Мысли вслух о портретном полтиннике

Полтинник, или объектив 50мм, штука очень популярная. Он более чем часто позиционируется как портретный объектив, с чем я совсем не согласен. Хочу остановиться на этом подробней.

Недавно в магазине фототехники я подслушал следующий диалог между покупательницей и продавцом:

— Здравствуйте. Меня интересует Canon 6D. И портретник к нему.

— Вам 1.4?

— Да. И ширик какой-то ещё. Может 28, может 24.

После чего я спросил у продавца: почему он советует полтинник на полный кадр в качестве портретника вместо 85мм? Ответ был очевиден: потому что дешевле.

В этом и состоит популярность полтинника. Он для всех портретник, потому что дешёвый. Но цена не меняет фокусное расстояние объектива.

Другое дело, если полтинник покупается на кроп. Получается около 83мм, что является вполне хорошим фокусным для портретов.

Почему 50мм — не портретное фокусное расстояние?

Это легко ощутить на практике, имея в руках 50мм и 85мм (или 135мм).

В чём отличия?

С 50мм вы не можете подойти слишком близко к человеку, т.к. это вызовет искажения пропорций тела или лица. Этим можно намеренно пользоваться для создания художественного эффекта. К примеру, как на этом фото:

портрет на 50мм

Такой ракурс увеличивает глаза и сужает нижнюю часть кадра (подбородок и плечи), что в данном случае только на руку.

Подойти ближе с полтинником можно, но осторожно и не всегда. Т.к. это искажает лицо.

Можно ли отойти дальше, чтоб сделать полноростовой портрет? — В большинстве случаев — нет. Если вы отойдёте дальше с 50мм, вы потеряете изоляцию человека от фона. У вас будет слишком много мусора в кадре. Исключение — когда фон благородный и его присутствие не портит кадр. Например: в красивой зелени, или же на берегу моря. Вот кадр на полтинник, который я считаю очень удачным:

На тот момент у меня с собой был выбор из 35 f1.4, 50 f2 и 85 f1.8 и именно полтинник лучше всего передал атмосферу и создал настроение на фото. Это кадр, из-за которого я не хочу расставаться с Гелиосом 81Н.

Для таких кадров нужны особенные условия. Если на 85мм можно снимать где угодно и на любом расстоянии, то с 50мм нужно хорошо подумать. Для сравнения, вот кадр на 85мм, который на полтинник совершенно бы не смотрелся:

Снимая на 50мм, вы понимаете, что подойти слишком близко нельзя — объект искажается, слишком далеко тоже нельзя — не хватает изоляции от фона. В итоге на полтинник нормально снимать только поясные портреты, и то с внимательной оглядкой на то, что у человека за спиной.

При некоторых условиях, можно вообще получить почти идентичный результат, что на 50мм, что на 85мм. Как например тут:

Но снимать портреты на 85м или 135мм намного приятней, чем на 50мм. Вы можете сделать очень крупный план — и ничего плохого не будет. Вы можете снять человека в полный рост, если отойдёте подальше и получите приятное боке и интересную перспективу.

Вот пример удачной фотосессии в студии на 50мм.

Повторюсь, портретные фокусные расстояния начинаются с 85мм. Это может быть 85, 135, 200 или даже 300мм. Очень неудобно, но можно. Но на полном кадре объектив 50мм лишь частично может выполнять портретную функцию, что обязательно следует учитывать при покупке. Кстати, и на 14мм при желании можно снимать людей.

Рекомендую к прочтению статью: как выбрать портретный объектив?

А вот статья о том, почему полтинник НЕ универсальный объектив и почему его поле зрения не соответствует человеческому.

Обзоры других полтинников от Olegasphoto: