для клиентов, для фотографов

Размышления о профессиональной этике

репутация фотографа

Начну с ситуации, которая подтолкнула к написанию этого поста.

Поиск подрядчика — очень муторное и, иногда кажется, безнадёжное дело. Мне нередко пишут ретушёры, пилоты квадрокоптеров и другие фотографы на тему «сотрудничества». Если говорить прямо, они просят дать им работу. Действительно, мне нередко нужны услуги ретушёра, т.к. я не всегда успеваю всё делать сам. Сложность в том, чтобы найти адекватного человека. Под словом «адекватный» подразумевается даже в первую очередь не его способности в обработке фото, а адекватность в исполнении договорённостей.

Первый вопрос, который я задаю подрядчикам (так же как и многие мои клиенты) — сколько стоят ваши услуги? Один парень мне написал цифру за ретушь «от 15грн». Я удивился, но запомнил его. Потом, когда я обратился к нему с реальными фотографиями, цена возросла до 10$ за штуку. Я понимаю, что сложность ретуши бывает разной. Я сам делаю эту работу и знаю, что к чему. Но скачок первоначальной цены почти в 20 раз — просто неадекватно. Такая история у меня повторялась с различными людьми. Естественно, ни о каком сотрудничестве речь дальше не шла. Человек может пойти на ухищрения и сказать, что 15 грн — это если заказ на 100 фото, если они однотипные, если там всё просто, и много много «если». По моему мнению, это нечестная и глупая игра. Обхитрить все равно не выйдет, только тратиться время на препирательства.

Следующий пример — когда человек делает работу по оговоренной цене, но в последний день, когда уже подходит срок отдачи материала, говорит, что попал в больницу/улетел на отдых/любая другая причина и ничего не сделает вообще. Речь не об отсрочке, а о том, что он просто не сделает работу.

Это касается не только ретушёров. Один мой знакомый фотограф хронически не дружит со временем. Когда я договариваюсь на встречу, то всегда точно рассчитываю, сколько занимает дорога. 15 минут задержки меня заставляют сильно нервничать. У него же опоздание может быть на 30-40 минут и это в порядке вещей. Он хорошо фотографирует, но я не хочу с ним работать, т.к. он также подводит и по срокам сдачи материала. Неделя туда-сюда, а может и больше — нормально.

Факт в том, что люди подходят к работе крайне безответственно и не следуют договорённостям. Я отлично понимаю, почему существует офисный режим с 9 до 18. На фрилансеров трудно полагаться, они могут пропасть и подвести в любой момент. Ведь одно дело, когда клиенту нужны фотографии для семейного альбома и он может подождать лишнюю неделю, а то и месяц. Другое дело — когда фото нужны для коммерческих целей, например, для сдачи недвижимости в аренду. В случае с B2B, время — деньги. Но не все люди живут по таким принципам.

Один мой товарищ после нескольких лет скитания по офисам верно подметил, что Киев — город «купи-продай». В какой конторе он бы ни работал, все занимаются каким-то посредничеством и перепродают товары или услуги. Исторически это так и было: Киев всегда был городом торгашей и ремесленников. В таких условиях способности — правильно вести дела, грамотно договариваться, следовать договорённостям и не подводить людей — самые важные. Из их совокупности формируется репутация человека. На фотографа можно смотреть как на творца в художественном полёте, а можно как на делового человека, ответственно предоставляющего услуги. Когда вы платите деньги, то второй вариант намного более предпочтителен.

Процитирую начало книги Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества»:

Деньги — самая всеобъемлющая и многообразная система взаимного доверия из всех, когда-либо придуманных. Это единственное, чему доверяют все.

Очень меткая формулировка. Есть некие принципы, как правильно вести дела.  Когда кто-либо покупает услугу, он ожидает, что их будут придерживаться. Для начала — «я доверяю тебе, ты доверяешь мне». В частности, за оговоренную сумму будет предоставлено качество, аналогичное примерам в портфолио, точные сроки выполнения работы и т.д. Всем хочется играть по понятным правилам. Например, клиент хочет понимать, сумма заказа будет увеличиваться в зависимости от кол-ва часов или от кол-ва фотографий и т.д. Это — базисные вещи, которые берут начало ещё из детского сада. Если мы играем по правилам, которые оговорили заранее, — все довольны. Если правила неясные, меняются на ходу или не соблюдаются — игра не складывается.

Я чаще выступаю в роли исполнителя. Но когда оказываюсь на месте заказчика, отлично понимаю, насколько сложно найти адекватных людей. А найти их можно только методом проб и ошибок.

Также читайте: