эта система слишком уступает современным кроп-фотоаппаратам и тем более полнокадровым, чтобы продолжать оставаться на рынке.

Как показало сравнение, у микры нет ощутимого преимущества в размерах перед кроп-камерами. Зачастую они идентичны по весу. А вот явный проигрыш по качеству изображения очевиден.

Тестовые файлы на Google Disk:

По поводу динамического диапазона хочу уточнить, у Fujifilm он максимальный при значении ISO 640. Подробнее об этом тут.

P.S. И ещё раз хочу напомнить, что камеры Fujifilm поколений X-Trans III/IV не отличаются принципиально между собой по качеству фотосъёмки. Впрочем так же как и различные модели на микре 4/3. Мысль о том, что более дорогая камера из одной линейки вот прям совсем по-другому и круче снимает — сильное заблуждение. А вот разница между размерами матриц есть.

инвестиции в фототехнику

Стоит ли инвестировать в фототехнику?

Это вопрос мне задавали в разных вариациях на ютюбе, поэтому я решил сделать развёрнутый ответ.

В связи с экономической нестабильностью и колебаниями курсов национальных валют люди думают, во чтобы инвестировать деньги, чтобы они не пропали/обесценились.

Пока я пишу эту статью, я очень сдерживаюсь, чтоб не написать:

Инвестиции в фотоаппараты и объективы — полнейший идиотизм.

Упс, вот я и не сдержался. Всё таки написал сразу, почти без предисловия.

Откуда возникает мысль об «инвестировании» в фототехнику?

Для начала опишу, почему такая «гениальная» мысль приходит на ум некоторым людям.

Некоторые люди с фотоаппаратами видят, как курс в обменнике растёт…но валюту покупать скучно, поэтому хочется купить что-то весёлое. А новая игрушка — это весело. Но мы ведь про инвестиции здесь говорим, а не об игрушках. Вот тут и случается подмена понятий. Хочется игрушку, а называем её инвестицией.

Более продвинутый уровень — инвестировать надо в стекло (в объективы), оно не так быстро обесценивается. В течении многих лет это отчасти было верно. Б/у объективы теряют в цене меньше, чем б/у камеры. Но в целом, это все равно заблуждение.

Ещё один довод «за» вложения в фототехнику — она дорожает. Самые одарённые высчитывают такие подорожания исключительно в национальной валюте — без комментариев.

Но есть и другое объективно обусловленное подорожание объективов и фотоаппаратов, случившееся в 2020-2021 годах. Это ситуация, когда в магазинах внезапно подорожали даже старые модели камер/объективов. Причина — мировой кризис полупроводников. В мире стало нехватать микросхем и прочих компонентов для сложной электроники. Это коснулось не только фототехники. Когда проседает производство, это ожидаемо приведёт к росту цен. Тем не менее, это по-прежнему не делает покупку фотоаппарата инвестицией на будущее.

Тут я привёл доводы, откуда появляются такие мысли у людей. Далее объясню, в чём состоит глубокое заблуждение.

Что такое инвестиция?

Суть любой инвестиции — сохранение денег в долгосрочной перспективе. Инвестиция должна быть устойчивой к кризисам, валютным колебаниям и даже социальным потрясениям. Они ещё и должна быть в идеале легко конвертируемой, то есть ликвидной.

Почему инвестиция в фототехнику — форменный идиотизм?

Спрос на фототехнику существует в относительно здоровом обществе, которому есть дело до удовлетворения вторичных потребностей. В обществе, где главным становится выживание, фототехника никому даром не нужна.

Весна 2020 года это наглядно продемонстрировала. Цены на б/у объективы быстро обвалились раза в полтора-два и то они лежали на барахолках без спроса. Люди сидели дома и боялись, им вообще не до этого было. Кому вообще эти фото-игрушки нужны в потрясённом обществе?

Пирамиду Маслоу надо чтить.

пирамида маслоу фотодрочера

Кто-то закономерно ответит — рано или поздно потрясение проходит, а инвестиция остаётся. Да, только настоящая инвестиция, а не покупка очередной игрушки. Во второй половине 2020 года цены на б/у фототехнику более менее восстановились. Но тут есть другой нюанс.

Рынок фототехники сужается и теряет популярность с каждым годом

С каждым годом людям фотоаппараты нужны всё меньше. Со мной не согласятся фотографы и люди, уже имеющие парк оптики. Понятно, что те кто в теме, ценят и лелеят своё добро. Но я говорю о глобальной ситуации среди всех людей, а не только среди профессиональных фотографов, которых становится всё меньше.

Фотография как таковая не вымирает, но становится нишевой и камерной. Как театр был вытеснен кино, кино было вытеснено телевидением, а ТВ — интернетом. Сейчас некоторые люди по-прежнему ходят в театры. Но количество таких людей очень невелико. Так же и с фотографией.

Если рынок сужается, то сужается и спрос на технику. Падение спроса ведёт к падению цен. То есть, допустим вы купили какой-то б/у объектив в качестве инвестиции. Но через 2 года вы его продадите условно на 30% дешевле, т.к. всё меньше людей интересуется этим и кроме того, выйдут новые модели на замену этому объективу.

Кстати, брать новую технику как инвестицию — вдвойне глупо. Так же как и с машиной — когда вы выходите из магазина с новым объективом, он уже падает в цене процентов на 10, т.к. он уже стал б/у и вы его будете продавать на барахолке с уценкой.

Технологии и актуальность

Инвестиция в фототехнику — полнейшний идиотизм, т.к. все технологные товары подвержены быстрому моральному устареванию.

Это так же, как сказать, а давайте инвестировать в последний айфон — он ведь такой дорогой. Через год ваш айфон будет стоить на 50% ниже, т.к. выйдет новая модель. Прошлогодний айфон уже не будет актуальным и его цена автоматически рухнет.

Заблуждение старожилов

В случае с фототехникой, есть такая стратегия среди старожилов — покупать топовые, но старые объективы. Логика в том, что они уже максимально потеряли в цене, а вы берёте его б/у и продадите потом примерно за столько же. Это отчасти работает, но только в некотором промежутке времени. Даже они все равно ощутимо дешевеют со временем. Плюс вся старая техника теряет ликвидность и подвержена износу. А ремонт объективов/фотоаппаратов — дело дорогое и неблагодарное.

Старые хорошие дорогие объективы тоже подвержены снижению цены. Но это не потому что они изнашиваются (хотя это тоже) или от того, что новые модели принципиально лучше. Они главным образом дешевеют от характера спроса.

Самый большой и платежеспособный спрос на фототехнику среди новичков. Именно они готовы хорошо платить за новые игрушки. А новички предпочтут купить новую топовую модель в магазине, а не рыскать по барахолкам среди «неактуального» и стрёмного фотобарахла. Цена на те старые хорошие объективы ещё как-то держится за счёт старожилов, но это — временное явление.

Конкретный пример: компания Canon объявила о намерении пополнить линейку RF оптики на примерно ещё 30 объективов к 2025 году.

Как вы думаете, что будет с ценами на старые EF объективы на барахолках?

Они будут стремится ко дну. Да, это радостная новость для тех, кто в теме. Но эти люди не определяют рынок. Рынок определяют новички. А новички хотят брать самое новое, потому что фоточки лучше будут. Не важно, что оно точно так же снимает. Мы здесь про экономику говорим, не про искусство.

Вот и получается в итоге, что инвестиция в фотоаппарат или объектив — это трата денег на то, что неизбежно упадёт в цене. Покупая тот или иной объектив/фотоаппарат, вы приобретаете вещь, которая уже была или будет скоро заменена на другую новую. Это приводит к падению стоимости вещи и падению спроса на неё. Вы можете купить какой-то объектив по сладкой цене, а потом не сможете его вообще продать, т.к. на него уже не будет спроса.

Вспомнился ещё один довод в пользу такого «инвестирования:

Куплю сейчас, потом эта камера/объектив дороже будет.

В краткосрочной перспективе вполне возможно. Но только в краткосрочной. Глобально эта техника обесценивается так же, как и вся фото-деятельность.

Выводы

Если вам всё таки очень хочется купить тот или иной объектив — то покупайте. Но не нужно при этом обманывать себя, что это — инвестиция, которая сохранит ваши деньги. Говорите себе честно — покупаю игрушку ради удовольствия.

Можете воспринимать покупку очередного объектива как коллекционирование. Кто-то собирает бабочек/почтовые марки, а кто-то — фототехнику. Главное не заблуждаться, выдавая желаемое за действительное. Разговор про инвестиции — зачастую просто оправдание траты денег на своё фото-развлечение.

Инвестиции — это не про покупку игрушек.

Во все времена было выгодно инвестировать в знания. На этом сайте есть такая возможность, ведь у меня можно заказать индивидуальную консультацию.

Где скачать Log для Canon R/R6/R5 и как его покрасить?

Для того, чтобы получить готовое и красивое видео, снятое в профиле Canon C-Log, вам понадобиться скачать и применить в видеоредакторе файл с LUT таблицами. По-простому, это называется покрасить Log.

Проблема с лут-файлом для камер Canon в том, что он неочевидно расположен. Он качается с официального сайта Canon, но на русскоязычном сайте я этот файл найти не смог. Там есть замечательное описание, что такое Log, но не сам файл лута.

Для того, чтобы найти LUT файл для Canon-Log, нужно в поисковике набрать «canon r lut table«.

canon log lut

Подходящий файл я нашёл на сайте Canon Canada:

вот ссылка

Когда вы распакуете архив, там будет много папок и файлов. Для упрощения на скриншоте ниже я выделил путь к самому стандартному Lut-файлу в фотоаппаратах Canon R/R6/R5:подходящий log файл лут кенон

Существует три варианта таблиц 3D LUT:  на 17 ячеек, 33 ячейки и 65 ячеек. Они отличаются точностью покраски. Чем больше — тем точнее, но тем больше весит файл. Так например, накамерные мониторы как правило не поддерживают Lut-файлы на 65 ячеек. А при использовании Лута на 17 ячеек, возможен бендинг (но не всегда). Универсальный вариант — луты на 33 ячейки (Grid).

Также Log файлы зависят от цветового пространства. У фотоаппаратов Canon это по умолчанию BT709, хотя в R5 можно переключать на BT2020. Когда накладываете Lut файл, он должен совпадать с настройкой в камере по этому параметру.

Это ещё не всё

После того, как вы наложите LUT-таблицу на ваше видео в редакторе (на этом я не буду останавливаться), нужно будет добавить насыщенности и возможно контраста. Это нужно уже делать на вкус и цвет. Вот после этого видео в C-Log профиле уже точно будет готово.

И ещё…

Я описал схему, как красить каноничным лутом — то бишь с сайта производителя. Есть также масса мест в интернете, где можно скачать кастомные луты. Также вы можете делать свои луты, для этого понадобиться такая программа, как 3D Lut Creator.

Также читайте: Как посмотреть пробег на камерах Canon?